ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.12.2020
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
Анализ статьи.
Социальные перемены не привели к распаду традиционных представлений о мужских и женских ролях, к созданию партнерских отношений. Выделенные типы практик семейного взаимодействия – своего рода идеотипы, которые еще раз подчеркивают существующую социальную практику полового разделения труда: отождествление женщины с семьей и ролью домохозяйки, а мужчины – со сферой труда и ролью кормильца. Тем самым наследуется советская модель двойного кормильца, в которой мужчины выступали ответственными за обеспечение, а женщины дополняли усилия партнера по содержанию семьи. Женщины продолжают контролировать домашнюю сферу. Теперь в их обязанности входит еще и ответственность за сохранение (повышение) прежнего уровня жизни семьи. Господствующие традиционно-патриархатные взгляды подталкивают женщин к использованию мужчин как инструмента в их жизненных стратегиях, источника доходов для реализации своих планов. При этом продолжается выталкивание мужчин из сферы домашнего труда. Понятно, что для сохранения своих позиций в семье мужчины нуждаются в хорошей оплате. Однако уравновесить баланс семейных потребностей и материальных возможностей для изучаемой категории населения в нынешних условиях практически невозможно. Поэтому даже успешные кормильцы, испытывая недостаток значимости своей роли в семье, зачастую опускаются и спиваются, в особенности если этому благоприятствует социально-экономическая среда.
Ограниченные возможности для выполнения роли кормильца приводят к потере мужского авторитета и лидерства в семье и одновременно к росту женской активности в сфере производства и домашнего труда. Такая ситуация, хотя и наделяет женщину дополнительными полномочиями и властью в частной сфере, но, как правило, не способствует решению материальных проблем семьи. Более того, женское доминирование в организации и обеспечении семьи ведет к исключению мужчины из важных сфер семейной организации, существенному снижению мужской ответственности и, наконец, к привычному отчуждению от семейных забот. Исключение мужчины сопровождается упреками жены. Сохраняя чувствительность к собственному достоинству, мужчины пытаются сохранить статус кормильца и гораздо реже добровольно включаются в сферу домашнего труда.
1[2] Проект осуществляется под руководством профессора социологии Калифорнийского университета (Беркли США) М. Буравого совместно сотрудниками Института экономических и социальных проблем Севера КНЦ УрО РАН.
2[3] Проект «Гендерные стратегии занятости» осуществляется при финансовой поддержке INTAS (грант – 97-20280), руководитель проекта – Сара Ашвин.
3[4] Наше исследование показало, что и при условии достаточных материальных ресурсов женщины в своем большинстве (70 %) не хотели бы «сидеть» дома. В то же время, по мнению большинства респондентов, основным кормильцем в семье должен быть мужчина. Участие женщин в сфере оплачиваемого труда обеспечивает ей материальную независимость от мужа и дополнительный источник обеспечения для семьи.
4[5] Согласно региональной статистике, происходит сокращение средней продолжительности жизни в каждой возрастной группе, независимо от пола. Однако средняя продолжительность жизни мужчин достигла отметки 60,4, тогда как для женщин - 71,5 [8].
5[7] Использована база данных исследования «Новые формы занятости и стратегии выживания семей в переходной экономике» (апрель-май 1998 г.), проведенного сотрудниками Института сравнительных и трудовых отношений (ИСИТО) под руководством С.Кларка (Уорвикский университет, Великобритания). Финансирование проекта осуществлялось