ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2020

Просмотров: 5781

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

усилия в совместной деятельности, но увеличивает долю активности ребенка в разделенной деятельности.

Постулат, вытекающий из данной закономерности, следующий: первоначальный этап культуросообразной деятельности необходимо обеспечивать собственными усилиями педагога как центрального субъекта деятельности".

Четвертая закономерность. Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен в отношении к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию. Проявление любви — это условие чувства защищенности в этом мире, где ребенок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ.

О любви к ребенку написаны горы литературы, искусством любить детей владеют немногие. Я. Корчак точно выразил соль вопроса в заголовке книги - "Как любить детей", переводя решение вопроса в русло педагогической технологии, педагогического искусства -умения любить.

Что значит для самого ребенка любовь к нему? Очень немного помогать, быть великодушным и прощать оплошности, стараться понять, защищать от бед и напвдений, быть ласковым, нежным, открывать бесконечно интересный мир и себя в этом мире. Профессионально педагог обладает готовностью к такой любви. Не следует сопоставлять ве с материнской любовью - это святое, необъяснимое, уникальное чувство. Педагог и не может претендовать на что-то подобное. Его любовь - скорее, отношение сильного к слабому, мудрого к неразумному, старшего к молодой новой жизни.

Порицая детей, высмеивая их недостатки, раздавая клички, подчеркивая их невежество, ошибочно рассчитывать на актуализацию самосовершенствования и на более усердную их работу. Многочисленные негативные воспоминания взрослых людей о школе базируются на фундаменте неудовлетворенности, сопровождающей все шаги ребенка в школе. Чем ниже педагогические оценки, тем

410


ниже успехи ребенка и слабее его общее и личностное развитие.

Положительное подкрепление — ключевая операция выражения любви к ребенку. Оно заключает в себе либо поощрение, либо комплимент, либо приятный сюрприз, подарок, сувенир, либо веселую радость, либо лакомство, игрушку, педагог должен уметь производить положительное подкрепление, возвышая духовные силы ребенка. Помимо этого, необходимо снимать страх ребенка перед неуспехом ("ничего страшного"), авансировать ребенка ("у тебя непременно получится"), усилить мотив деятельности ("это так важно для нас и для тебя"), отмечать исключительные черты личности ребенка, позволяющие надеяться на успех ("ведь ты...", "ведь у тебя...").

Как видим, учет данной закономерности зависит от ряда профессиональных умений педагога. Если он владеет всеми названными умениями, то вызвать к реальности ситуацию успеха, группа ли это детей или один ребенок, нетрудно.

Недостаточно уметь выражать положительное отношение к ребенку — ему этого мало. Для его максимального развития необходима атмосфера любви в группе, где находится ребенок. Педагог должен позаботиться, чтобы группа "любила" ребенка, принимала его, чтобы статус ребенка в группе был высоким, вне зависимости от его сейчас-ных успехов.

Любить ребенка — значит признавать за ребенком право на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями. Это уважение истории жизни ребенка, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, учет его психического состояния, особенностей физического и психического здоровья специфическими чертами, вкусами, привычками. Зная, что человек — продукт сложнейшего процесса и довольно длительного, было бы бессмысленным требовать немедленной ломки характера, отказа от пристрастий и привычных способов деятельности. Было бы странным требовать, чтобы ребенок немедленно отказался от своих сейчасных переживаний, мыслей, если они не соответствуют нормам общества.

Принять ребенка как данность — это признать ценность его личности на данный момент его развития, признать в нем достоинства человека, сохранять по отноше-

411


нию к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважение как к личности. Воспитание таким образом принимает характер этический, ибо оно пронизывается идеей уважения человека как такого, безотносительно к его предметному и социальному положению.

Е практической ситуации педагог реагирует на данность личности, учитывая ее состояние "здесь и сейчас". Например: "...Вы заметили, что класс ваш устал, расклеился и дело не идет на лад, — выберите песню и пусть они ее пропоют хором, или еще лучше, если можете, пропойте ее с ними вместе, и вы увидите, как освежится, оживет ваш класс, все встрепенутся, расправятся как истомленные цветы после грозового дождя", — писал К.Д. Ушинский (Собр. соч., т. 11. С. 81-82).

Принять как данность — значит признать право на самобытность, не сравнивать ни с кем, даже с выдающейся личностью, и не призывать быть похожим на кого-то. Учить быть самим собою.

Вспомним, как возмущался Пушкин, когда Ломоносова называли "русским Бэконом". Он говорил: "не достаточно ли считаю, что он есть русский Ломоносов".

Недостаточно самому педагогу уметь принимать ребенка как данность — такому же умению следует научать и детей в школе, корректируя незаметно их взаимоотношения.

...В первом классе появился мальчик Алеша. Он нв уроках иногда громко звпеввл: "Ой, мороз, мороз, не морозь меня-я-я..." Дети смеялись. Алеша угрюмо замолкал, но потом вновь затягивал песню. И тогда учительница сказела: "Так уж устроена душа Алеши -ему необходимо петь, иначе ему плохо. Давайте позволим ему это делать и будем спокойно реботать под его песню." Впрочем, может быть, она произнесла какие-то другие слоев. Но дети согласились принять Алешу как данность. Он иногда еще пел на уроке - потом перестал. Школу он успешно окончил.

Человек слаб и не всегда способен справиться со своей натурой. Тогда его поведение вызывает нарекания окружающих: он невыносим, необъясним, дурно воспитан. Принять человека как данность - это значит принять его в противоречии и противоборстве, в преодолении, сомнении, поражении и победах над собой. Таким, каков он есть сейчас, в момент общения с ним.

Бесспорно, границы принятия данности существуют, они заданы содержанием общечеловеческой культуры.

Ребенок совершает вхождение в культуру, а значит, развивается как личность и индивидуальность, только бу-

412


дучи уверен в доброжелательности и любви к нему мира культуры в лице всех взрослых, его окружающих.

Педагогический постулат: необходимо внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.

Пятая закономерность. Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывают воспитанию так называемый "скрытый характер". Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленное™ к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом еще предупреждал А. С. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишенных воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждает гуманистическое положение о том, что ребенок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко, в истории педагогической мысли, не раз раздавалось предупреждение: ребенок живет, а не готовится к жизни!

Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и ее устройства, а также уважительным к нему отношением и демократичностным стилем общения. К тому же, ориентация ребенка на предметную деятельность и предметные цели (читать, путешествовать, кататься на велосипеде, встречать гостей, поздравлять с днем рождения и т.п.) заслоняет его внимание от того, что он в школу ходит, чтобы "воспитываться", а в кружке "Умелые руки" формируют его эстетический вкус, и тренер озабочен тем, чтобы сформировать "мужской характер". Ребенок проживает взаимодействие с миром и это составляет его счастье жизни как субъекта, обретающего свой внутренний мир и свою душу. "Открыть" замысел воспитания — значит поставить ребенка в позицию объекта. Объект не имеет своего лица; не имея лица,

413


не выступает личностью, оставаясь особью, индивидом. Не более того.

Даже в тот период ранней юности, когда школьник принимается за самосовершенствование, то есть, воспитание переливается в процесс самовоспитания, даже и в этот период "скрытый характер" позиции педагога сохраняется. Можно оказать помощь ученику в самовоспитании, можно вовлечь в эффективные методики аутотренинга, но при этом все-таки остаться старшим другом, помощником, наставником, откликнувшимся на просьбу о помощи. Более того, диагностируя воспитанность детей, педагог мог бы раскрыть результаты диагаостики: ведь подростку и юноше интересно зеркало диагностирования — он в него глядится. Опорой для сохранения скрытой позиции станет ярко выраженный интерес педагога к получаемым результатам, выявляющим сложный личностный мир разных людей.

Открытое педагогическое воздействие невольно провоцирует сопротивление воспитанника, озабоченного своей свободой более всего именно в подростковый период, когда желание утвердить свое отдельное "Я", проявить свою "самость" не обеспечиваются ни уровнем сознания, ни уровнем умения, ни уровнем ответственности за себя и самооценки. Но начавшаяся психологическая эмансипация чрезвычайно значима для становления субъекта, и педагог вынужден поддерживать первые неровные и часто ошибочные шаги воспитанника к самостоятельности.

Учитывая двнную звкономерность, примем педагогический постулат: "В рвботе с детьми необходимо педагогически инструменти-роввть внимвние и звботу, нвпрввленные нв достижение предметной цели, нв последствия организуемой деятельности, нв ход событий, влияющих нв самочувствие людей, в твкже нв последствия плвнируемого и совершвемого воспитвнниками, но ни в коем случве не нв профессиональную заботу о достижении цели воспитвния".

Таким образом, педагогические закономерности (разумеется, тесно связанные с психологическими, социальными, физиологическими) выдвигают для педагога-практика ряд четких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку. Можно легко заметить, что и закономерности, указанные выше, и постулаты, вытекающие из них, составляют некое синкретическое явление (гр. sunkretismos — соединение), представляют собою нерасчленимое в такой степени, что одно существует в другом и рядом с другим, что

414