ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2020
Просмотров: 1479
Скачиваний: 11
Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
Глава 4
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
§ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ
Эрик
Эриксон
—
последователь
3.
Фрейда, расширивший психоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
тому, что начал рассматривать развитие
ребенка в более широкой
системе
социальных отношений.
Особенности
становления личности зависят от
экономического и культурного уровня
развития общества, в котором растет
ребенок, от того, какой исторический
этап этого развития он застал.
Ребенок,
живущий в Нью-Йорке в середине
XX
века, развивается не так, как маленький
индеец из резервации, где во всей полноте
сохранились старые культурные традиции
и время как бы остановилось.
Ценности
и нормы общества передаются детям в
процессе воспитания. Дети, принадлежащие
к сообществам практически одинакового
уровня социально-экономического
развития, приобретают
разные черты
личности из-за разных культурных
традиций, связанных с основным видом
занятий, и принятых стилей воспитания.
В разных индейских резервациях Э. Эриксон
наблюдал два
племени
—
Сну, бывших охотников на бизонов, и Юрок
—
рыбаков и собирателей желудей. В племени
Сиу детей не пеленают туго, долго кормят
грудным молоком, не следят строго за
опрятностью и вообще мало ограничивают
свободу их действий. Дети ориентируются
на исторически сложившийся идеал своего
племени
—
сильного, отважного охотника в бескрайних
прериях
—
и
приобретают такие черты, как
инициативность, решительность, смелость,
щедрость в отношениях с соплеменниками
и жестокость в отношении к врагам. В
племени Юрок, наоборот, детей рано
отнимают от груди, туго пеленают, рано
приучают к опрятности, сдержанны в
общении с ними. Они вырастают молчаливыми,
подозрительными, скупыми, склонными к
накопительству.
Развитие
личности по своему содержанию определяется
тем, что общество ожидает от человека,
какие ценности и идеалы ему предлагает,
какие задачи ставит перед ним на разных
возрастных
этапах. Но последовательность
стадий развития ребенка зависит от
биологического начала. Ребенок, созревая,
с необходимостью проходит ряд следующих
друг за другом стадий. На каждой стадии
он приобретает определенное качество
(личностное новообразование), которое
фиксируется в структуре личности и
сохраняется в последующие периоды
жизни.
Э.
Эриксон проследил целостный жизненный
путь личности, от рождения до глубокой
старости. Нас будет интересовать первая
часть его периодизации развития личности
—
до
17-20
лет. В это
время происходит медленное,
постепенное становление главного,
ядерного образования
—
идентичности личности. Личность
развивается благодаря включению в
различные социальные общности
(нацию,
социальный класс, профессиональную
группу и
т.д.)
и переживанию своей неразрывной связи
с ними. Идентичность
—
психосоциальная тождественность
—
позволяет личности принимать себя во
всем богатстве своих отношений с
окружающим миром и определяет ее систему
ценностей, идеалы, жизненные планы,
потребности, социальные роли с
соответствующими формами
поведения.
Идентичность
—
условие психического здоровья: если
она не сложится, человек не находит
себя, своего места в обществе, оказывается
«потерянным».
Идентичность
формируется в юношеском возрасте, это
характеристика достаточно зрелой
личности. До этого времени ребенок
должен пройти через ряд идентификаций
—
отождествления себя с родителями;
мальчиками или девочками (половая
идентификация) и т.д. Этот процесс
определяется воспитанием ребенка,
поскольку с самого его рождения родители,
а затем и более широкое
социальное
окружение приобщают его к своей социальной
общности, группе, передают ребенку
свойственное ей мировосприятие.
Еще
один важный для развития личности момент
—
его кризисность. Кризисы присущи всем
возрастным стадиям, это «поворотные
пункты», моменты выбора между прогрессом
и регрессом. В каждом личностном качестве,
которое появляется в определенном
возрасте, заключено глубинное отношение
ребенка к миру и самому себе. Это отношение
может быть позитивным,
связанным с
прогрессивным развитием личности, и
негативным, вызывающим отрицательные
сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку
приходится выбирать одно из двух полярных
отношений
—
доверие
или недоверие к миру, инициативу или
пассивность, компетентность или
неполноценность и
т.д.
Когда выбор сделан и закреплено
соответствующее качество личности,
скажем, положи-
тельное, противоположный
полюс отношения продолжает скрыто
существовать и может проявиться
значительно позже., когда взрослый
человек столкнется с серьезной жизненной
неудачей.
Последовательность появления этих полярных личностных новообразований отражена в табл. 1.2.
Таблица 1.2
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ
Стадия развития |
Уровень
социальных |
Полярные
качества |
Результат профессионального развития |
1.Младенческий возраст (0-1) |
Мать (или замещающее ее лицо) |
Доверие
к миру - |
Энергия и жизненная радость |
2.Ранний возраст (1-3) |
Родители |
Самостоятельность
- |
Независимость |
3.Дошкольный |
Родители, братья и сестры |
Инициатива - пассивность, вина |
Целеустремленность |
4.Предпубертатный возраст (6-12) |
Школа, соседи |
Компетентность
- |
Овладение знаниями и умениями |
5.Юность (13-18) |
Группы сверстников |
Идентичность
- |
Самоопределение, |
На
первой стадии развития, соответствующей
младенческому возрасту, возникает
доверие или недоверие к миру. При
прогрессивном развитии личности ребенок
«выбирает» доверительное от-
ношение.
Оно проявляется в легком кормлении,
глубоком сне, ненапряженности внутренних
органов, нормальной работе кишечника.
Ребенок, с доверием относящийся к миру,
который его окружает, без особой тревоги
и гнева переносит исчезновение из его
поля зрения матери: он уверен, что она
вернется, что все его потребности будут
удовлетворены. Младенец получает от
матери не
только молоко и необходимый
ему уход, с ней связано и «питание» миром
форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
Материнская любовь и нежность определяет
«количество веры и надежды,
вынесенной
из первого жизненного опыта» ребенка.
В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
Вторая
стадия соответствует раннему возрасту.
Резко возрастают возможности ребенка,
он начинает ходить и отстаивать свою
независимость. Но возрастающее чувство
самостоятельности не
должно подорвать
сложившееся раньше доверие к миру.
Родители помогают его сохранить,
ограничивая появляющиеся у ребенка
желания требовать, присваивать, разрушать,
когда он проверяет
свои силы.
Требования
и ограничения родителей в то же время
создают основу для негативного чувства
стыда и сомнений. Ребенок чувствует
«глаза мира», следящие за ним с осуждением,
и стремится заставить мир не смотреть
на него или хочет сам стать невидимым.
Но это невозможно, и у ребенка появляются
«внутренние глаза мира»
—
стыд за свои ошибки, неловкость,
испачканные руки и
т.д.
Если взрослые предъявляют слишком
суровые требования, часто порицают и
наказывают ребенка, у него возникают
страх «потерять лицо», постоянная
настороженность, скованность,
необщительность. Если стремление ребенка
к независимости не подавляется,
устанавливается соотношение между
способностью сотрудничать с другими
людьми и настаивать на своем,
между
свободой самовыражения и ее разумным
ограничением.
На
третьей стадии, совпадающей с дошкольным
возрастом, ребенок активно познает
окружающий мир, моделирует в игре
отношения взрослых, сложившиеся на
производстве и в других сферах жизни,
быстро и жадно учится всему, приобретая
новые дела и обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива. Когда поведение
ребенка становится агрессивным,
инициатива
ограничивается, появляются
чувства вины и тревожности; таким образом
закладываются новые внутренние инстанции
—
совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания.
Взрослые
не должны перегружать совесть ребенка.
Чрезмерное неодобрение, наказания за
незначительные проступки и ошибки
вызывают постоянное ощущение своей
вины, страх перед наказанием за тайные
мысли, мстительность. Тормозится
инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Младший
школьный возраст
—
предпубертатный, т.е. предшествующий
половому созреванию ребенка. В это время
развертывается четвертая стадия,
связанная с воспитанием у детей
трудолюбия, необходимостью овладения
новыми знаниями и умениями. Школа
становится для них «культурой в себе»,
со своими особыми целями, достижениями
и разочарованиями. Постижение основ
трудового и социального опыта дает
возможность ребенку получить признание
окружающих и приобрести чувство
компетентности. Если же достижения
невелики, он остро переживает свою
неумелость, неспособность, невыгодное
положение среди сверстников и чувствует
себя обреченным
быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется
чувство неполноценности.
Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.
Старший
подростковый возраст и ранняя юность
составляют пятую стадию развития
личности, период самого глубокого
кризиса. Детство подходит к концу, и
этот большой этап жизненного
пути,
завершаясь, приводит к формированию
идентичности. В ней объединяются и
преобразуются все предыдущие идентификации
ребенка; к ним добавляются новые,
поскольку повзрослевший,
изменившийся
внешне ребенок включается в новые
социальные группы и приобретает другие
представления о себе. Целостная
идентичность личности, доверие к миру,
самостоятельность, инициативность и
компетентность позволяют юноше решить
главную задачу, которую ставит перед
ним общество,
—
задачу самоопределения. выбора жизненного
пути.
Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дальше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявиться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и тд.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).
§ 2. РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Л. КОЛБЕРГУ.
Периодизация
Э. Эриксона охватывает весь жизненный
путь личности и разные стороны ее
развития. Другие периодизации развития
личности
—
более частные, в них отражены
отдельные
стороны детского развития.
Рассмотрим представления Лоренса
Колберга о становлении морального
сознания ребенка.
Л.
Колберг продолжил эксперименты Жана
Пиаже, в которых выявлялись моральные
суждения и этические представления
детей разного возраста. Детям предлагалось
оценить поступки героев
рассказа и
обосновать свои суждения. Оказалось,
что на разных возрастных этапах дети
по-разному решают нравственные проблемы.
Например, маленькие дети считают ребенка,
случайно раз-
бившего несколько
чашек, более виноватым и «более
испорченным», чем другого, разбившего
только одну чашку, но злонамеренно.
Старшие дети, особенно после
9-10
лет, иначе оценивают
эту ситуацию,
ориентируясь не только на результат
действий, но и на мотивы, стоящие за
поступком.
Л.
Колберг использовал рассказы, содержащие
сложные конфликты морального порядка,
требующие разрешения. Приведем в качестве
примера один из рассказов и типичные
ответы. «Женщине, больной раком, не
помогают никакие лекарства. Она просит
своего врача дать
ей смертельную
дозу снотворного, чтобы избавиться от
страданий. Должен ли врач удовлетворить
ее просьбу?»
Ребенок: «Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить ее от боли. Но это могло бы быть неприятно ее мужу — ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене».
Подросток: «Врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и он не должен ее уничтожать».
Взрослый:
«Умирающая должна иметь свободный
выбор. Значение имеет качество жизни,
а не сам ее факт. Если она считает, что
не стоит жить, превратившись просто в
нечто живое, но уже
не человека, она
имеет право выбрать смерть. Людям должна
быть предоставлена возможность самим
решать, что с ними будет».
Из этих ответов видно, что ребенок исходит из чисто практических соображений, не обращаясь к моральным принципам. Категоричный в своих суждениях подросток рассматривает проблему с точки зрения одного абстрактного принципа — ценности жизни. Позиция взрослого многогранна. Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.
Первый
—
доморальный уровень. Нормы морали для
ребенка
—
нечто внешнее, он выполняет правила,
установленные взрослыми, из чисто
эгоистических соображений. Первоначально
он ориентируется на наказание и ведет
себя «хорошо», чтобы его избежать
(1
стадия).
Затем он начинает ориентироваться
и на поощрение, ожидая получить за свои
правильные действия похвалу или
какую-нибудь другую награду
(II
стадия).