ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 6062
Скачиваний: 9
Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов. Поэтому, чтобы полнее представить характер деятельности учителя и учащихся при использовании методов обучения, классифицируемых по источникам знания, представим их в следующей таблице:
248
Содержание деятельности учителя и учащихся
при использовании различных методов обучения,
классифицируемых по источникам получения учебной
информации
Краткое содержание метода, методические приемы его реализации |
Деятельность обучающего учителя (преподавателя теоретического обучения (УКК, ПТК) |
Деятельность учащегося, обучаемого (слушателя различных курсов УКК, ПТК) |
Словесные методы. Основное назначение данной группы методов - сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы — рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, выявлению признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов, осуществление сравнения, обобщение, получение выводов и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д. |
Деятельность обучаемых заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с дидактическим материалом, предъявляемым обучаемым и т.д. |
Наглядные методы. Основное назначение данной группы методов — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д. |
Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит * учитель, преподаватель или сам обучаемый, осмыслении полученных данных и принятия основной дидактической цели конкретного урока, выполнении различных запи-, сей, схем, зарисовок и т.д. |
249
макетов и т.д.), демонстрация диафильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Наглядные методы реализуются через применение логических, организационных и технических методических приемов. |
- |
|
Практические методы. Основное назначение данной группы методов заключается в получении информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемым в процессе постановки различных практических работ. Основные методы: практические работы, лабораторные работы, решение задач, моделирование объектов и т.д. |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т.д. Данная деятельность осуществляется при использовании различных методических приемов и т.д. |
Деятельность обучаемых заключается в осмысливании практических действий обучающего, своих практических действий, в выполнении различных записей, зарисовок, схем и т.д. и принятии основной дидактической цели урока и т.д. |
Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать один какой-либо метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы обучения - систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д. Однако, взяв за основу обоснование метода обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, упустили главное, существенное в учебном процессе — характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие школьников. Данные теоретических ис-
250
следований педагогов и психологов за последние несколько десятилетий свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения (Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. С.567).
Исходя из этого, ученые-педагоги уже с середины двадцатого века все больше стали обращать внимание на разработку проблемы классификации методов обучения с учетом выше названных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.
Так, в шестидесятые годы нашего века все большей популярностью в образовании стали пользоваться методы дидактических игр. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:
— моделируемый объект учебной деятельности;
— совместная деятельность участников игры;
— правила игры;
— принятие решения в изменяющихся условиях;.
251
— эффективность применяемого решения.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы:
— подготовка к самостоятельным занятиям;
— постановка главной задачи;
— выбор имитационной модели объекта;
— решение задачи на ее основе;
— проверка, коррекция;
— реализация принятого решения;
— оценка его результатов;
— анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
— обратная связь по замкнутому технологическому циклу.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Вместе с тем, школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.
Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские.
Эта классификация соответствует определению метода на теоретическом уровне, которое было дано выше (см. 10.1.).
252