ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.12.2020
Просмотров: 342
Скачиваний: 1
Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.
2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному ( с формированием отношений – мировоззрение)
Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы).
Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности. Образовательные: - сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями - указать на связь строения с выполняемыми функциями.
Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями;
- продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.
Развивающие: - продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц., рекомндации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей.
Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидакт. проц.. Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул. проц. обуч.
1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности у.
2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с современ. науч. знанием.
3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководстве учителя.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип доступности обучения.
7. Принцип прочности рез. обучения.
8. Принцип связи обучения с жизнью.
9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности учащихся. Принцип наглядности.
Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию и переработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч. детям надо тать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»
Виды наглядности по линии возрастания их абстраутности:
1. Естеств. наглядность
2. Экспериментальная (опыты, эксперименты)
3. Объемная (модели, макеты)
4. Изобразительная (картины, фотографии, рис.)
5. Звуковая
6. Символическая или графическая (графики, схемы)
7. Внутренняя (образы, создаваемые речью У)
16К.Д. Ушинский
К.Д.Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Он — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания:
"О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (в 2 т.,1868-1869) и др.
Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864) выдержали множество переизданий. Его идеи о народности в воспитании, о необходимости обучать детей на родном языке, а также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют свое научное значение до настоящего времени.
Пед принц:1)обучение д/строится с учётом возраст и псих особен.2)принцип наглядности3) от конкрет к абстракт, отвлечен.4)развитие умственсил и способностей
18 Развитие коррекционной педагогики и специальной психологии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. В связи с развитием психолингвистики эти поиски стали не только интенсивнее, но и результативнее.
В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу дошкольного коррекционного воспитания и обучения. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизм отклонений в развитии, разработаны пути воздействия, адекватные имеющемуся у ребенка дефекту.
Установлено строение разных форм психической деятельности, определен системный характер строения высших психических функций на разных этапах онтогенеза, выявлен состав разных звеньев этой системы и степени ее пластичности у ребенка, определены пути и средства коррекции и компенсации отклонений в развитии ребенка
Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздейиствие на детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов. Это принципы системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального похода к ребенкy, принцип доступности и др. Одним из первоочередных и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения. Этот принцип ориентирует коррекционное воздействие на устранение или сглаживание, коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности, которое возможно только при сформированности ключевых звеньев развития.
19Методы и средства воспитания.
Методы воспитания – способы проф взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленные на решение образоват-воспит задач.
Приёмы воспитания – элементы методов воспитания (пример: беседа – метод, реплики, мимика – приём).
Средства – различные виды деятельности (игровая, трудовая), совокуп произведений материальной и духовной культуры, привлек для пед работы. Классификация методов:
IV. Классификация Г. И. Щукина.
А) Методы формирования сознания личности.
Б) Методы организации деятельности и формирования поведения.
В) Методы стимулирования деятельности и поведения.
Г) Методы контроля, самоконтроля.
(А) Методы формирования сознания личности (их цель – формирование убеждения): Рассказ. Объяснение. Беседа
Лекция. Дискуссия, Диспут. Пример
(Б) Методы организации деятельности и формирования поведения: Упражнение. Приучение. Создание воспитательных ситуаций. Требования. Инструктаж. Демонстрация.
(В)Методы стимулирования деятельности и поведения: Наказание. Поощрение. Соревнование. Познавательная игра.
(Г) Методы контроля, самоконтроля: пед наблюдение, беседа, психолог опросники.
20Инновац процессы в образовании.
Противореч соврем с-мы образ: темп приращения знаний и ограниченные возможн их усвоения учеником.
Инновац обуч-развитие способн на основе образов и самообраз.
Фундаментальность= Удовлетворение интересов личности +целостность+направленность способств творческ развитиюличности и верному выбору индив программы жизни . 60-е-80 гг хар-на формула образ-знать всё о немногом и немного обо всём, 90 г- знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность. Сущностный подход-синтез естеств гуманит и технич наук/, синергетический подход(содружествен совмест действие органов в одном и том же направлении).
Акмеологический подход-Комплекс научных дисциплин, объектом кот явл чел вдинамике саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в жизнен сферах самореализ.
Т.о., инновац образов включ в себя личностн подход, фундамент образов, творческое начало, сущностный и акмеолог подход, профессионализм, сиртез2-хкультур(техн и гуманит), использ новейших информац технологий.
22. Лев Николаевич Толстой
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян., где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на формирование творческой самостоятельности детей, стремился к развитию теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука». «Азбука» графа Л.Н.Толстого - комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.
Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божию, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению.
Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме рассказа. Ни за поведение, на за плохую успеваемость детей не порицали.
Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Он приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики». Толстой опубликовал в журнале многие свои статьи.
Толстой написал одиннадцать статей, в которых показал ошибочность системы народного образования в царской России и в буржуазных странах Западной Европы, одновременно изложив свои педагогические взгляды. Он убедительно доказал, что правящие классы ни в России, ни в зарубежных странах не заботятся о настоящем образовании детей из народа, что школы не отвечают интересам народа. Толстой писал тогда, что «насущнейшая потребность русского народа есть народное образование... Образования этого нет». Писатель задумал создать «Общество народного образования», целью которого должно было явиться «Распространение образования в народе». Но царское правительство не дало на это разрешения, и тогда Толстой написал, что он хотя бы и один, но будет составлять «тайное общество народного образования».
Толстой целиком посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна».
21СФункции иосновные напр.деят Кл.рук.
Кл. рук. (обучно опыт-й учит) занимается внекл. восп. раб., орган. общ. полез. труд, нравствен. и эстет. деят. уч-ся, созд. кол-в класса.
Функции классн руководителя: 1)воспит-ие нравств-ти уч-ся. 2)организ-я колл-ва класса 3)развитие познавательных интересов 4) охрана здоровья шк-ов. 5) тесный контакт с родит-ми.
Обязанности кл руководителя: 1)всестороннее изучение уч-ся.(наблюдение, беседа) 2) контроль успеваемости и дом.работы. 3)вовлечение уч-ся в кружковую работу. 4) работа с семьей. 5)ведение личных дел уч-ся.
Планирование воспит-й работы. 1) определить уровень воспит-ти класса. (что хор., что плохо) 2) разработка внеклассных мероприятий. (беседы, экскурс., вечера) 3) разработка мероприятий по решению ведущей воспит-й задачи. (как повысить кач-во самост.раб) 4) офрм-ние плана воспит-й работы (по датам)
Ф-ции - формы: освобожденная, кл.рук. нескольких кл.,совмсщ.с ф-цией учителя, Авторские - история пед.насчитывает мн-во. Макаренко - теория коллектива. Сухомлинский. Пед-новаторы:80е гг. Никитин -система закаливания детей в семье. Ананашвили младшие шк. Иванов - с использованием методов коллективной творческой деятельности. Гуманистическое направление - Бондаревская. Каждый кл.рук.создает собственную систему с учетом целей, содержание, формы, методы, субъект; объект, результаты.
23,Современные концепции воспитания
Воспит. – пр-сс систематич и целенаправл возд на дух и физич разв л в целях подготовки ее к обществ, культ и произв д-ти. Категории: нрав принципы, идеал, смысл жизни, назнач ч, добро и зло, свобода и т.п. Направления В: разв самосозн, к-ры общения, физк-ры, мышления, к-ры труда. Научн опыт- обуч; общечел опыт - этич, эстетич, физич, производств –воспит. Закономерности усвоения: 1) ч/з д-ть у 2) ч/з внеш материал д-ть, этапы ООД (этап мотивац, схема ООД, фиксац в материал и материализов виде выделен содержания, выполн внеш действ, внешнереч действ, внеш речь про себя, умст действ).
ООД поведения д им личностный смысл – добровол (т е схема ООД д стать ООД в голове). Нравственность/ нравст оп –ядро л ч. Л –хар-ка ч в целом, проявляется в его д-ти. Х-ся социализацией. Положит и отриц разв л: «+ « – мера ответств перед др, ОС, св д-ю, собой. Честное слово- слово совести. Кодекс чести –свод нравст норм данного сообщества. Достоинство л –умение отстоять св нрав нормы. Отступл от норм не всегда отриц. Л устойчива: постоянство моральн основы. Ребенок: соц и/ эгоистич направленность. У создает усл: атмосф в классе, единство обуч и разв (отнош к у), помощь в реализ ответств поведения (реш задач на ответ-ть). Динамика мотивов: одобрение взросл –радует его –чувство долга.
Важн роль в проц восп играет понятие идеала, определ обществ заказом (свой у разл народов в разн эпохи).Социализация = проц интеграции чел в обществ систему, усвоения им норм, ценностей, моделей повед-я проц формир личности.Сущ разл тзр на проц соц-и, его нач, традиц концепция: соц-я нач-ся с момента освоения речи. Петровский: в осн соц-и лежит взаимод-е чел с наиб значимой для него на данный период группой/группамиЭтапы: адаптация, индивидуализация, (дез)ориентация.Соц-я лежит в осн формир базовой к-ры личности (= ядро личности, позвол челу сущ-ть и развив-ся в данном общ-ве). Факторы, влияющ на формир личности: дух к-ра (литература, музеи), школа, Вуз, семья, сми, ТВ, друзья,…Направления В: разв самосозн, к-ры общения, физк-ры, мышления, к-ры труда. Научн опыт- обуч; общечел опыт - этич, эстетич, физич, производств –воспит. Законом-ти усвоения: 1) ч/з д-ть у 2) ч/з внеш материал д-ть, этапы ООД (этап мотивац, схема ООД, фиксац в материал и материализов виде выделен содержания, выполн внеш действ, внешнереч действ, внеш речь про себя, умст действ).ООД поведения д им личностный смысл – добровол (т е схема ООД д стать ООД в голове). Нравственность/ нравст оп –ядро л ч. Л –хар-ка ч в целом, проявляется в его д-ти. Х-ся социализацией. Положит и отриц разв л: «+ « – мера ответств перед др, ОС, св д-ю, собой. Честное слово- слово совести. Кодекс чести –свод нравст норм данного сообщества. Достоинство л –умение отстоять св нрав нормы. Отступл от норм не всегда отриц. Л устойчива: постоянство моральн основы. Ребенок: соц и/ эгоистич направленность. У создает усл: атмосф в классе, единство обуч и разв (отнош к у), помощь в реализ ответств поведения (реш задач на ответ-ть). Динамика мотивов: одобрение взросл –радует его –чувство долга.