ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2020
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
Во многом это было связано и с тем неожиданным ударом, который нанесли по классическим моделям социальной структуры экономисты, начавшие заниматься изучением человеческого капитала. Вначале Т. Шульц, а затем Г. Беккер заложили основы понимания сущности новой разновидности капитала и разработали методики его расчета. Ими был предложен и взгляд на образование как на инвестиции, а не просто приобщение к культурному опыту. Более того, были выделены две основные формы этого капитала, связанные с наличием общих и специфических навыков, а также поставлен вопрос о рентах, которые должны получать работники, обладающие определенными навыками, связанными с особенностями их знаний. В результате к традиционным формам собственно экономического капитала, роль которого в стратификации признавалась сторонниками обеих научных школ, в последние десятилетия добавился не только властный (административный), но и человеческий капитал.
Своего рода проявлением переживаемого кризиса методологии стала концепция элит, которая, как справедливо отмечал Э. Гидденс, является своеобразным отказом от классового анализа и противопоставлением уже не классов, а "элиты" и "массы". Появление концепции элит отразило численный рост высших классов и изменение их состава за счет государственных служащих, топ-менеджеров частных компаний и т.д. Не случайно высший класс исчез в классовой схеме современного общества, предложенной Д. Голдторпом, а его место занял верхний средний класс - факт, на который также обращал внимание в связи с дискуссиями о судьбе высшего класса Э. Гидденс [4].
Средний класс постигла судьба не менее печальная, чем высший - сначала средние слои разрослись настолько, что начали утрачивать свою качественную специфику и на смену "классическому" среднему классу пришли "старый" и "новый" средние классы. Затем наметилась тенденция сокращения и размывания средних слоев, и стало понятно, что в современных западных обществах применительно к ним речь идет уже не о некоем едином стратификационном континиуме, а о множестве качественно различных образований с разными историческими перспективами.
Последний удар по старым парадигмам нанесла пришедшая на смену традиционным концепциям бедности концепция "эксклюзии", противопоставляющая уже не "верхи" и "низы", а находящихся в мейнстриме и социально исключенных.
Таким образом, к концу XX века "растворились" и исчезли не только традиционные "капиталисты" и "рабочие", о которых писал Маркс, и которых неомарксисты активно искали в новых условиях, но и высший класс, средний класс, рабочий класс и бедные, ситуацию с которыми анализировали многие сторонники неовеберианского подхода. Кризис достиг свой зрелой формы, и стало ясно, что нужны новые теории, объясняющие ситуацию, сложившуюся в стратификации обществ современного типа.
Необходимость смены стратификационных моделей и анализа природы неравенств в новом, приходящем на смену позднеиндустриальному, обществе осознали и прямо сформулировали теоретики, разрабатывавшие альтернативные традиционным концепции стратификации (П. Бурдье, М. Кастельс, У. Бек, Д. Грузски, Э. Соренсен и др.). При этом так или иначе, в явной или неявной форме, но отправной точкой практически всех этих концепций выступали ресурсы (активы, капиталы).
Наиболее известна в контексте именно ресурсного подхода к стратификации из всех перечисленных выше концепция капиталов Пьера Бурдье. Причем в своем понимании природы капитала Бурдье фактически следует классической марксистской традиции, но развивает ее применительно к новым историческим условиям. Так, в своей известной работе "Формы капитала" он пишет: "Капитал - это накопленный труд (идет ли речь о его материализованной или "инкорпорированной", телесной форме). Когда агенты или группы агентов делают его объектом частного (эксклюзивного) присвоения, это позволяет им присваивать и социальную энергию в форме овеществленного или живого труда" [5]. Как видим, Бурдье прямо приравнивает "инкорпорированный", т.е. ставший неотъемлемой частью данного индивида "овеществленный" в
нем культурный капитал, к традиционному материализованному вовне его капиталу, дающему возможность присвоения "социальной энергии".
Продолжая начатый еще Г. Беккером поиск новых видов капитала, отражающих видоизменение последнего в современную эпоху, Бурдье выделяет три основные формы капитала, лежащие в основании социальной стратификации - экономический, культурный и социальный. Ему принадлежит и идея о том, что "внутри каждого класса, определяемого по общему объему его капитала, выделяются подклассы, различия между которыми основаны на структуре активов, т.е. различных формах распределения совокупного капитала между отдельными его видами" [6], структура распределения которых может быть симметричной или асимметричной. Причем культурный капитал для Бурдье - это не только определенное количество лет обучения или определенный набор общих и специфических знаний и навыков, отражающих в "снятом" виде затраченный на их приобретение труд. Собственно, это вообще труд, связанный не только с получением образования, Бурдье и заменяет понятие человеческого капитала Г. Беккера, прочно связанное с образованием, на культурный капитал. Культурный капитал Бурдье - это и особенности поведения, включая особенности речи, и способность к обучению, и многие другие особенности, вытекающие из условий социализации каждого конкретного индивида, отражающие его труд по освоению культурного наследия - своего рода этап первоначального накопления этого вида капитала. Более того, это накопленный труд, который был затрачен не только им самим, но и, в "снятом" виде, включает в себя также труд других людей, затраченный на его обучение и социализацию, прежде всего - в родительской семье.
Что же касается социального капитала, то Бурдье характеризует его как "совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания" [7]. Причем, если культурный капитал включает в себя капитал людей, в кругу которых проходила социализация индивида, в "снятом" виде, то социальный капитал прямо зависит по своему объему и структуре от показателей капитала тех, кто входит в сеть связей данного индивида. "Объем социального капитала, коим располагает данный агент, зависит от размера сети связей, которые он может эффективно мобилизовать, и от объема капитала (экономического, культурного или символического), которым, в свою очередь, обладает каждый из тех, кто с ним связан" [8].
Фактически же в работах Бурдье присутствуют упоминания о большем, чем названные выше, количестве видов капитала, оказывающих влияние на стратификацию. В различной связи Бурдье добавляет к ним властный капитал ("различные формы капитала (или власти, что в конечном счете одно и то же) превращаются друг в друга" [9]), символический капитал и габитус [10], который можно рассматривать фактически как особенности личности, влияющие на занятие ею определенных статусных позиций, или личностный капитал.
Таким образом, уже не традиционные виды капитала и даже не власть выступают у Бурдье основой стратификации, а различный объем сложного по структуре совокупного капитала индивида. Очень важной для понимания роли капитала в формировании социального неравенства мне представляется и сформулированная Бурдье применительно к ситуации с культурным капиталом идея о том, что ценность ресурсов генерируется ситуацией дефицита, что в "обществе, в котором доступ к средствам присвоения культурного наследия распределен достаточно равномерно, инкорпорированная культура не выступает в качестве культурного капитала и не дает дополнительных преимуществ", в то время как при наличии дефицита прибыль, которую приносит дефицитный культурный капитал своим владельцам, в конечном счете определяется именно его дефицитностью [11].
Эти идея получила более полное развитие в рамках другой, менее известной в России, концепции Э. Соренсена, также внесшего заметный вклад в формирование ресурсного подхода в исследованиях стратификации. Его работа, опубликованная в 2000 г.
30
31