Файл: Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями: возможности и ограничения использования (Что такое любовь? (размышления после просмотра документального фильма «Тайны любви»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1. Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями: возможности и ограничения использования

«Страдать гораздо легче, чем изменяться. Чтобы стать счастливым, нужно иметь мужество»[1], – эти слова принадлежат автору системно-феноменологического подхода или метода семейных расстановок Берту Хеллингеру. «Почему мужество?» – возможно, спросите вы. Все дело в том, что главная опасность метода заключается в том, что в ходе семейной расстановки выявляется нечто ранее скрытое, а результат расстановки всегда непредсказуемый и часто «ошеломляюший»[2].

Основные «аксиомы» метода сводятся к тезису «Каждый человек – часть своей семьи»[3]. О. Солодовникова в книге «Прими силу рода своего» дает развернутую характеристику основополагающего положения метода семейных расстановок: «Наша жизнь – это лоскутное одеяло, где каждый лоскуток – это элемент чьей-то чужой судьбы: в чем-то мы повторяем жизнь наших предков, где-то мы переживаем те чувства, что когда-то испытали они, в каких-то ситуациях мы делаем похожий выбор. В нас они продолжают свою жизнь. Мы навсегда связаны со своим родом, мы ему принадлежим»[4].

Эта принадлежность к семейной системе выражается в трех базовых порядках: 1. Равное право на принадлежность к системе всех живых и умерших. Отказ в принадлежности всегда будет компенсирован (исключенный будет замещен кем-то из младшего поколения); 2. Преимущество старших над младшими членами системы. 3. Необходимость соблюдения баланса между «отдавать» и «брать»,

В результате нарушения этих базовых порядков и возникают проблемы в жизни человека и в его отношениях с членами семьи. Обучающий терапевт и тренер Германского общества расстановок Марианна Франке-Грикш предлагает следующую метафоричную формулировку: «ПОРЯДОК и ЛЮБОВЬ - действуют вместе. ПОРЯДОК - это сосуд. ЛЮБОВЬ - это вода. Если разбить ПОРЯДОК, ЛЮБОВЬ тоже утечет»[5].

Французский психолог Анн Анселин Шутценбергер утверждает, что «каждый из нас является звеном в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» наших предков. <…> Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье»[6]. Именно такую возможность и предоставляет метод семейных расстановок.


Самая спорная часть метода – поведение заместителей. Вот что пишет об этом Хеллингер: «Удивительно то, что заместители чувствуют то же, что и люди, которых они замещают, несмотря на то, что сами не имеют о них никакого представления. У них могут проявляться симптомы реальных людей, может внезапно измениться голос, став похожим на голос оригинала»[7]. Такое «перерождение» заместителей объясняется наличием «некого поля» («общей души». «… и не только сам клиент, но и заместители (совершенно чужие ему люди) находятся под влиянием поля и становятся участниками некоего знания, которое содержится в поле и которое посредством поля выявляется»[8]. М. Матвиенко акцентирует внимание, что «природа этого явления не имеет научной базы»: «Они не под гипнозом, они совершенно четко осознают себя, но, в то же время, реально чувствуют нечто иное: чувства, связи, отношения, события, которых они доселе не знали. ОТКУДА и КАК в них берется информация? И, самое главное, ПОЧЕМУ этой информации можно верить? «Общая душа» – говорит основатель метода Берт Хеллингер. Это ничего не объясняет, кроме того, что мы многого не знаем. И потому метод называют феноменологическим»[9].

Психо-эколог Вячеслав Губанов, автор, пожалуй, самой бескомпромиссной статьи о расстановках, пишет: «Системные семейные расстановки по Хеллингеру – это не что иное, как временное одержание. В том самом мистическом (а на самом деле - научно объяснимом) варианте! <…> В процессе семейных расстановок происходит хрестоматийное одержание тела жертвы другой личностью»[10]. «Тело, настроенное на воплощенческую программу другой личности, начинает работать на нее, и в первую очередь наступает сильнейший отток жизненных сил с тела участника тренинга. <…> Чем профессиональнее «подсоединили» участников тренинга к отсутствующим персонажам, тем сложнее потом от них отсоединиться. На самом деле без специальных технологий – просто невозможно! Связь остается навсегда!!! <…> Они становятся хронически «зараженными» чужими личностями. При этом возможны такие же последствия, как и при прямом переливании крови»[11]. Практикующие расстановщики опровергают подобный подход. О. Румянцев считает, что длительное ощущение «загрузки», «зависания» заместителя может быть связано с резонансом истории прошедшей расстановки с собственной историей участника расстановки. «Именно благодаря эффекту резонанса, бывают случаи, что заместители и наблюдатели из расстановки берут для себя не меньше, чем ее заказчик»[12].


Не менее опасны расстановки, по мнению В. Губанова и для того, кого «расставляют»: «Товарищ, «влезший в канал рода», получает массу вызревших к этому времени неразряженных проблем своих генетических родственников – живых, а главное, уже умерших! Это для чего ему такое «счастье» в концентрированном варианте?!»[13]. Сторонники метода, напротив, утверждают, что такое вскрытие психо-​генетического послания способствует восстановлению естественного потока жизни и любви, позволяет найти человеку свое место в собственной или родительской семье, восполнить «перекосы» и пробелы в ее структуре, выйти из «роковых» переплетений, найдя для всех членов семьи «хорошее» место, «отпустив» или приняв с любовью кого-то из ее членов.

При всей спорности и необъяснимости системно-феноменологического подхода именно он помог тысячам людей обрести счастье и гармонию. Некоторые из встречающихся в литературе случаев просто поражают и заставляют признать: ни один другой метод не смог бы разрешить описанные проблемы. Неудивительно, что «расставиться» сейчас можно практически на каждом шагу. Тысячи специалистов, получив сертификаты, обещают решить любые проблемы. Медицинский психолог Р. Зотова справедливо отмечает: «Бедный-бедный Б. Хеллингер, как далеко от его открытий то, что предлагает «базар расстановочных услуг». Попробуем разобраться, какой он – хороший расстановщик?

Казалось бы, Б. Хеллингер дал достаточно четкие критерии, по которым можно отличить хорошего расстановщика. «Помощник, который действительно хочет помочь, должен уметь выдержать страдание, не позволяя себя в него втянуть. Если он выдерживает страдание, он дает другому силы, хотя он не вмешивается»[14]. В качестве примера он делает отсылку к Священному Писанию»: «Бог нанес Иову тяжкий удар. Все его дети умерли. Его тело было покрыто ранами и он сидел на куче навоза. Тогда, чтобы его утешить, пришли его друзья. И что они сделали? Они сели на некотором удалении и в течение семи дней не произнесли ни слова. Это была любовь, в которой есть сила»[15].

В идеальном варианте расстановка должна выявить «блок» энергии жизни в семейной системе клиента, помочь ему найти в себе силы увидеть и принять «корень проблемы» – страх, унижение, стыд, боль, все то, что было замуровано под грудой социальных норм, запретов, семейных установок. Одним словом, принять темную сторону своего рода и своего «я». Расстановщик же должен оставаться невозмутимым, быть «над ситуацией», «отдаться обстоятельствам и поддерживать клиента, вмешиваясь лишь настолько, насколько позволяют обстоятельства»: если расстановщик проявит эмпатию – потеряет контроль над ходом тренинга; попытается утешить – выступит в роли спасителя, переведя клиента в роль жертвы, кроме того, может наступить родительское замещение и т.д. Хеллингер отмечает, что «многим помощникам судьба их клиентов кажется тяжелой, и они хотят изменить ее. Но часто это происходит не потому, что клиент нуждается в этом или хочет этого, а потому, что это тяжело вынести самому помощнику»[16].


Однако утверждение о «невмешательстве» расстановщика достаточно тяжело реализовать на практике. Упоминавшаяся ранее М. Матвиенко делает отсылку к фильму «Эффект бабочки»: «Метаболизм с окружающей средой – это условие жизни. <…> Вы здесь, на расстановке, спасаете умирающего мальчика. А кого получит мир через 20 лет в его лице? Хорошо вы сделали или плохо? Сейчас его мама рада, и это хорошо. А если вы породили нового диктатора? И снова – это хорошо и плохо? Может, лучше вообще ничего не трогать, ни к чему не прикасаться и никуда не вмешиваться? Увы, знаете ли вы последствия своего неделания? Отказ от действия, где ты мог сделать и побоялся – это тоже действие. Выходит, мы обречены жить и взаимодействовать с системой, и вмешиваться в нее каким-то образом, создавая что-то лучшее или худшее, или просто иное»[17].

Обобщая вышесказанное, становится понятно, что хорошему расстановщику важно избегать навязывания своей интерпретации ситуации, но понимать неизбежность «метаболизма» и «эффекта бабочки», который и является тем самым непредсказуемым результатом расстановки. Клиент должен понимать и быть готовым к этой непредсказуемости и к тому, что расстановка действительно внесет изменения в его жизнь. Однако вопрос «какие это будет изменения?» останется открытым. И главная задача расстановщика – понять степень готовности клиента к встрече с пострасстановочным будущим.

1.2. Что такое любовь? (размышления после просмотра документального фильма «Тайны любви»)

«Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины»[18], – эти слова царя Соломона предельно точно отражают таинственность чувства любви, которое рано или поздно приходит, настигает, поражает каждого. И того, кто слепо верит и ждет его, и того, кто яро его отрицает.

В своем великом романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков так описал момент зарождения любви между мужчиной и женщиной: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»[19]. И снова загадочность, метафоричность… Конечно, существует и другая, более приземленная версия, будто любовь – это всего лишь «химия». Но самые именитые ученые признаются, что так и не смогли найти нужное сочетание гормонов и создать «укол любви».


«Любить – значит сказать другому: ты не умрешь, ты не можешь умереть!»[20], – восклицает Антуан Фрамон, герой пьесы французского философа и писателя Габриэля Анре Марселя «Смерть назавтра». И с ним согласятся биологи, которые уверены, что слепая, «оглупляющая» любовь – залог нашего выживания. Эволюция предусмотрела любовь, которая в своей «наркотической» стадии длится в среднем около 3-х лет, чтобы влюбленные смогли зачать и родить ребенка… Но разве можно сводить это великое чувство, сила которого кажется поистине чем-то неземным, к простому воспроизведению себе подобных? И разве можно согласиться с Фрейдом, что «любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков»[21] и трактовать это чувство только лишь как «иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало»[22]? Гораздо убедительнее кажется мнение австрийского психолога Альфреда Адлера, который уже в 1908 году пришел к выводу, что потребность в любви не может быть производной от сексуальной потребности[23].

Однако отмахиваться от научного, физиологического объяснения любви не стоит. Так, основатель телесно-ориентированного метода психотерапии Александр Лоуэн убедительно доказал, что «чувства – это не полет фантазии. Они относятся к реальным телесным процессам»[24]. Связь между сердцем и любовью не вызывает сомнения и только на первый взгляд кажется просто красивой метафорой. «Он отдал ей свое сердце!», «она украла мое сердце!» – как часто мы слышим эти выражения в популярных песнях или кинофильмах. Однако А. Лоуэн предлагает рассуждать о таком «сердечном» восприятии любви в функциональных терминах и тогда становится понятно, что «кто-то отдает свое сердце», вступая в столь глубокую связь с другим человеком, что кажется, что его собственное сердце перестает ему принадлежать»[25]. И всему этому есть вполне научное объяснение: «Чувство любви оказывает на тело спасительное влияние. Влюбленный человек излучает радость. <…> «Блеск» и «сияние» влюбленного человека - не метафорические понятия, их можно наблюдать. Это результат возбуждения и усиленной пульсации каждой клеточки тела. Хотя каждая клетка тела и каждый орган имеют свой собственный ритм, он координирован и зависим от пульсации сердца»[26]. Именно этим вызваны и негативные ощущения «разбитого сердца».