ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 6023
Скачиваний: 9
педагога, тем самым предложил решение проблемы содержания воспитательного процесса. Отношение как социально-психологический феномен и составляет это содержание. Оно наполняет педагогическое взамодействие с детьми. Оно располагается в поле любых взаимодействий ребенка с миром. Оно, отношение, есть то, ради чего приходит ребенок в школу, бежит к друзьям, отправляется в студию, возвращается домой и вновь покидает семью, чтобы в поисках проживания отношения пережить удовлетворение жизнью, то есть, пережить момент счастья1.
Мы часто ошибочно предполагаем, что дети в школу "приходят за знаниями", а не за проживанием самых разнообразных, острых, неожиданных, ярких отношений.
Наше иллюзорное представление о том, что подростки хотят танцевать, требуя дискотеки, немедленно рассыпается, когда театральный спектакль, музыкальная гостиная, весенний бал, спортивный калейдоскоп, конкурируя с дискотекой, легко замещают желаемое: детям важно проживаемое отношений во время совместных ритмических движений — поэтому любой окультуренный вариант их потребности будет ими принят, если он наполняется проживанием отношений.
Проверим себя еще раз:
— альпинисты взбираются на вершину за... проживанием отношения;
— балерина в ежедневном экзерсисе упорно упражняет свое тело, чтобы... пережить на сцене краткий миг отно-
! шения;
— сантехник возится долго с механизмами, чтобы... прожить короткое удовлетворение, когда наконец краны, пружины и винты заработают слаженно и красиво;
— ученик усердно разрисовывает лист, чтобы по окончании действий... пережить спектр удивительных отношений.
Средства жизни и содержание жизни животного под-I ведены под единый знаменатель приспособления, адапта-' ции: ловля мышей для кошки — это и средство, и содержание ее существования; в пении птиц соединены средство существования птицы и содержание ее жизни. Лишь у человека разведены и автономны средства жизни и со-
1 Счастье — состояние удовлетворенности жизнью; итоговая оценка периода жизни в виде общего удовлетворения содержанием ее.
425
держание жизни, а вернее, потенциально могут быть автономны — в зависимости от меры духовного развития человека, меры его свободы от инстинктивной природы.
16.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса
Если содержание жизни современного человека современной культуры составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, так чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры.
Прожить отношение — это значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего "Я" и объекта действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни "Я".
Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. В обыденной жизни их называют качествами личности. Например: человек, считающий чистоту обязательным условием своей жизни и прилагающий постоянные усилия, чтобы обеспечить такие условия жизни для себя, считается чистоплотным, а его любовь к чистоте называется качеством его личности; человек, бережно относящийся к другому человеку, удостоивается качества деликатного.
Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональ ных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отноше-
426
ния, то есть, дисгармоничность субстанции1 отношения. Дисгармоничность отношения 7 основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной, (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, — это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реально существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. "Ум с сердцем не в ладу" - это чуть ли не постоянное положение души школьника-подростка и школьника-юноши. Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличностная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда таков итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности.
Профессиональное мастерство педагога решительно зависит от умения педагога воспринимать отношение, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь самому ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонизирует формирующиеся отношения, содействуя единству его содержания и формы.
Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения.
Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество", "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода",
1 Субстанция - лат. substantia, сущность, существующее.
427
"справедливость", "равенство ..., когда само отношение выступает в качестве ценности, Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям,и отношения, которые ценностны для жизни.
Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.
Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением ("благоговением" — говорил А. Швейцер)1 к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.
Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.
Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается "Человеком": он — цель и мера всех вещей. Только "вочеловеченный" мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения — "другой человек". Расширенное толкование понятия "человек", философское толкование феномена "человек", когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах,
1 Швейцер Альберт (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, разрабатывающий философию жизни, исходным принципом которой выдвинул "преклонение перед жизнью" как основы обновления человечества.
428
вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании'.
Что означает принять человека как ценность?
Во-первых, обнаруживать его присутствие в окружающем мире:
— Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!.. — Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для
нас с вами испекли...
— Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать...
— Кто летал на самолете?.. Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину...
Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:
— Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!
— Не торопись — мы тебя подождем!..
— Никого ни о чем не просим — лишь высказываем свое желание!..
— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..
В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:
— Юноши! Необходима перестановка мебели...
— Девушки! Малышам не хватает ласки!..
— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...
— Наш школьный дом нуждается в заботе... В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:
— Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..
— Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!..
— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...
— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..
В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:
1 Было замечено, что суммарная картина воспитания: "нравственное", "трудовое", "эстетическое", "умственное" и т.д., несмотря на принцип комплексности, провоцирует педагога на формализованную работу с детьми.
429