Файл: Pedagogika_vospitaniya_bilety-1122.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 684

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение состояния школьной практики и теоретической подготовленности родителей показало, что значительная часть педагогов и родителей не в полней мере понимают сущность народных традиций. Часть учителей и родителей, сознавая роль и значение народных традиций в воспитательной работе с детьми, их не используют, тогда как именно в сельской местности созданы для этого наиболее благоприятные условия.

Традиционный уклад татарской семьи нельзя представить без религиозного компонента. Именно законы ислама являлись в той или иной форме руководящей идеей. Сведения, которые мы можем получить из исторической литературы, особенно из Священного писания «Коран», являются неопровержимым доказательством того, что уже в те далёкие времена татары знали, как правильно жениться, каким должен быть уклад семьи, вплоть до правил половых отношений, рождения и воспитания ребёнка в семье. Получается, что за столько веков мы ничего нового не создали в области подготовки к семейной жизни. Однако есть существенная разница между сознанием нашим и наших предков. Все те зёрна практичности, которые прослеживаются в семейном укладе татар, мы сегодня доказываем научным путём, чего не могли сделать наши предки. Законы, правила правильного поведения в семье мы делаем как бы своей производной. Возможно, именно из-за их человеческого происхождения они не имеют такой силы, какую имели для наших предков. Вместе с тем наука призвана доказывать правильность тех или иных аспектов поведения в семейной жизни. Знаменитое высказывание «Человек – мера всех вещей» сыграло в этом плане злую шутку с несколькими поколениями. Достигнув больших успехов в развитии науки, люди не понимали, что этим самым они не только удалялись от Бога, а, наоборот, приближались к чему-то сверхестественному. В связи с этим выделяются следующие основные проблемы, которые беспокоят нас на сегодняшний день:

хотя почти во всех деревнях и сёлах существуют мечети, они не используют своего потенциала в деле подготовки будущих мужчин и женщин, отцов и матерей, сыновей и дочерей;

на очень низком уровне теоретическая подготовка как учителей, так и родителей в вопросах подготовки к семейной жизни средствами татарской народной педагогики .

Со времени своего образования семья стала способом выживания как индивида, так и нации, человечества в целом. В хоте истории она наполнялась новым содержанием, обогащалась. Основными средствами воспитания на традициях татарского народа служат сохранившиеся по сей день и впитавшие в себя генетически дух истинно татарской семьи песни, сказки, загадки, считалки, пословицы, легенды, национальные игры, национальные праздники и др. И только в процессе осмысления сущности этих средств, в процессе становления их субъективными категориями мы сами можем стать носителями той генетической информации, которая в них заложена. А это, в свою очередь, возможно лишь при применении данных средств воспитания на практике. Мы предлагаем задействовать в школе несколько целевых программ, основной целью которых является возрождение истинно татарской семьи, которое в свою очередь, по нашему глубокому убеждению, приведёт к возрождению нации. Методологической основой наших программ являются положения философской науки о роли народа в создании духовной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни народа, о своеобразии и самобытности педагогических культур различных народов, о воспитании средствами народной педагогики.


  1. Пути и формы воспитания межнационального согласия.

О путях и формах сохранения межнационального мира и согласия

НА ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ части территории многонациональной Российской Федерации межнациональные отношения отличаются миром и согласием граждан. Однако определенная часть населения, как это видно из предыдущего анализа, в той или иной мере включена в состояние межнациональной напряженности. А на юге России, в Чечне, как известно, конфликт принимал крайние формы. Сейчас, с установлением мира с трудом устраняются его тяжкие последствия.

Российским государством немало делается для сохранения мира, для предотвращения и разрешения различных конфликтов. Однако необходимо принятие комплекса более эффективных мер по профилактике многонациональной напряженности и разрешению конфликтов. Прежде всего должна на практике осуществляться главная установка "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации". "Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации — говорится в этом документе, — состоят в обеспечении условий для полноправного социально го и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью".

В многонациональной Российской Федерации большую значимость приобретает постоянное прогнозирование, выявление и анализ возникающих тенденций неурегулированности национальных отношений. При этом выявленные тенденции должны не консервироваться, а как можно скорее учитываться как федеральными, так и местными, региональными властями в их практическ ой деятельности. Должен вырабатываться общий знаменатель в том, чтобы добиться четкого урегулирования именно этого звена отношений.

Выявленные властными и аналитическими органами государства тенденции должны становиться достоянием Совета Безопасности при Президенте РФ, Правительства РФ, Миннаца России, органов власти субъектов Федерации. По результатам анализа вышеназванными государственными органами должны оперативно приниматься решения.

Межнациональная напряженность обусловливается комплексом различных, взаимосвя занных причин. Важнейшая из них — углубление кризиса в экономике и вытекающее из нее нарастание трудностей в социальной сфере, падение жизненного уровня населения. Поиск путей эффективного реформирования хозяйственной жизни, исключающего тенденции ухудшения материального положения населения, — центральная задача государственных органов России.

Важную миротворческую интегративную в федеральных масштабах функцию могут сыграть ассоциации экономического взаимодей ствия регионов РФ. Есть необходимость аналитического обобщения и распространения их опыта в интегрировании субъектов РФ, солидаризации ее населения.


Существенная роль в разрешении имеющихся противоречий экономического и межрегионального характера принадлежит совершенствованию федеративных отношений. Особую значимость имеют договорные отношения, процесс заключения соответствующих договоров о разделении полномочий с учетом специфики субъектов РФ. Документы такого плана подлежат экспертизе на предмет учета этнополити ческого фактора.

Необходимо безотлагательное принятие мер по согласительным процедурам, в том числе и приведение в движение Конституционного суда РФ, для устранения расхождения положений конституций республик, уставов краев и областей с Основным Законом РФ. Затягивание урегулиро вания данной проблемы усугубит положение и приведет к новым конфликтным ситуациям. Так как на возникновение межнациональной подозрительности и напряженности довольно сильно воздействует нарушение паритета представительства национальностей в органах власти, особенно в республиках РФ, а также "выдавливание" из управленческих и других престижных структур представителей нетитульных национальностей, следует обратить существен ное внимание на выявление фактов подобного рода.

Большие резервы стабилизации федератив ных отношений содержатся в реализации Закона "О национально-культурной автономии". Это даст возможность ряду народов добиться национального возрождения без болезненных перекроек территории. Определенную роль должно сыграть и воплощение в жизнь законодатель ства по установлению в России подлинного местного самоуправления. Без развития местного самоуправления невозможно развязать узлы противоречий межнационального характера. В этом деле нужно соединять усилия государственных служб с усилиями общественности, граждан на местах.

Особое место в системе межнациональных отношений занимает проблема национальных меньшинств. Кое-где на положение таковых не обращается внимания или же их права ущемляются. Активизация работы государственных органов власти всех уровней по удовлетворе нию запросов национальных меньшинств, безотлагательное принятие Закона "О национальных меньшинствах" одно из важнейших средств профилактики межнациональной напряженности. Необходим систематический анализ положения национальных меньшинств в субъектах РФ и информирование о нем правительства РФ.

Учитывая тот факт, что в сознании российской общественности превалирует мнение о зависимости судеб РФ от разумного решения проблем последствий чеченского кризиса, принять все возможные политические средства для быстрейшего их устранения. Безопасность России и престиж государственного руководства в значительной мере зависят от способности урегулировать последствия чеченского кризиса без ущерба авторитету государства.

Должен быть погашен и "тлеющий фитиль" осетино-ингушского конфликта, так как затягивание его чревато непредсказуемыми последствиями.


Определенное значение способна оказать поддержка государством общественных движений миротворческого характера, особенно тех, которые функционируют в конфликтных регионах.

В правовом аспекте первостепенное значение должно иметь укрепление общественного порядка, предотвращение терроризма. Вместе с тем при проведении акций такого рода должна быть исключена дискриминация по националь ному признаку, имеющаяся прежде всего на бытовом уровне, некоторая подозрительность к отдельным национальностям. Насилие по национальному признаку с любых сторон должно быть пресечено.

  1. Гражданское воспитание. Сущность и содержание.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Гражданственность. Главнейшее условие успешности этого процесса состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно- общественого управления. Утрата одного их этих слагаемых чревата непредсказуемыми последствиями. Задача органов управления – поддержать и обеспечить соблюдение прав граждан, контролировать выполнение законов, без которых формирование гражданского общества невозможно.

Надо продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость.

Обучение основам гражданственности – не скучное назидание, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями.

Надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционно для русского менталитета средствами гражданского воспитания .

Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением.

Человек, воспитанный в духе гражданственности – это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.

Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого


Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

  1. Патриотическое воспитание. Формы и методы.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности


В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И .Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания , выделил для себя группы методов , которые могут быть представлены следующей таблицей:

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов , а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод - требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.