ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 693
Скачиваний: 1
Таким образом, цикл воспитательной работы классного руководителя представляет собой некоторый комплекс, набор следующих действий, этапов работы.
1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
3. Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах (с участием человека), какой и является система воспитания, и может быть сведен к четырем этапам: диагностика; планирование; реализация плана; анализ результатов. К сожалению на практике учителя, воспитатели слабо рефлектируют свою работу, проводя ее формально, сводя к мероприятиям, не всегда хорошо зная учащихся, не осознавая целей, содержания, средств, не планируя результатов. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, случайно и, значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом и технологию работы с отдельными учениками, изучить его в деталях и овладеть им на практике.
-
Основные направления деятельности классного руководителя.
1. Здоровье
1.1. Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий.
1.2. Загородные экскурсии и походы.
1.3. Консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций.
1.4. Индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.
2. Обучение
2.1. Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразование.
2.2. Совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины.
2.3. Посещение уроков с целью выявления способностей и возможностей учащихся.
2.4. Организация консультативной помощи по предметам.
2.5. Включение учащихся в исследовательскую работу.
3. Общение
3.1. Организация систематической работы по нравственному воспитанию.
3.2. Овладение правилами выживания и сосуществования в урбанизованной среде.
3.3. Обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.
4. Досуг
4.1. Педагогическое руководство и влияние на досуговую сферу школьников.
4.2. Создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т. д.
4.3. Отработка методики внешних взаимосвязей.
5. Семья
5.1. Изучение условий воспитания детей в семье.
5.2. Организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье.
5.3. Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания, обеспечение соответствия предъявляемых требований возможностям и стремлениям ребенка, а также осуществления родителями психотерапевтической помощи своим детям.
-
Взаимодействие классного руководителя с педагогическом коллективом.
III . Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:
- должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;
- определять с учителем меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
- посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;
- создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
- проводить педконсилиумы с учителями с целью определения их реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;
- вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т.д.;
- совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.
-
Документация классного руководителя.
- ведет психологическую карту класса;
- составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям:
а) развитие интеллектуальных способностей;
б) нравственно-эстетическое воспитание (правовое, половое в том числе);
в) экологическое воспитание;
г) эстетическое воспитание;
д) физическое воспитание;
е) развитие технического творчества и производственной деятельности;
- ведет рабочий дневник;
- обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»;
- ведет классный журнал;
- проверяет один раз в неделю ученические дневники;
- ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.
-
Планирование воспитательной работы.
Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы - это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года). Итак, планирование - процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения. Проблема планирования воспитания состоит в том, что часто планы носят исключительно формальный характер: набор дел не отвечает решению подлинных проблем в воспитании и развитии школьников, зависит от случайных событий, не реализует никаких целей и программ. Это все равно что работать без плана вообще. План должен отражать программу воспитания школьников, принятую в школе или стране, однако в настоящее время единой программы воспитания нет. Школы составляют свои программы, на основе которых учителя делают свои планы. Программа от плана отличается тем, что в ней определяются общие для всех школьников цели и содержание воспитания.
Состав и структура плана непосредственно связаны с содержанием воспитательного процесса в школе, которое (содержание) определяется сегодня в педагогике с несколько различных позиций, впрочем, имеющих много общего. Первый подход, свойственный отечественной школе, раскрывает содержание воспитания по направлениям: умственное, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Второй подход предполагает формирование базовой культуры личности, раскрытие которой обнаруживает связь с первым подходом: культура интеллектуальная, нравственная, политическая, правовая, экономическая, художественная, физическая, семейных отношений и общения (О.Газман). Третий подход к определению содержания и программ воспитания кладет в основу формирование ценностных отношений личности: отношение к человеку, обществу, природе, труду, познанию (Н.Е.Щуркова). Раскрытие содержания названных отношений приводит к перечню примерно того же, что есть в первых подходах, что, кстати, во многом совпадает с составом терминов, определяющих содержание воспитания, в Тезуарусе ЮНЕСКО по образованию. В московских школах рекомендуется программа воспитания по пяти направлениям: учение, общение, здоровье, образ жизни, досуг. Перечень задач и содержания по каждому направлению также позволяет проводить воспитательную работу в названных выше аспектах.
Состав и структуру плана может определять педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя: - демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса; -план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела с классом; -работа с учителями и родителями; -индивидуальная работа с трудными учениками.
Требования к плану, которые служат и критериями его оценки, таковы: -соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам; -соответствие возрастному уровню и интересам детей; - адекватность и разнообразие методов и форм работы; -посильность выполнения для педагога и детей. Чтобы избегать перегрузки и нереалистичности выполнения плана, рекомендуется избирать на период приоритетное направление работы.. При составлении плана педагог использует такие источники: данные диагностики, документы и рекомендации органов образования, план школы, желания учеников, учителей, родителей, текущие и перспективные события в стране, городе. Рекомендуется привлекать учеников к составлению плана, помня, правда, о том, что для них это не план воспитательной работы, а планирование их собственной жизни. Есть опасность, что они захотят только малосодержательный отдых. Учитель должен идти навстречу и вместе с тем помнить о своих задачах, обеспечивать рост, развитие учеников.
-
Воспитательная система школы.
Воспитательная система - это целостный социальный комплекс, возникающий в процессе взаимоджействия основных компонентов воспитания, который включает в себя:
Цель
Идеи
Деятельность
Отношения
Среду
Основополагающие моменты в воспитании школьников
Школа решает следующие воспитательные задачи:
• Гуманизация воспитательного процесса, выраженного в создании условий для всемерного развития личности в ходе совместной деятельности учеников, родителей, учителей
• Поддержание и укрепление школьных традиций.Создание условий для художественно – эстетического развития, для творческой самореализации учащихся
• Укрепление здоровья учащихся
• Совершенствование методического мастерства классных руководителей. Внедрение в воспитательный процесс новых информационно- коммуникационных технологий
В основе воспитательной системы школы лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям, ученическое самоуправление
Воспитание успешно, если оно системно. В воспитательной системе Середкинской школы выделяются тематические периоды традиционных дел. Они готовятся по системе КТД. Главные дела являются понятными, личностно значимыми, в них участвуют все ученики и многие родители
Система ключевых дел в школе формировалась с учетом традиций и желаний учащихся, выявляемых в ходе анкетирования. Первые места в рейтинге самых интересных школьных дел выступают «Выборы президента школьной республики», Новогодние праздники, спортивные соревнования, концерты
Наряду с традиционными, организовываем и новые дела. Интересно прошел конкурс «Золотой голос школы», где выявлены школьные таланты. По-новому было организовано традиционное представление классов – в виде мультимедийной презентации с комментариями учащихся
Основной структурной единицей главных дел является класс, как первичный коллектив, но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, формируется чувство школы, чувство «мы»,состоящее из ярких «я»
Крупные события школьной жизни, подготовленные большинством, содержат в себе основополагающие ценности и нравственные ориентиры. Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового самосознания. Не меньшее значение эти крупные дела имеют для учителей, они выводят за рамки своего предмета, открывают возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии.
С целью развития познавательного интереса во внеурочную воспитательную работу вводятся информационно-коммуникационные технологии.
Возможности использования ИКТ в воспитательном процессе средней общеобразовательной школы (.doc) - обобщение опыта работы.
Получив новые знания, учителя вместе со своими воспитанниками активно включились в проектную деятельность на уроках. Нашим коллективом опробованы возможности использования ИКТ и во внеурочной воспитательной работе.
-
Компоненты воспитательной системы школы.
Компоненты воспитательной системы
Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью. сис-темного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:
а) цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Воспитательная система школы построена на основе методологии целостного подхода к образованиюю Воспитательная система является гуманистической. Она ориентирована
-
на личность ребёнка, на развитие его способностей,задатков,индивидуальности;
-
на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними;
-
на самопознание и самовоспитание ребёнка;
-
на создание в школе обстановки социальной защищённости, взаимодействия, взаимопонимания, творческого содружества.
Результат воспитания - воспитанность как целостное жизненное поведение.
Компоненты воспитательной системы.