ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2020
Просмотров: 6015
Скачиваний: 9
так откликнулся учитель. И дети притихли, пораженные болью в голосе педагога и открывшимся внутренним смыслом лихачества.
Преподаватель поднимает оброненную кем-то ручку, кладет на подоконник: "Пусть лежит на видном месте. Хозяин вернется - сразу заметит".
Учительница, воспользовавшись помощью старшеклассника, говорит: "Хорошо, что есть мужчины".
Обсуждая очередную информацию об убийстве, дети выжидательно смотрят на классного руководителя. А тот: "Жажда богатства и власти всегда выводит за рамки человеческой жизни, особенно если богатство награблено, а власть нечестно захвачена..."
Педагогическая интерпретация совершается на уровне наивысших ценностей жизни, достойной Человека, поэтому там, где производится попрание ценностей (обидели человека; надругались над слабым, унизили подчиненного, нарушили неприкосновенность личности, присвоили незаработанное и т.п.), и там, где они утверждаются (проявили сочувствие, поступили по совести, оказали помощь, сотворили красоты, открыли истину, сберегли слабые ростки живого и т.п.), детям открывается этот абстрагированный мир ценностных основ достойной жизни.
Педагог не может завязать глаза воспитаннику, чтобы тот не видел черньк сторон жизни, но не может и пройти мимо замечательных достояний человеческой культуры, ибо они тоже могут оставаться за границами детского восприятия. Он переводит любую социальную ситуацию посредством педагогического обертона, создавая в социальном оркестре отношений вполне определенный обертон1, как отношенческую доминанту, которая наделяет ценностным звучанием любое падающее на личность воздействие, окрашивая его в ценностные тона.
Педагогический обертон — это социально-ценностная интерпретация пестрого калейдоскопа предметов, фактов, явлений, событий, это выделение (обобщенный взгляд) в происходящем ценностного содержания, это взгляд на случившееся с точки зрения общечеловеческих наивысших ценностей. Педагогический обертон — это предлагаемая воспитаннику позиция в восприятии мелькающих кадров социального макро- и микропространства. Заданный тон обусловливает ценностное восприятие ребенком и позитивных и негативных сторон жизни. Благодаря педагоги-
1 Обер - (нем. Ober - главный, старший). Обертон -основной тон, придающий оттенок или тембр всем звукам.
445
ческому обертону социальное пространство со своим сложным переплетением социальных групп становления фактором личностного духовного развития.
Таким образом, осуществить воспитание в социальном пространстве — это значит признать все сферы жизни ребенка, перемещающегося из одной социальной группы в другую и попадающего в разновариативные системы социальных отношений, единой воспитательной идеей, ориентирующей воспитанника на наивысшие ценности общечеловеческой современной культуры1.
17.2. Психологический климат группы
Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш вписывается в пространство двора, будучи жителем определенного дома:
Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума.
Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а значит, и развития личности. Когда мы говорим, что ребенок воспитывается в социуме, то подразумевается не число людей, не их внешний вид и даже не их образование или профессия, хотя последнее немаловажно, в первую очередь, предполагается соответствующий его развитию социально-психологический климат, социальное поле отношений, в котором размещено "Я" ребенка.
Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку (значит, друг к другу), к делу, объединяющему членов группы, к руководителю группы, а также к событиям,
1 С этой точки зрения, понятно, какой должна быть профессиональная педагогическая подготовка всех работников внешкольных учреждений, работающих с детьми. 446
происходящим в группе и за ее пределами, к обществу как таковому, представительство которого так сильно ощутимо в школе, и каждого члена в группе к самому себе. В узел схватывается вся эта совокупность отношений общим отношением к группе каждого члена ее.
Социально-психологический климат — чрезвычайной сложности тонкости феномен, потому что это удивительное поле отношений существует лишь благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта к другому. Климат рождается в момент выявляемых отношений и существует пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается. Объекты не обладают способностью создавать социально-лсихологический климат, так как не выступают субъектами отношений. Отношенческое поле климата группы всегда в движении — как некое электромагнитное поле, как световое пространство, заполняемое волнами световых лучей. Фраза, взгляд, поза, пластика, действие, даже платье, даже мизансцена — все, как лучи света, как электромагнитная волна, свидетельствуют о климатическом поле группы, несущем в себе социальное отношение.
Климат группы благоприятен, если названные отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление ("отрицательный вектор"). Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе, и того, кто выбивается в лидеры.
Социально-психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы. Атмосфера — непосредственная психологическая реакция в виде самочувствия группы
447
на какой-либо жизненный агент. Появилось солнце — все повеселели. Кого-то обидели — тревожность нависла психологическим облаком. Открылась радостная перспектива — повысился общий тонус и смягчились взаимоотношения.
Понятно, что педагог может влиять на атмосферу, а изменяя ее, улучшая ее и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.
Назовем характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:
— доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
— защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
— работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
— инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного "Я";
— мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.
Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.
Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы. Способы влияния на атмосферу (в итоге, на климат) достаточно разнообразны и, на первый взгляд, не поддаются жесткому обозначению. Звук скрипки, запах пирога, ласковое слово, нарядные одежды, ритмические движения и т.д. — все это кажется случайным, стихийным, зависимым от индивидуального творческого выбора педагога. Но все укладывается в ясные структуры, если подойти к определению способов с позиции двух оснований: 1) кто субъект влияния на атмосфе-
448
ру? 2) по какому психологическому каналу направлено это влияние?
Субъектом создания атмосферы может быть сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, ученый, родитель, артист, представитель власти, герой труда) или опосредованно (через фонозапись, фотографию, суждение, видеозапись). Их влияние направляется по аудиальному (слово, музыка, звуки природы), визуальному (предмет, иллюстрация, художественное полотно, вещь, образ природы), по кинестетическому (движения, запахи, действия, лакомство, улучшенные условия) каналу. Разнообразие сочетаний названных параметров порождает разнообразие способов.
Очертим это разнообразие в следующей таблице:
Разновидность способов педагогического влияния на социально-психологический климат (атмосферу) группы
^убъект воздей-^~~-~-^^^ ствия Канал ^~~"~--^^ воздействия -~ |
Педагог |
Ребенок |
Третье лицо |
аудиальный |
|
|
|
визуальный |
|
|
|
кинестетический |
|
|
|
Как видно из таблицы, способ влияния на групповую атмосферу в каждый момент — это выбор ответа на вопросы: кто влияет? и каким средством?
Однако способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосфере. Слова педагога могут повысить, но и понизить атмосферу. Прозвучавшая песня улучшает, но и ухудшает психологические обстоятельства. Предложенное угощение тоже обладает двояким влиянием.
Решает дело содержание влияния, но не формы влияния. Содержание должно быть социально-ценностным. В группу привносится ценность и, вовлекая в проживание ценностного отношения членов группы, содействует преобразованию всей совокупности отношений в группе.
• 5-241
449