ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5994

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

название интериоризации, — существенное явление в развитии личности. Явление интериоризации было открыто и изучено практически одновременно русским исследователем Л. С. Выготским и Ж.Пиаже в Швейцарии в начале XX века.

Продуктом интериоризации у человека являются все высшие психические функции, в становлении которых главную роли играет вторая сигнальная система — речь. В обучении формируются главным образом интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, перцепция, внимание. Например, интеллектуальная мысль есть интериоризованная речь.

В явлении интериоризации различают формы и содержание общения и познавательной деятельности, закономерное чередование которых образует соответствующие этапы интериоризации.

4.4. Становление личности в процессе социализации

Социализация — третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования — высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школу, семью, средо-вое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации как в организованных, так и в педагогически неорганизованных формах их влияния на развитие подрастающих поколений, формирование их социального опыта. Социальная среда выступает в данном контексте как двуаспектное пространство влияния на личность школьника: организованное и стихийное. Такие учреждения внешкольных занятий, как клубы, спортивные шко-

95


лы, станции и дома детского творчества, туризма, художественной самодеятельности работают по научно обоснованным программам. С учащимися занимаются педагоги-профессионалы. Действует свобода выбора школьниками рода и вида занятий, иногда эти занятия превращаются в форму получения так называемого второго образования. Независимый выбор внешкольных занятий мотивируется различными причинами: заполнением свободного времени, удовлетворением творческих запросов, упреждающей подготовкой к выбору профессии, надеждами на развитие специфических талантов и одаренности, которые не могут успешно прогрессировать в условиях общеобразовательной школы, и другими.

Социология школы отмечает такую зависимость двух сфер внешкольной среды: чем уже сфера, зона организованного влияния среды, тем шире стихийное пространство формирования личности школьников. Отмечается, по крайней мере, несколько типов соотношений педагогизи-рованной среды и неорганизованного окружения, в котором живет и действует школьник. Благоприятный, когда во внешкольной сфере формируются позитивные качества при счастливом стечении обстоятельств, например: случайное посещение секции конного спорта и — вспыхнувшая любовь к сложному, требующему усилий, организованности, обязательности и выносливости от спортсмена-конника, виду занятий. Появление новых друзей, увлеченных техникой, может оказаться толчком к возникновению жизненно важного увлечения, интереса, развивающей деятельности. Увы, такое стечение обстоятельств не единственное. Противоположным по влиянию на школьника оказывается такой тип стихийного воздействия, который способствует дезорганизации сознания и поведения учащихся. Превращается в источник формирования предосудительного опыта порой в крайних по опасности, т.е. криминальных проявлениях.

Исследования самовозникающих групп подростков по месту их жительства показывают, насколько велик риск уроков асоциального влияния в условиях педагогически бесконтрольного и неорганизованного досуга, времяпрепровождения учащихся. Вожачество, конспирация негативных поступков, подавление воли личности, диктат физически сильных, круговая порука и так далее создают атмосферу безвыходности для тех, кто хотел бы порвать свя-

96


зи с подобного рода друзьями. Как видим, социализация личности охватывает атмосферу всех жизненных условий, в которых протекает становление будущего гражданина. Во всей своей сложности встает проблема свободы выбора школьником импонирующих ему занятий, неуправляемость выбором, нерациональность диктата и в то же время опасность невмешательства взрослых в свободу предпочтений типа досуга учащихся вне школы.

Проблемы социализации личности в настоящее время очень актуальны и в то же время новы и сложны для познания. За рубежом их исследовали Э-Дюркгейм, Т.Парсонс, Д.Г. Мид, А.Инкельс и др. (см. главу 5), в нашей стране — В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, Г.М. Андреева и др. Существует множество различных концепций социализации школьников. Здесь излагается один из возможных подходов социализации личности.

Социализация личности есть объективное явление, которое наблюдается в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни влбществе, прекращая (хотя бы временно) исполнять роль учащегося, ведомого учителем. Как и любое общественное явление, она многоаспектна, и потому изучается во многих науках: социологии, культурологии, истории, этнографии, психологии, педагогике и др. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

Частично социализация личности осуществляется в семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности, когда подростки начинают участвовать в создании, использовании и трансляции (передаче) другим людям новых культурных (и в первую очередь, духовных) ценностей. В социализации существенную роль играет изложенное выше "стихийное воспитание"1: общество, социальная группа, трудовой коллектив заинтересованы в том, чтобы новичок научился правильно вести себя с другими людьми; в то же время

1 Воспитание, понимаемое в широком социальном плане. 4-241 97


усвоение культуры, норм межличностного общения, формирование социальных стереотипов связано с адаптацией — приспособлением личности к объективным общественным отношениям: адекватным восприятием социальной действительности, собственных возможностей, целей и перспектив, системы общепринятых отношений, общения и деятельности и следование им. В адаптации различают две составляющие: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция — усвоение норм поведения и следование им с помощью уже сформировавшихся психических функций, расположенных в зоне актуального развития. Аккомодация — изменение схем поведения, не вполне соответствующих принятым нормам; в результате аккомодации появляются новообразования, формирующиеся в зоне ближайшего развития.

Социализация (в педагогическом аспекте) имеет некоторые общие характеристики с развивающим воспитанием, описанным выше. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения. В процессе общения с авторитетом у подростка появляются потребности и желание следовать общезначимым нормам и стандартам поведения. Он "вбирает" в себя духовные ценности авторитета.

Однако отношения подростка с авторитетом много сложнее, чем это представляется внешне. Обе взаимодействующие личности имеют определенную внутреннюю культуру, причем культура авторитета сложнее и более высоко развита; поэтому она является донорской: из нее подросток черпает существенно новую информацию о людях и обществе. Культура подростка реципиентная, воспринимающая. В то же время обе личности свободные и активные: подросток свободно выбирает себе авторитет и по собственному убеждению в процессе культурного контакта осваивает предлагаемые ему новые культурные ценности и нормы. Этот процесс следует назвать межличностной аккультурацией — взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развитая и авторитетная.

98


Процесс межличностной аккультурации включает в себя: 1) уподобление фрагмента реципиентной. культуры подростка донорскому фрагменту авторитета при подражании в поведении; 2) социальное наследование (передача) таких элементов культуры, как нормы, стереотипы, стандарты, образцы; 3) акцептация (принятие, согласие) убеждений, установок, идеалов донорской культуры; 4) отрицательная реакция (отвержение) на устаревшие (с позиции школьника) фрагменты культуры, не соответствующие его мировоззрению; 5) синкретизация — связь новых культурных ценностей во внутреннем мире подростка по внешним, несущественным, но ярким в восприятии признакам, ведущая к искажению представлений донорской культуры как в сторону преувеличения, восхищения, так и в сторону отрицания, принижения ее объективного значения.

Авторитет взрослого, особенно у подростка, образуется в процессе социального взаимодействия при следующих условиях. Прежде всего, взрослый возбуждает в нем положительную мотивацию, ориентацию на сотрудничество, потребность в участливом общении. Кроме того, имеет значение порядок взаимодействия: умение тактично выслушать, посочувствовать, помочь, посоветовать. Постепенно возникает ролевое ожидание, подражание, освоение новых взглядов, установок, оценок. Активность подростка ищет выхода, поэтому взаимодействие должно быть обменом действиями; у него появляется ожидание оценки своих поступков, желание одобрения. Взрослый обязательно должен что-то похвалить (положительное подкрепление). При положительной оценке возникает тенденция к регулярности общения. В то же время неожиданное действие может быть не понято и породить фрустрацию (раздражение, разочарование) и даже агрессивную реакцию. Наоборот, систематическая похвала (за дело и в меру) в сочетании с понятным объяснением порождает оптимизм и комплекс успеха в культурной интеграции подростка и трудового коллектива.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите направления развития учащихся.

2. Каковы условия развития учащихся?

3. В чем проявляется наследственность организма?

4. Охарактеризуйте стадии развития личности. 4*