ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 5930
Скачиваний: 9
ка, а другая — заранее его оговорила, то выходит, что это было в их интересах, и тогда противоречия закону нет.
Если же работники считают, что их вынудили заключить срочный договор, нужно обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров.
Что будет, если человек не подпишет договор? Ничего не будет. В соответствии со ст.24 КЗоТ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, необусловленной трудовым договором. Поэтому условия первоначально заключенного трудового договора могут изменяться только по взаимному согласию сторон. Согласен работник перейти на срочный договор, предлагаемый работодателем, — так тому и быть. Не согласен — никто не может заставить его это сделать. Отказ работника, ранее заключившего трудовой договор на неопределенный срок, перейти на срочный договор не влечет для него никаких неблагоприятных правовых последствий.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие финансовые документы должны быть у директора школы?
2. Перечислите основные статьи бюджета и раскройте их содержание.
3. Как составляется смета спецсчета?
4. Какая учебная педагогическая документация должна быть в школе?
5. Перечислите основные документы по финансово-хозяйственной деятельности школы.
6. Какие существуют правила приема на работу и как оформляется работа по контракту.
Литература для самостоятельной работы
Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М., 1995.
Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.
Поташник М.М., Лоренсов А. В. и Хомерин О. Г. Управление инновационными процессами в образовании. М., 1994.
Ерошин В.И. Экономический справочник директора школы. М., 1995.
Спектр А.Я., Зотов Ю.Б. Финансы и хозяйственная деятельность школы. М., 1984.
632
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Педагогика как наука.................................................3
1.1. Объект и предмет педагогической науки..................3
1.2. Задачи педагогической науки...................................11
1.3. Структура педагогической науки.............................20
1.4. Связь педагогической науки с другими науками....27
Вопросы и задания для самоконтроля............................31
Литература для самостоятельной работы........................31
Глава 2. Методология и методы педагогических исследований............................................................................32
2.1. Понятие "методология" педагогической науки......32
2.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики.................................................36
2.3. Логика педагогического исследования....................40
2.4. Методы исследования...............................................44
2.5. Методологическое обеспечение преобразований в
педагогике.........................................................................55
Вопросы и задания для самоконтроля.................'...........61
Литература для самостоятельной работы........................61
Глава 3. Целеполагание в педагогике.....................................62
3.1. Понятие цели воспитания........................................62
3.2. Цель воспитания и задачи воспитания....................69
3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя...............................................74
3.4. Педагогические цели и образовательные стандарты ..78
Вопросы и задания для самоконтроля............................82
Литература для самостоятельной работы........................82
Глава 4. Развитие, воспитание и социализация личности.....83
4.1. Условия развития личности......................................83
4.2. Взаимосвязь развития и воспитания учащихся.......87
4.3. Взаимосвязь развития и обучения............................92
4.4. Становление личности в процессе социализации...95
Вопросы и задания для самоконтроля............................99
Литература для самостоятельной работы......................100
633
РАЗДЕЛ П. ДИДАКТИКА
Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения... 101
5.1. Общее понятие о дидактике...................................101
5.2. Объект и предмет дидактики..................................103
5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав..............................................................................109
5.4. Основные дидактические концепции....................113
5.5. Становление современной дидактической системы. 118
Вопросы и задания для самоконтроля.........................127
Литература для самостоятельной работы......................128
Глава 6. Процесс обучения как целостная система.............129
6.1. Понятие и сущность обучения...............................129
6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы........................................................135
6.3. Цикличность процесса обучения...........................139
6.4. Функции обучения..................................................147
6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности....................................................................153
6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения...........................157
6.7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения..........................................................................164
6.8. Формирование самостоятельности учащихся
в процессе обучения......................................................175
6.9. Технология обучения..............................................179
6.10. Информатизация образования..............................186
Вопросы и задания для самоконтроля..........................190
Литература для самостоятельной работы......................192
Глава 7. Принципы обучения...................................,............193
7.1. Принципы обучения как категории дидактики.... 193
7.2. Законы и закономерности обучения......................197
7.3. Характеристика принципов обучения....................200
Вопросы и задания для самоконтроля..........................207
Литература для самостоятельной работы......................208
Глава 8. Содержание общего образования...........................208
8.1. Понятие и сущность содержания образования.....208
8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования.....................................214
8.3. Проблема введения образовательных стандартов
в общеобразовательной школе......................................219
634
8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы.............................................................................221
8.5. Характеристика учебных программ, учебников
и учебных пособий........................................................227
8.6. Стратегия развития вариативного образования
в России...........................................................................231
Вопросы и задания для самоконтроля..........................233
Литература для самостоятельной работы......................234
Глава 9. Методы обучения в школе......................................234
9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения..234
9.2. Из истории развития методов обучения................237
9.3. Классификация методов обучения.........................238
9.4. Выбор методов обучения........................................258
Вопросы и задания для самоконтроля..........................259
Литература для самостоятельной работы......................260
Глава 10. Средства обучения.................................................261
10.1. Понятие о средствах обучения.............................261
10.2. Средства общения..................................................265
10.3. Средства учебной деятельности............................271
10.4. Оборудование учебного кабинета........................276
10.5. Технические средства обучения (ТСО)................280
Вопросы и задания для самоконтроля..........................283
Литература для самостоятельной работы......................284
Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе.....284
11.1. Понятие о формах организации обучения
и основания их классификации....................................284
11.2. Формы организации обучения и их развитие
в дидактике.....................................................................288
Вопросы и задания для самоконтроля..........................300
Литература для самостоятельной работы......................300
Глава 12. Урок — основная форма организации обучения
в современной школе........................................................300
12.1. Урок как целостная система............................300
12.2 Типология и структура уроков..............................304
12.3. Организация учебной деятельности учащихся
на уроке..........................................................................315
12.4. Система уроков по теме........................................325
12.5. Другие формы организации обучения.................337
12.6. Подготовка учителя к уроку.................................342
12.7. Анализ и самооценка урока..................................347
Вопросы и задания для самоконтроля..........................351
635
Литература для самостоятельной работы......................351
Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения............352
13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия..................................................................352
13.2. Методы и формы контроля..................................355
13.3. Оценка знаний учащихся .....................................359
13.4. Неуспеваемость учащихся.....................................364
Вопросы и задания для самоконтроля..........................366
Литература для самостоятельной работы......................366
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 14. Воспитание как педагогическое явление..............367
14.1. Понятия "воспитание", "самовоспитание".
"перевоспитание"............................................................367
14.2? Сущность воспитания и его особенности............376
14.3. Формирование личности в воспитательном процессе..........................................................................388
14.4. Критерии оценки воспитательного процесса......397
Вопросы и задания для самоконтроля..........................401
Литература для самостоятельной работы......................401
Глава 15. Общие закономерности и принципы воспитания.....402
15.1. Характеристика закономерностей воспитания....402
15.2. Характеристика принципов воспитания..............415
Вопросы и задания для самоконтроля..........................422
Литература для самостоятельной работы......................423
Глава 16. Содержание воспитательного процесса................423
16.1. Проблема содержания воспитательного процесса..423
16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.............................................426
16.3. Программа воспитания..........................................436
Вопросы и задания для самоконтроля..........................439
Литература для самостоятельной работы......................440
Глава 17. Социальное пространство воспитательного процесса..........................................................................................440
17.1. Понятие социального пространства.....................440
17.2. Психологический климат группы.........................446
17.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.................................................................451
17.4. Динамика социального пространства воспитательного процесса..........................................................456
636