ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 5985
Скачиваний: 9
21.6. Устав школы - каким ему быть
Устав - это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций.
Устав зависит от типа этой организации (армия, партия, учебное заведение) и требований общества и руководящих структур.
Во всем мире с древних времен учебные заведения составляют свои Уставы, регламентирующие работу данных учреждений.
Нужно сказать, что в России всегда придавали Уставу важнейшее значение. В этих уставах было много интересного, представляющего определенный интерес и сейчас.
В России с появлением средних учебных заведений был опубликован в 1804 г. "Устав учебных заведений". Каждый тип школы имел свой Устав. В приходских училищах занятия проходили глубокой осенью и зимой (чтобы не мешать полевым работам). Целями гимназии была подготовка к университету и "сообщение наук" тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека".
Особое внимание уделялось установлению связи с жизнью. Устав требовал, чтобы учителя показывали мельницы, машины, образцы трав, почвы, минералов, возили детей в лес, чтобы они в природе различали птиц, деревья и т.д.
В Уставе Царскосельского, лицея требовалось, чтобы каждый учитель добивался усвоение материала каждым учеником, запрещая "двигаться дальше, пока не усвоен всеми изучаемый материал".
В Уставе 1828 г. - в гимназиях устанавливался строгий порядок, вводилось физическое наказание, увеличивался штат надзирателей.
В 60-е гг. Устав был предельно либеральным по тем временам. Отменялось телесное наказание: "Наказание розгами составляет самое дурное и самое ненадежное средство для воспитания человека", - говорилось в Уставе. Предусматривалось значительное расширение прав педагогических советов "для более и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части". В Уставе провозглашался принцип общечеловеческого образования и школы.
537
В предреволюционные годы гимназии России превратились в солидные учебные заведения, дававшие глубокие и прочные знания. Уставы составлялись с учетом целевой направленности: классические, реальные, коммерческие. В гимназиях был строгий порядок, высокая система требований, большое внимание уделялось воспитанию (был освобожденный классный наставник).
Нужно сказать, что много интересного и в Уставах современных школ капиталистических стран. В основе Устава - дифференцированный подход к учащимся. На основе тестов устанавливают умственный потенциал ученика (КИ -коэффициент интеллектуальности) и разрабатываются разные программы, учебные планы и целевые установки.
В Уставах школ подчеркиваются важность двух компонентов педагогического цикла: набора знаний (что следует заучить по каждому разделу, программы) и формирование умений (что следует уметь: грамотно писать, решать задачи и т.д.). Это составляет минимум знаний, стандарт образования. Это доступно всем. Дальше - право выбора, так называемый элективный принцип. Например, в школах США обязательным являются английский язык, история, физкультура. Дальше специальные профили: 1) подготовительный к колледжу; 2) сельскохозяйственный; 3) индустриальный; 4) домоводческий; 5) коммерческий и т.д. В зависимости от выбора цели предлагаются разные предметы: общая математика, экономическая математика, потребительская математика и т.д.
Устав школы четко расписывает требования к учебному плану, права и обязанности учащихся, учителей, руководителей школы. Так, например, учитель не отвечает за уровень знаний учащихся, фактически за результат (это зависит от способностей ученика), а отвечает за процесс, уровень педагогического мастерства (научность изложения, мастерство, наглядность, связь с жизнью, работу с разными учениками, умение активизировать процесс познания и т.д.).
Устав предусматривает вопросы самоуправления, роль попечительских советов, взаимоотношения в коллективе. Например, директор не имеет права повышать голос на учителя, разбирать его работу в присутствии других, обязан знать эмоциональные качества каждого учителя и осуществлять идвидидуальный подход и т.д. В Уставе предусматривается контрактная система подбора учителей и
538
роль попечительского совета в подборе кадров и финансовой политики и т.д.
Каков наш Устав школы?
Согласно закону об образовании каждая школа разрабатывает и принимает Устав самостоятельно.
В Уставе указывается место нахождения учреждения, еи> тип, язык, на котором ведется обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, а также структура финансовой и хозяйственной деятельности, четко регламентируются режим дня и порядок управления.
Нет смысла переписывать статьи и параграфы из Закона об образовании, повторять нормативные документы. Главное - отразить на основе этих законодательных положений специфику самой школы, своеобразие ее деятельности. В Уставе многие разделы могут совпадать с формулировками плана работы школы. И также повторение излишне. Следует подумать, что оставить в плане, а что перенести в Устав. По-видимому, общие требования, повторяющиеся из года в год, вписываются в Устав, а их конкретное исполнение фиксируется в плане, это делает план более действенным и четким: что, где, когда, исполнитель.
Устав школы включает следующие разделы:
1. Краткое описание школы, особенности микрорайона, тип школы, язык обучения, цели обучения и воспитания.
2. Вопросы управления школой: а) демократизация управления; б) директор: его права и обязанности; в) завучи: их права и обязанности; г) совет школы; д) педагогический совет; ж) комплектование школы: правила приема, платные и бесплатные услуги; е) охрана здоровья и жизни детей.
3. Организация учебно-воспитательного процесса: а) Программы. Стандарт образования, б) Учебный план и программы для групп с углубленным изучением ряда предметов, в) Факультативы. Работа с сильными учениками, г) Классы коррекции, д) Помощь отстающим, е) Начальное профессиональное образование, ж) Платные дополнительные услуги, з) Режим дня (смены, продолжительность занятий, перемены, нормы домашних заданий).
4. Учителя. Права и обязанности. Учебная нагрузка. Работа классного руководителя. Система повышения квалификации учителей.
5. Ученики. Права и обязанности.
539
6. Технические служащие, другие работники школы. Права и обязанности.
7. Родители. Их права и обязанности. Связь с общественными организациями и шефами.
8. Трудовое воспитание. Кооператив. Аренда.
9. Материально-финансовая служба школы.
10. Оздоровительные мероприятия, организация отдыха детей, питание, лагерь.
Расшифруем эти пункты, наметим примерные формулировки, разберемся в деталях. Разумеется, наши предложения носят ориентировочный характер, каждая школа применяет эти предложения с учетом своих специфических, неповторимых условий.
Раздел I. Общие положения.
Школа - общеобразовательная, охватывающая начальное общее, основное общее и полное среднее общее образование.
Школа государственная, учредителем является орган местного самоуправления.
Язык обучения - русский.
Основные цели школы: дать всем учащимся общее начальное и основное общее (девятилетнее) образование, а для детей с повышенными способностями полное среднее образование.
Задачей школы является гармоническое развитие личности, формирование духовного и гражданского самосознания, подготовка к сознательному выбору профессии или дальнейшему пути обучения, развитие способностей и самостоятельности детей. Для желающих в школе обеспечивается начальное профессиональное обучение, а для учащихся старших классов (9—11) - подготовка к обучению в высших учебных заведениях и в техникумах. Раздел П. Управление школой.
Управление школой - государственно-общественное. Коллектив школы и администрация принимают меры демократизации управления, привлекают к руководству школой профсоюзную организацию, учителей, родительскую общественность и учащихся с учетом их возможностей и подготовки.
1. Руководство всей деятельностью школы осуществляют: директор, назначаемый городским отделом народного образования, и Совет школы, избираемый из числа преподавателей, родителей, учащихся. Директор школы
540
осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, вместе с Советом школы обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
2. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора школы обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Раздел III. Организация учебно-воспитательного процесса.
Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. В процессе обучения и воспитания учащихся широко применяются разнообразные виды индивидуальной и коллективной работы, лабораторные, практические и семинарские занятия, новые формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий, основанные на педагогике сотрудничества.
1. Средняя общеобразовательная школа работает на основании учебного плана и программ Министерства образования. Выбор варианта учебного плана и коррекция программ осуществляется Советом школы на основе рекомендаций Педагогического Совета.
2. Комплектование первых классов осуществляется специальной комиссией по данным диагностирования на психологическую и физическую готовность детей, достигших школьного возраста, с учетом места жительства.
3. Прием в десятый класс осуществляется по заявлению учащихся без ограничений, по закону все выпускники основной школы имеют право на получение бесплатного среднего образования.
4. Для учащихся 1-4 классов создаются классы коррекции (для ослабленных детей, для детей с замедленным развитием). Вопрос о зачислении решает комиссия. Наполняемость классов 12-15 человек.
5. В 5—9 классах создаются группы по выполнению домашних заданий для отстающих учащихся. Оплата учителей за счет ставок групп продленного дня.
6. В старших классах создаются группы с углубленным изучением ряда дисциплин. Профиль школы: физико-математический, историко-филологический, естественный и др.
541