ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 194
Скачиваний: 4
3. Учебники: Структура. 1) текст – главный компонент. Виды текстов: тексты описания, повествования, рассуждения 2) внетекстовые компоненты: а) аппарат организации усвоения ЗУН (вопросы и задания, инструкции, таблицы, шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям, упражнения), б) собственно иллюстрационный материал, в) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложение, оглавление, указатель). Текст оказывает на учащихся определенное эмоциональное воздействие (определенные языковые обороты и т.д.). Содержит основы наук и одновременно организовывает самостоятельную работу учащихся. Требования к учебнику: 1) дидактические требования – учебный материал содержит текст высокой степени обобщения и оснащения материала. 2) психологические – учебник учитывает особенности возраста, когнитивные процессов. 3) эстетичночть+гигиеничность Наряду с учебниками содержание общего образование раскрывается в учебных пособиях: атласы, карты, сборники упражнений, таблицы, задачники.
17. Соотношение воспитания и социализации личности, факторы и механизмы социализации.
Процесс воспитания – целенаправленный процесс, его цель – накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей и включение детей в мировую и отечественную культуры. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие адаптация означает приспособление живого организма к условиям среды. Так возникли понятия социализация и психологическая адаптации, результатом которых является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализацияция рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающий средой, рассматривается как процесс целенаправленный и сознательно контролируемый социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).
И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Формирование личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития.
Уровни развития (Выготский): 1) уровень актуального развития – ребенок самостоятельно выполняет задачи, без помощи взрослых, 2) уровень ближайшего развития – то, куда ребенок стремится, может выполнить только с помощью взрослых. Задача школы – 2в1.
Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности:
1) макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах,
2) мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникаций (радио, телевидение, кино и др.),
3) микрофакторы: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественныенные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляютсяся через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).
Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).
Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут, как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитива и компенсации негатива.
18. Специфика, структура и значение педагогической деятельности.
Педагог – наставник, воспитатель, ментор, учитель (в широком смысле – авторитетный мудрый человек, оказывающий огромное влияние на людей, в узком смысле – профессионал, который учит и воспитывает детей, влияет на ментальность народа).
Социальное значение педагога – аккумулировать обобщенный опыт предшествующих поколений и в концентрированном виде передает его своим питомцам. Профессия учителя – одна из древнейших и почетных. Появилась в рабовладельческом строе (5-4 в. до н.э.). В родовом обществе роль учителя выполняли жрецы, волхвы. (Конфуций, Сократ, Коменский – Возрож., Ушинский – 19 в., Макаренко, Сухомлинский – 20 в.).
Функции преподавателя:
1) обучающая – помогать детям и взрослым овладеть педагогическим опытом, знаниями и методами,
2) воспитывающая – развитие индивидуальности человека,
3) полифункциональная, общественнопедагогическая – характерна для традиций русской интеллигенции, когда учитель – просветитель, ведущий работы с взрослым насел,
4) методическая работа,
5) самообразование,
6) исследовательская.
Требования к личности учителю:
1) нравственная чистота и моральный облик,
2) добросовестность, ответственность, трудолюбие, терпение, оптимизм и гуманистическая направленность,
3) самооценка собственной деятельности,
4) направленность (совокупность потребностей, мотивов, установок педагога, ориентировка его на педагоггическую деятельность),
5) любовь к детям.
Специфифика педагоггической способности:
1) гностические – постоянное совершенствование учителя, должен уметь учиться сам, систематизировать знания и быть способен к познанию индивидуальной особенности детей,
2) проектировочная – умение проектировать личность ученика, учебный процесс,
3) конструктивная – умение делать сложное доступным, учитывать индивидуальность и возрастные особенности,
4) организаторские – побуждать детей, 5
) коммуникативные – умение поддерживать правильные отношения.
Педагогическое мастерство – высший уровень развития профессионализма:
1) личностные качества,
2) огромная база знаний в различных областях знаний,
3) педагогическая техника – умения, навыки, приемы управления поведением (мимика, эмоции, настроение), социально-перцептив. (воображение, внимание, наблюдение), техника речи. 4) умение воздействовать на личность и коллектив.
Педагогическая деятельность - вид социальной деятельности, направленная на передачу от старших поколений младшим накопление человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которое и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Виды:
1) диагностическая деятельность – направлена на изучение личностей учащихся, установления уровня их развития, обученности или воспитанности,
2) конструктивная (проектировочная) – умение спрогнозировать учебный материал, что связано с творческим воображением и опытом педагога,
3) организаторская – умение воздействовать на учащихся, собрать их, стимулирувать,
4) информационная – умение грамотно донести до учеников информацию, социальный опыт и т.д. и формировать их убеждения,
5) коммуникативно-стимулирующая – определенный успех педагогической деятельности, т.к. учитель должен читать не только вербальную, но и невербальную информацию, улавливать настроение детей, понимать, прощать и поддерживать контакт с ними,
6) аналитико-оценивающая – получение обратной связи, что позволяет вносить корректирование в педагогический процесс,
7) ориентационно-прогностическая – выражена в постановке реальных целей и задач педагогического процесса и должна учитывать реальные возможности детей, педагога и самого педагогического процесса,
8) исследовательско-творческая – определена творческим характером педагогогического.
Структура:
1) конструктивная деятельность: конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса),
2) организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленная на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности,
3) коммуникативная деятельность - направлена на установление педагогической целесообразности отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общности, родителями.
19. Стили педагогического общения, эффективность их применения в педагогическом процессе.
Стили педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности (по К.Левину):
1) авторитарный – противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций (+автократический – тирания).
2) попустительский (анархический, игнорирующий) – отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительная.
3) демократический – сотрудничество участников педагогического взаимодействия, педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. Социально-психологический климат в классах всегда благополучен.
4) партисипативный – коллегиальное, быстрое принятие решений, контроль качества, передача ряда полномочий от руководителя к подчиненному.
5) непоследовательный (алогичный). Стили по Кан-Карику:
1) на основе реализации общего дела,
2) на основе дружеского расположения,
3) общение с дистанцией,
4) стиль устрашения,
5) заигрывание (4 и 5 – не уверенный или молодой препод.)
20. Характеристика системы образовательного стандарта в РФ: сущность, типы, структура.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения делятся на 3 типа: 1) государственные, 2) муниципальные, 3) негосударственные: частные, религиозные, общественные.
Виды: 1. Ясли/детский сад – создан в помощь родителям по охране, развитию, укреплению здоровья, формированию индивидуальных особенностей и коррекции недостатков развития детей 1-6 лет.
2. общеобразовательные учреждения:
а) государственные,
б) элитарное образ. – гимназии (гуманитарные науки), лицеи (естественные и точные науки),
в) специальные образовательные учреждения:
1). коррекционные школы (отклонение в психологического развития),
2) учреждения для подростков с общественно-опасным девиантным поведением (с 11 лет): медико-социальная реабилитация, обучение, профессианальная подготовка,
3) оздоровительные, лесные, сантарно-лесные школы: реабилитация соматических заболеваний, психически неполноценные дети,
4) вечерние и заочные школы для работающей молодежи.
3. Профессиональные образовательные учреждения:
а) начальное (ПТУ),
б) среднее (колледж, училища),
в) высшее (университеты, институты, академии).
4. Послевузовское профессиональное образование Степень кандидата, доктора наук (аспирантура, докторантура, ординатура, адьюнтура). Повышение уровня образовательной научной квалификации на базе высшего профессионального образования.
5. Дополнительные образовательные программы. Эти программы реализуются в целях всестороннего удовлетворения граждан в образовательных услугах. К ним относятся учреждения повышения квалификации, курсы, музыкальные, художетвенные школы, дома детского творчества.
6. Система социальной и государственной защиты детства. Функционирование для детей-сирот: детские дома, дома ребенка, нтернаты, кризисные центры, телефоны доверия. Сироты: прямые, условные (родители лишены родительских прав), временные (родители на время передают детей на попечение государству). Эти учреждения решают задачи сохранения жизни, здоровья детей, и воспитания, обучение, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.