ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5955

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

производить необходимые покупки, не оставляя все на конец квартала или года. Форма № 2 составляется ежемесячно.

Какие ошибки допускаются неопытными руководителями школ в области выполнения школьного бюджета и финансовой дисциплины?

Некоторые директора школ составляют сметы не вовремя, особенно на капитальный ремонт, что сказывается на финансировании школ. К смете не прикладываются договора об обслуживании школы различными организациями (по ремонту холодильников, радиоаппаратуры, натирки полов, ремонту отопления и т.д).

Не продумывается расшифровка по ст. 12 и 14, в результате предусматривается приобретение ненужных вещей или таких предметов, которых не бывает в продаже. Имеются нарушения в оформлении журналов по факультативу, в результате обнаруживается недоработка часов.

Встречаются и более серьезные нарушения: случаи завышения стоимости выполненных работ по капитальному или текущему ремонту или выплата средств за работу, которая не производилась. Особенно много ошибок с оплатой труда по совместительству. Зарплата техническим работникам может выплачиваться не более чем 1,5 ставки. Не всегда правильно оформляются документы на совместителей. Бывает, что производится оплата так называемым — "мертвым душам".

Утвержденная смета — государственный документ, требующий неуклонного выполнения. Нарушения не могут быть оправданы никакими рассуждениями о целесообразности и вынужденной необходимости.

Спецсчет. В отдельных школах и школах-интернатах имеются производственные мастерские и подсобные хозяйства. Администрация в отдельные периоды сдает в аренду на временное пользование различным организациям свои помещения. В результате школа получает определенные средства, порой довольно значительные. Они зачисляются на спецсчет. Доходы, получаемые в результате работы школьников, направляются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания учащихся.

В школах, имеющих постоянные доходы от труда школьников (производственные мастерские, подсобные хозяйства и т.д.), составляются специальные сметы, где планируются доходы и расходы по статьям бюджета. Сред-

622


ства по спецсчету в конце года не списываются, а переходят на следующий год.

243. Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и технических средств обучения, оборудование кабинетов

Умелое применение наглядных пособий и технических средств содействует пробуждению интереса учащихся к науке, развитию логического мышления, выработке навыков самостоятельной работы, расширяет кругозор детей, способствует сближению обучения с жизнью. В каждой школе, как правило, имеются оснащенные учебные t кабинеты, обеспечивающие применение ТСО на всех этапах учебной работы. Начинающему директору следует тщательно продумывать следующие вопросы:

как обеспечить систематическое пополнение кабинетов техническими средствами и наглядными пособиями, своевременное получение фильмов;

каким образом сохранить оборудование, обеспечить его ремонт;

как добиться квалифицированного использования имеющегося оборудования, соблюдения правил безопасности.

Решение этих проблем связано со множеством трудностей: ограниченностью возможностей, отсутствием специалистов и материалов. Еще нередко встречаются у нас кабинеты, которые отличаются друг от друга лишь портретами ученых: портреты писателей — кабинет литературы, портреты историков — кабинет истории. Более или менее отвечают своему назначению кабинеты физики, химии, биологии. В таких случаях переход на кабинетную систему нередко приводит к отрицательным результатам: надобности переходить из кабинета в кабинет нет, но дети бегают по школе с портфелями, шапками, лишены нормального отдыха, возможности провести собрание, сбор, беседу.

Начинающему директору необходимо четко рассчитать, сколько часов будет занят тот или иной кабинет, как будут использоваться наглядные пособия и ТСО. В базовой девятилетней школе порой бывает целесообразно создать 1 или 2 кабинета технических средств: один — для начальных классов, другой — для старших. В больших сред-

623


них школах приходится иметь несколько кабинетов по каждому предмету.

Оснащенность кабинетов проходит по строгому плану и поэтапно: сначала распределяются классные комнаты, назначаются руководители кабинетов, определяются сроки их оборудования: строительство стеллажей, подводка электросети, подключение оборудования, затемнение и т.д. Подготавливаются места для хранения наглядных пособий, карт, диафильмов, аппаратуры. При каждом кабинете должен быть актив учащихся — помощников учителей, отвечающих за сохранность, порядок, ремонт всего оборудования.

Директор школы обеспечивает выучку персонала: каждый учитель обязан уметь пользоваться простейшей аппаратурой: эпидиаскопом, магнитофоном. Во многих школах учителя овладевают и более сложными устройствами: кинопроекторами, обучающими и контролирующими машинами. При этом очень важно обеспечить соблюдение правил безопасности.

В школе точно устанавливается порядок получения фильмов из фильмотеки, их хранение и возврат. Весь учительский коллектив придерживается единых правил хранения и использования наглядных пособий: каждое пособие должно иметь свое место, должно быть пронумеровано и подготовлено к использованию. Учитель возвращает пособие на место и добивается его своевременного ремонта.

Директор продумывает все до мелочей: где хранятся ключи от кабинетов, от комнаты наглядных пособий, как ведется учет и хранение, кто и когда приобретает наглядные пособия и ТСО и т.д.

В специальных пособиях содержатся конкретные рекомендации по оборудованию учебных кабинетов и методике проведения уроков с использованием наглядных пособий и ТСО. Мы касаемся лишь некоторых организационных мероприятий, которые нужно осуществлять вновь назначенному директору. Учителя составляют на год, с указанием сроков, график пополнения кабинета нужными пособиями, ТСО, реактивами, материалами, устанавливают связь с учколлектором, шефами, лабораториями, чтобы при прохождении нужной темы, проведении лабораторных, практических работ не было никаких перебоев.

624


24.4. Хозяйственное обеспечение школы

Учебно-воспитательный процесс в значительной мере зависит от должного уровня хозяйственного обеспечения школы, санитарного состояния, своевременного ремонта, профилактической проверки оборудования, четкости работы технического персонала.

Нелегко решать хозяйственные вопросы. Вероятно, давно назрел вопрос о передаче котелен, водоканализаци-онного хозяйства, электросети и других технических служб в ведение специализированных районных организаций. Во многих местах этот вопрос решен, но часто еще директору школы приходится самому заниматься многими сложными хозяйственными проблемами. В некоторых школах существует договоренность со специалистами по оборудованию о постоянном сотрудничестве. Они изучают особенности школы, знают состояние котлов, электросети, водопровода и быстро устраняют все неисправности, а главное — периодически осуществляют профилактический осмотр. Подсчитывают действительную потребность в электролампочках, стекле, краске и других материалах. Такая определенность сводит до минимума затраты времени на ликвидацию тех или иных неполадок. Ведется систематический учет всех аварий, повреждений, устанавливаются подлинные причины и виновные, что предупреждает возможность повторных нарушений.

24.5. Оформление школы и учительской

Оформление школы — вопрос педагогический. Нужно отказаться от массы стендов, начисто закрывающих стены коридоров, классов, учительской. И дело не только в эстетическом воспитании детей. Социологи отмечают, что чрезмерное нагромождение картин, цифр, пропагандистского материала имеют обратное действие: никто не стоит и не читает этих материалов, они не производят впечатления. Еще нередко мы видим наспех сколоченные стенды с цветными картинками, вырезанными, из журналов. Дурной вкус, не достойный современной школы.

Ряд школ выработали определенную систему оформления школы, и она, как нам кажется, сыграла немалую роль в воспитании детей. Прежде всего, на стенах было очень мало разных украшений и стендов. Пусть будет больше воздуха и меньше пыли. Во-вторых, мы обращали

625


особое внимание на качество исполнения. Пусть меньше, но лучше. В-третьих, оформление носило тематический характер (с учетом возраста и .интереса детей). В-четвертых, соблюдалась периодичность сменяемости материалов. Содержание одних стендов менялось каждую четверть, других — раз в месяц, третьих — раз в полугодие. Содержание стендов определялось юбилеями, знаменательными датами, интересными событиями. На первом этаже, где занимались малыши, появились сказки, хорошо оформленные цветными репродукциями. Здесь же был стенд о правилах уличного движения тоже с красочными картинками и юмористическими комментариями.

На 2-м и 3-м этажах было несколько тематических уголков: "В мире науки", "Клуб путешественников", "Юный математик", "Литературный альманах", "Современная живопись" и т.д. Оформление выполняли лучшие художники и умельцы школы, ученики и учителя, привлекались спонсоры, а порой и профессиональные оформители из художественной мастерской.

Оборудование и оформление учительской преследовало одну цель: создать для учителей максимум удобств для работы и отдыха.

24.6. Школьная документация

Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной внутришкольной информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководители школы могут ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечить их практическую реализацию.

Одна из наиболее характерных особенностей управленческой информации в современных условиях — резкое возрастание ее объемов. Но было бы неверно сводить возрастание объемов информационных потоков к объективным причинам. Сказываются субъективные факторы, привычка многих руководителей к "бумажному" стилю руководства, желание побольше собрать сведений про запас, на всякий случай. Большая часть информационных нововведений является излишней, дублирующей сведения, отражаемые официальной документацией первичного учета. В некоторых школах общее количество различных дел,

626