ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 195
Скачиваний: 4
6. Основные дидактические принципы.
Принципы – основные положения, правила, которые определяют содержание, организацию, методику обучения и особенности преподавания предмета. 1) сознательность, активность и самостоятельность в обучении, 2) наглядность обучения (соответствие целям, задачам понятий), 3) систематичность, последовательность, комплексность (четкое планирование), 4) обучение на высоком уровне трудности (нужно не только опираться на пассивность материала, но и усложнять его, стремиться к преодолению трудностей), 5) прочность овладения ЗУН: разъяснять материал с целью его практического применения, установление на длительное запоминание, стимулирование самостоятельной работы, ведение систематического контроля, обучение эффективным способам запоминания, 6) групповой или индивидуальный подход: обучение согласованными, слаженными действиями, формирование в группе положительного психологического климата.
Знание - факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепления в определенной системе в сознании учащихся. Во всех случаях знания содержат отражаемые сознанием человека свойства реального мира. В знаниях заключен обобщенный опыт человечества. Применение знаний на практике ведет к формированию умений. Умения - сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям. Если умение путем многократного повторения доведено до степени автоматизма, можно считать, что оно перешло в навык - это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. Навыки многообразны. УН вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении.
7. Основные методологические принципы и методы педагогического исследования.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. I – общая методология, системный подход, II – конкретно-научная методология, методологические принципы, III – частная методология, методики и методы психолого-педагогических исследований. Ключевым является системный подход. Относительные самостоятельные компоненты педагогического процесса рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи с другими, что позволяет выявить общие свойства и качественные характеристики педагогических элементов: 1) цели образования и воспитания, 2) задачи, раскрывающие цель, 3) субъекты: преподаватель и ученик, 4) содержание образования, 5) формы и методы образовательного процесса, 6) средствава.
Овладевая методологией, учитель начинает мыслить, опираясь на ее принципы, и в этом отношении его мышление становится "принципиальным", отличающимся надситуативной активностью. Методологические принципы/подходы: 1) личностный – признает уникальность каждой конкретной личности, ее интеллект, нравственную свободу, право на уважение. Воспитание должно содействовать развитию личности. 2) деятельностный подход – требует специальной работы по организации деятельности ребенка, переводу его в позицию активного субъекта, познания, труда, общения. Задача взрослого – научить ребенка правильно организовывать деятельность. 3) принцип полисубъектного (диалогического) подхода – личность рассматривается как система характерных для нее отношений. Приобретает свои личностные черты, гуманистическое содержание в процессе взаимодействия с другими. 4) культурологическая аксиология лежит в основе подхода – это наука о ценностях. 5) этно-педагогические задачи преподавателя: изучать, формировать среду, в которой обучается ребенок, и максимально использовать ее для развития. 6) антропология – предложена Ушинским в сер. 19 века, комплексная наука знаний о человеке, в его понимании лежит системное использование всех наук о человеке, их учат в построении педагогического процесса.
Метод психолого-педагогических исследований – способ изучения педагогических явлений: 1. методы изучения педагогического опыта (эмпирические исследования): 1) наблюдений и самонаблюдение, анализ результатов деятельности, биографический метод, контент анализ (анализ содержания – видео-, теле-, фото-, звукоанализ). 2) социальные исследования: анкетирование (закрытое, открытое, смешанный тип), тесты, опросники, интервьюирование, беседа, обобщение независимых хар-ик. Все это – эксперимент – интенсивное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения причинно-следственных отношений в процессе его обучения, воспитания, развитие учащегося и корректировки педагогического процесса.
Эксперимент: 1) естественный/полевой, 2) лабораторный, 3) констатирующий, 4) формулирующий 2. методы теоретического исследования: 1) индуктивные методы (движение мысли от частных суждений к общим выводам), 2) дедуктивные методы (от общих суждений к частных выводам). Данные логические методы обобщения эмпирирование данных необходимых для определения проблем, формулирование гипотез и оценки собранных фактов. Теоретические методы связанные с изучением литературных и научных трудов по вопросам человекознания и специфических проблемам. Предполагаемое различие приемов: составление биографии, реферирование, конспект, аннотирование, цитирование. 3. математические и статистические методы: 1) регистрация – выявление определенных качеств у каждого члена группы, общий подсчет наличия определенного качества, 2) ранжирование - метод соизмерения оценки различных работ по степени сложности или по другим критериям. Метод предусматривает составление рядов, в которых различные работы рассматриваются по мере возрастания или убывания их сложности без кол-нной оценки. 3) шкалирование – введение цифровых указателей в оценку отдельных сторон явлений или предметов, сравнение полученных результатов с нормой, определение отклонения от нее с допустимыми интервалами. 4) математическая статистика – использование для качественного анализа количественного материала, для обработки массового материала, в определении средних величин полученных показателей: среднее арифметическое, медиана (показ. середины ряда), степень рассеивания (отклон. от нормы), коэффициент вариаций. На основе этих данных составляются рафии, таблицы, диаграммы.
8. Основные виды и формы обучения, их сравнительная характеристика.
Процесс обучения – целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, историй развития и способов деятельности в процессе взаимодействия ученика с учителем или другим учащимся с учетом требований современного общества.
Форма обучения – способы организационной деятельности учащихся, определяющих качество, количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения. Основные формы: 1) индивидуальная, 2) групповая, 3) коллективная/фронтальная форма + индивидуально-обособленная (ребенок работает сам). В 17в 1 и 2 формы не отвечали требованиям общества, поэтому возникла цель коллективного обучения детей. Каменский вводит классно-урочную систему: а) объединяет в классы учащихся с одинаковым уровнем подготовки, б) постоянный состав класса на весь период обучения, в) работа всех учащихся по одному плану, г) обязательные занятий для всех, д) основная единица занятий – урок, е) наличие расписания занятий, перемен, каникул, единого учебного года (в современной системе уроки различаются в день и неделю, у Каменского – один).
Урок – основная форма организационной учебной работы, единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (40-45), темой, планом работы и составом участников. Структура и методика урока зависят от дидактических целей и задач. Классификации по определенному признаку: 1) дидактические цели (Огородников), 2) цели-организации занятий (Махмутов), 3) цели – основные этапы учебного процесса (Иванов), 4) по методам обучения (Борисов), 5) по способу организации учебной деятельности учащихся (Кирюшкин).
Классификация Огородникова: 1) уроки изучения нового материала. Учитель применяет приемы активизации работы учащихся: проблемный характер изложения, использование ярких примеров и фактов, подбор учащимися собственных примеров на изложенные учительской теории понятия. Использование технических средств и наглядного материала. 2) урок формирует и совершенствует УН: выполнение самостоятельных лабораторных работ, упражнений, уроки-семинары, коллоквиумы, некоторые виды экскурсий. Задачи: повтор и закрепление знаний, формирование компетентности школьника (применение знаний на практике), формирование новых УН, выводящих учащихся на междисциплинный уровень; контроль за ходом изучения учебного материала 3) урок обобщения и систематизации знаний. Обзорные лекции, групповые консультации, индивидуальные собеседования, рекомендации по подготовке к самостоятельной работе. Цели: проверка и установление уровня овладения учащимися ЗУН, коррекция и более глубокого осмысление материала. 4) уроки контроля и корректировки ЗУН: устные и письменные опросы (индивидуальные, групповые, фронтальные), диктанты, изложения, самостоятельные работы, практикумы, зачеты, экзамены, выполнение тестов. 5) урок комбинирования: компиляция всех предыдущих уроков. Опираться на связывание уроков и методов работы. +внеурочные формы организационной работы: экскурсии, домашняя работа, дополнительные и факультативные занятия, предметные кружки, конкурсы.
9. Основные этапы подготовки, проведения анализа воспитательного мероприятия.
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разнообразных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающее необходимые условия для социализации личности ребенка.
Задачи: 1) разнообразная учебная деятельность способствует раскрытию индивидуальных особенностей ребенка: формирует положительные самооценки у ребенка и объективность самооценки, 2) развить у детей интерес к различным видам деятельности, желание активно в ней участвовать, 3) обогащение личного опыта ребенка, 4) дети учатся жить в коллективе и сотрудничать, 5) способствует формированию базовой культуры личности.
Функции: воспитательная, образовательная (навыки общения, поведение), развивающая.
Особенности: 1) совокупность различных видов деятельности и направленная на формирование личностных качеств ребенка, 2) отсроченность, 3) отсутствие жестких регламентаций по отношению к деятельности педагога при проведении, 4) отсутствие контроля за результатами, 5) осуществление во внеурочное время (+перемены, праздники и выходные дни), 6) имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей, другим взрослых.
Содержание: 1) развитие мотивов в обучении: досуговая деятельность, создание положительных эмоций, дружественной атмосферы, 2) оздоровительная спортивная деятельность, 3) творческая деятельность – развитие интересов детей, творческого потенциала. На выбор содержания влияют: традиции и особенности школы, особенности возраста, класса, индивидуальность детей, особенность самого учителя, его интересы и установки.
Требования: 1) обязательная постановка целей и задач, 2) необходимый оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке, 3) педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами, 4) должен находиться в постоянном творческом поиске, создавать формы внеклассной воспитательной работы.
Организация: 1) изучение постановок воспитательных задач, 2) моделирование предстоящей внеклассной работы, 3) практическая реализация модели, 4) анализ и корректировка проведенной работы.
10. Основные категории педагогики: понятие «воспитание», «обучение», «образование» и «развитие», их соотношение и взаимосвязь.
Педагогика оформилась в самостоятельную науку, когда был сформирован категориальный аппарат, это связано с именем чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленный организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Это включает: законы, закономерности, принципы, методы и средства образования людей, процессы обучения и воспитания, развитие и психологическая подготовка (+самообучение и воспитание).
Функции: 1) теоретическая (уровни: а) описательная - изучение передового и новаторского педагогического опыта; б) диагностическая - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; в) прогностическая – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности). 2) технологическая (уровни: а) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции, план педагогической деятельности, ее содержание и характер; б) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; в) рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс единых явлений, а с другой - конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Это педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего и младшего, целью которого является передача старшим и освоение младшим социального опыта, необходимого для жизнедеятельности и социализации человека. Педагогика – наука, изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы педагогического процесса. Предмет педагогики – педагогогический процесс как особый вид взаимодействия людей, он включает:
Процесс обучения – целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, историй развития и способов деятельности в процессе взаимодействия ученика с учителем или другим учащимся с учетом требований современного общества.
Процесс воспитания – целенаправленный процесс, его цель – накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей и включение детей в мировую и отечественную культуры.
Отличия: 1) степень организованности (обучение жестче), 2) обучение ограничено временем, воспитание – всю жизнь, 3) обучение требует наглядной техники средств.
Развитие – освоение человеком внутреннего индивидуально-психологического потенциала возможностей.
Образование – процесс или результат освоения различных уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.
11. Предмет, задачи, отрасли педагогики как науки.
Термин «педагог» возник в Древней Греции – «детовождение». Оформление педагогики в самостоятельную науку произошло, когда был сформулирован категориальный аппарат, это связано с именем чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса. Предмет педагогики – педагогогический процесс как особый вид взаимодействия людей: законы – закономерности – принципы – методы – формы/средства образования людей = процессы обучения, воспитания – развития + психологическая подготовка и самообучение, самовоспитание.
Задачи: постоянные: 1) вскрытие закономерностей в областях воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности - связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами (обученность, воспитанность, развитость личности). 2) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая.. 3) разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. 4) прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.