ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5930

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ка, а другая — заранее его оговорила, то выходит, что это было в их интересах, и тогда противоречия закону нет.

Если же работники считают, что их вынудили заключить срочный договор, нужно обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров.

Что будет, если человек не подпишет договор? Ничего не будет. В соответствии со ст.24 КЗоТ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, необусловленной трудовым договором. Поэтому условия первоначально заключенного трудового договора могут изменяться только по взаимному согласию сторон. Согласен работник перейти на срочный договор, предлагаемый работодателем, — так тому и быть. Не согласен — никто не может заставить его это сделать. Отказ работника, ранее заключившего трудовой договор на неопределенный срок, перейти на срочный договор не влечет для него никаких неблагоприятных правовых последствий.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие финансовые документы должны быть у директора школы?

2. Перечислите основные статьи бюджета и раскройте их содержание.

3. Как составляется смета спецсчета?

4. Какая учебная педагогическая документация должна быть в школе?

5. Перечислите основные документы по финансово-хозяйственной деятельности школы.

6. Какие существуют правила приема на работу и как оформляется работа по контракту.

Литература для самостоятельной работы

Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М., 1995.

Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.

Поташник М.М., Лоренсов А. В. и Хомерин О. Г. Управление инновационными процессами в образовании. М., 1994.

Ерошин В.И. Экономический справочник директора школы. М., 1995.

Спектр А.Я., Зотов Ю.Б. Финансы и хозяйственная деятельность школы. М., 1984.

632


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Педагогика как наука.................................................3

1.1. Объект и предмет педагогической науки..................3

1.2. Задачи педагогической науки...................................11

1.3. Структура педагогической науки.............................20

1.4. Связь педагогической науки с другими науками....27

Вопросы и задания для самоконтроля............................31

Литература для самостоятельной работы........................31

Глава 2. Методология и методы педагогических исследований............................................................................32

2.1. Понятие "методология" педагогической науки......32

2.2. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики.................................................36

2.3. Логика педагогического исследования....................40

2.4. Методы исследования...............................................44

2.5. Методологическое обеспечение преобразований в

педагогике.........................................................................55

Вопросы и задания для самоконтроля.................'...........61

Литература для самостоятельной работы........................61

Глава 3. Целеполагание в педагогике.....................................62

3.1. Понятие цели воспитания........................................62

3.2. Цель воспитания и задачи воспитания....................69

3.3. Цель воспитания и мотив профессиональной деятельности воспитателя...............................................74

3.4. Педагогические цели и образовательные стандарты ..78

Вопросы и задания для самоконтроля............................82

Литература для самостоятельной работы........................82

Глава 4. Развитие, воспитание и социализация личности.....83

4.1. Условия развития личности......................................83

4.2. Взаимосвязь развития и воспитания учащихся.......87

4.3. Взаимосвязь развития и обучения............................92

4.4. Становление личности в процессе социализации...95

Вопросы и задания для самоконтроля............................99

Литература для самостоятельной работы......................100

633


РАЗДЕЛ П. ДИДАКТИКА

Глава 5. Дидактика как педагогическая теория обучения... 101

5.1. Общее понятие о дидактике...................................101

5.2. Объект и предмет дидактики..................................103

5.3. Задачи и функции дидактики, ее понятийный состав..............................................................................109

5.4. Основные дидактические концепции....................113

5.5. Становление современной дидактической системы. 118

Вопросы и задания для самоконтроля.........................127

Литература для самостоятельной работы......................128

Глава 6. Процесс обучения как целостная система.............129

6.1. Понятие и сущность обучения...............................129

6.2. Характеристика процесса обучения как целостной системы........................................................135

6.3. Цикличность процесса обучения...........................139

6.4. Функции обучения..................................................147

6.5. Сущностная характеристика преподавания как деятельности....................................................................153

6.6. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения...........................157

6.7. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения..........................................................................164

6.8. Формирование самостоятельности учащихся

в процессе обучения......................................................175

6.9. Технология обучения..............................................179

6.10. Информатизация образования..............................186

Вопросы и задания для самоконтроля..........................190

Литература для самостоятельной работы......................192

Глава 7. Принципы обучения...................................,............193

7.1. Принципы обучения как категории дидактики.... 193

7.2. Законы и закономерности обучения......................197

7.3. Характеристика принципов обучения....................200

Вопросы и задания для самоконтроля..........................207

Литература для самостоятельной работы......................208

Глава 8. Содержание общего образования...........................208

8.1. Понятие и сущность содержания образования.....208

8.2. Источники и факторы формирования содержания школьного образования.....................................214

8.3. Проблема введения образовательных стандартов

в общеобразовательной школе......................................219

634


8.4. Учебный план средней общеобразовательной школы.............................................................................221

8.5. Характеристика учебных программ, учебников

и учебных пособий........................................................227

8.6. Стратегия развития вариативного образования

в России...........................................................................231

Вопросы и задания для самоконтроля..........................233

Литература для самостоятельной работы......................234

Глава 9. Методы обучения в школе......................................234

9.1. Понятие и сущность метода и приема обучения..234

9.2. Из истории развития методов обучения................237

9.3. Классификация методов обучения.........................238

9.4. Выбор методов обучения........................................258

Вопросы и задания для самоконтроля..........................259

Литература для самостоятельной работы......................260

Глава 10. Средства обучения.................................................261

10.1. Понятие о средствах обучения.............................261

10.2. Средства общения..................................................265

10.3. Средства учебной деятельности............................271

10.4. Оборудование учебного кабинета........................276

10.5. Технические средства обучения (ТСО)................280

Вопросы и задания для самоконтроля..........................283

Литература для самостоятельной работы......................284

Глава 11. Формы организации учебного процесса в школе.....284

11.1. Понятие о формах организации обучения

и основания их классификации....................................284

11.2. Формы организации обучения и их развитие

в дидактике.....................................................................288

Вопросы и задания для самоконтроля..........................300

Литература для самостоятельной работы......................300

Глава 12. Урок — основная форма организации обучения

в современной школе........................................................300

12.1. Урок как целостная система............................300

12.2 Типология и структура уроков..............................304

12.3. Организация учебной деятельности учащихся

на уроке..........................................................................315

12.4. Система уроков по теме........................................325

12.5. Другие формы организации обучения.................337

12.6. Подготовка учителя к уроку.................................342

12.7. Анализ и самооценка урока..................................347

Вопросы и задания для самоконтроля..........................351

635


Литература для самостоятельной работы......................351

Глава 13. Проверка и оценка результатов обучения............352

13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия..................................................................352

13.2. Методы и формы контроля..................................355

13.3. Оценка знаний учащихся .....................................359

13.4. Неуспеваемость учащихся.....................................364

Вопросы и задания для самоконтроля..........................366

Литература для самостоятельной работы......................366

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Глава 14. Воспитание как педагогическое явление..............367

14.1. Понятия "воспитание", "самовоспитание".

"перевоспитание"............................................................367

14.2? Сущность воспитания и его особенности............376

14.3. Формирование личности в воспитательном процессе..........................................................................388

14.4. Критерии оценки воспитательного процесса......397

Вопросы и задания для самоконтроля..........................401

Литература для самостоятельной работы......................401

Глава 15. Общие закономерности и принципы воспитания.....402

15.1. Характеристика закономерностей воспитания....402

15.2. Характеристика принципов воспитания..............415

Вопросы и задания для самоконтроля..........................422

Литература для самостоятельной работы......................423

Глава 16. Содержание воспитательного процесса................423

16.1. Проблема содержания воспитательного процесса..423

16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.............................................426

16.3. Программа воспитания..........................................436

Вопросы и задания для самоконтроля..........................439

Литература для самостоятельной работы......................440

Глава 17. Социальное пространство воспитательного процесса..........................................................................................440

17.1. Понятие социального пространства.....................440

17.2. Психологический климат группы.........................446

17.3. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.................................................................451

17.4. Динамика социального пространства воспитательного процесса..........................................................456

636