Файл: Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями: возможности и ограничения использования (Что такое любовь? (размышления после просмотра документального фильма «Тайны любви»).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
Текст опросника
- Я легко читаю ее (его) мысли.
- Я с трудом угадываю ее (его) настроение.
- Я понимаю ее (его) без слов.
- Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации.
- Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки.
- Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу.
- Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится.
- Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю.
- Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал(а).
- Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки.
- Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой.
- Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что – нет.
- Я знаю, что для нее (него) важно в жизни.
- Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял.
- Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать.
- На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие.
- Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо.
- Меня раздражают ее (его) манеры.
- У нее (него) неприятное лицо.
- Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит работает, сидит.
- Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка.
- Мне нравится ее (его) смех, улыбка.
- Я тяжело переношу разлуку с ней (ним).
- Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится.
- Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно.
- В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение.
- Рядом с ней (ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя.
- Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (ним) рядом.
- Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него).
- Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует.
- Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его) уважаю как человека.
- Среди моих знакомых и близких она (он) – самый авторитетный для меня человек.
- Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаще всего советуюсь с ней (ним).
- Она (он) легко может меня переубедить.
- Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова.
- Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее (него) впечатление.
- Она (он) интересный человек, я с ней (ним) не скучаю.
- Я часто критикую ее (его) действия и высказывания.
- Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли.
- Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня.
- Я дорожу ее (его) мнением обо мне.
- Я горжусь тем, что она (он) мой друг.
- Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками.
- Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек.
- В ней (нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя.
В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов – утверждений.
Интерпретация шкал:
Понимание (1–15 утверждения) – это наличие у субъекта картины личности партнера, субъективное ощущение знания его личных особенностей. Субъект, отмечающий высокое понимание, не затрудняется в интерпретации поведения, мыслей, чувств и намерений партнера, и легко может учитывать их при общении с партнером. Непонимание – отсутствие ясной картины личности партнера, затруднения в интерпретации, объяснении его мыслей, чувств, поступков.
Эмоциональное притяжение (16–30 утверждения) – привлекательность партнера, желание общаться с ним, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. Низкие оценки по этой шкале характеризуют сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга.
Авторитетность (уважение) (31–45 утверждения) – показатель того, насколько партнер принимается как личность, насколько субъект разделяет его мировоззрение, интересы, мнения и принимает их как эталон. Неуважение – презрение к партнеру как личности.
Обработка результатов:
Подсчет баллов производится отдельно по каждой шкале в соответствии с ключом:
2 балла ставится:
- за ответ «да» («+») в вопросах: 1, 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 26, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37,39, 41, 42, 45;
- за ответ «нет» («-») в вопросах: 2, 4, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21, 24, 27, 29, 30, 38, 40, 43, 44.
1 балл присваивается за ответ «не знаю (затрудняюсь сказать точнее)».
0 баллов – за ответ, не совпадающий с ключом.
Сумма баллов в пределах одной шкалы является числовой мерой измеряемого параметра. Таким образом, методика позволяет измерить меру понимания, привлекательности и уважения в шкале 0–30 баллов, где 0 и 30 соответственно минимальное и максимальное количество баллов по шкале.
Терапевтическое воздействие:
А) Методика «Конструктивная ссора» С. Кратохвила.
Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации. При оценке результатов ссоры проводится подсчет очков для каждого из участников отдельно. Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от -8 до +8. После заполнения оценочного формуляра целесообразно обсудить, что супруги могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффективностью.
Б) Методика «Супружеский договор».
Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отношению к другу. Далее психолог-консультант помогает супругам сделать их требования друг по отношению к другу максимально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность. Через неделю супруги вновь встречаются с психологом и обсуждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо дополнить. Обсуждаются причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.
В) Для формулировки пунктов договора необходимо не только механически изложить претензии применить методику «Мое письмо о супруге» (С.А. Белорусов), которая представляет вариант известного в психологии метода «Незаконченные предложения». Данная методика позволяет супругам, обратившимся за психологической помощью, систематизировать взаимные претензии, обиды, оценки друг друга. Прочитав бланк и заполнив его, супруг сможет лучше понять, представить и, возможно, изменить свое отношение к своему партнеру, «Письмо» которого он читает.
Описание методики. Двум пришедшим в семейную консультацию супругам предлагается в молчании заполнить одинаковые заранее подготовленные бланки с пропущенными словами. Их задача – вставить пропущенные слова. В среднем время заполнения составляет около получаса. После этого супруги обмениваются «Письмами» и читают их.
Бланк «Мое письмо о супруге»
- Что я могу рассказать о самом………………………………для меня человеке, моем партнере по браку.
- Когда мы познакомились, для меня решающим было………………………………………………… а для этого человека ………….………………………………………….
- Впоследствии оказалось, что…………………………
- Если пошутить, то из животных, он (она) напоминает ……………………потому, что главное в нем (ней) …………………………………………….., а во мне, по-моему……………...
- Наши родители…………………………………………………
- Вступая в этот брак, больше всего мне хотелось, чтобы у нас…………… Для этого я…………………………………………
- Мне кажется, мой партнер по браку хотел …………………………… Мои ожидания…………………………………
- В целом наш брак ………………………………………… Иногда мы …………………………………………………………………………. Тогда я…
- Ревность по отношению к партнеру в браке я…………………………
- Мы понимаем друг друга………….чем раньше.
- Конечно, мы изменились, о себе могу сказать, что ………………………………………………………………………………… а человек, который рядом со мной ………………………………………………
- Иногда я думаю, что если бы все сложилось иначе, это было бы просто…………………………………
- Согласившись написать это письмо, можно признать, хотя бы внутри себя, что у меня есть проблемы. Начать с себя: во-первых, я………………………………………………………………………., во-вторых, у меня………………………………………………………………………….в-третьих, мне ……………………………………………….
- Существуют вещи, которые я воспринимаю как негативные качества у моего семейного партнера. Например, мне совершенно невыносимо, когда………………………………………………
- Впрочем, я могу мириться с тем, что……………………………
- На его (ее) месте, я никогда бы не……………………………….
- Из положительных черт моего партнера три главные для меня – это:…………………………………………………………………………………..
- Работа для моего партнера – это…………………………………….. а про себя я могу сказать, что моя цель ……………………………………………
- Из развлечений я предпочитаю…………………………………………………..мой партнер ………………………………………………………………………………
- Если в момент свадьбы рейтинг партнера в моих глазах составлял 10 баллов, то в последнее время —…..баллов. Наши трудности больше всего связаны с……………………………………….сферой. Причина этого в том, что человек, с которым связана моя жизнь, мог бы быть ……………………………………………………………………………………
- Наши взгляды на семейную жизнь практически ………………………………………………………………………………..
- Когда мы вместе, мы редко…………………………………
- Друзья и родственники для нас – это источник ………………………………….
- Остается добавить, что в отношении детей……………………….
- Мне кажется, что наилучшим выходом было бы……………………...
С любовью…………….
Дата:………………20…. года
«Письмо» начинается с актуализации представлений о предшествующем заключению брака периоде. Воспоминания позволяют позитивно настроиться на дальнейшее обсуждение супружеских отношений. Методика восстанавливает в памяти первое впечатление о будущем супруге, которое, вероятнее всего, было положительным, а также приводит к необходимости задуматься о системе личностных ценностей и ожиданий в этот период. В дальнейшем проясняется отношение к разнообразным аспектам брака: цели, время, проводимое вместе, отношение к родственникам и пр. Так или иначе, заполняющему стандартный бланк приходится постоянно возвращаться к собственному восприятию происходящего, к степени реализации своих ожиданий, к ответственности за свой личный выбор.
Последний блок методики посвящен оценке сегодняшнего состояния семейной жизни и возможных вариантов развития событий. Ключевым словом здесь является «выход». Оно подчеркивает, что семья переживает кризис и одновременно имеет ресурсы для его преодоления. Ответственность в этой ситуации делят между собой оба супруга, согласившиеся написать «Письма». Их представления о способах разрешения сложившейся ситуации могут быть сходными или, наоборот, сильно различаться.
-
10 цитат от Берта Хеллингера. URL: http://solodovnikova.org/content/10-tsitat-ot-berta-hellingera (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. С. 160. ↑
-
Хеллингер Б. Порядки любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. С. 15. ↑
-
Солодовникова О. Прими силу рода своего. URL:http://www.universalinternetlibrary.ru/book/20470/ogl.shtml (Дата обращения: 28.04.2016) ↑
-
Цит. по: Годунова И. Семейная расстановка. Психотерапевтический феномен. URL:http://text.3dn.ru/publ/psikhologija/upravlenie_razvitiem_nauka_ili_iskusstvo_metod_berta_khellingera_chtoby_zhizn_tekla_dalshe/8-1-0-51 (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. С. 3. ↑
-
Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. С.160. ↑
-
Там же. ↑
-
Матвиенко М. О вреде системной расстановки. URL:http://rasstanovki.by/rasstanovki/o_vrede_sistemnoy_rasstanovki (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Губанов В. Системные семейные расстановки по Хеллингеру. Опасное одержание чужими ролями! URL:http://rasstanovki.by/rasstanovki/opasnoe_oderzhanie_chuzhimi_rolyami (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Там же. ↑
-
Румянцев О. В чем опасность системных расстановок по Хеллингеру // URL: http://rasstanovki.by/rasstanovki/v_chem_opasnost_rasstanovok (Дата обращения: 28.04.2016) ↑
-
Губанов В. Системные семейные расстановки по Хеллингеру. Опасное одержание чужими ролями! URL: http://rasstanovki.by/rasstanovki/opasnoe_oderzhanie_chuzhimi_rolyami (Дата обращения: 28.04.2016) ↑
-
Хеллингер Б. Любовь духа. Что к ней приводит и как она удается. М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. С. 11. ↑
-
Там же. ↑
-
Хеллингер Б. Порядки любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. С. 15. ↑
-
Матвиенко М. О вреде системной расстановки. URL: http://rasstanovki.by/rasstanovki/o_vrede_sistemnoy_rasstanovki (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Куприн А.И. Суламифь // Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 т. Том 5. М.: Художественная литература, 1972. ↑
-
Булгаков М.А.Мастер и Маргарита. М.: Современник,1984. ↑
-
Цит. по: Бурханов Р.А. Метафизика веры, надежды и любви Габриэля Марселя // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2010. Выпуск № 2. URL:http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/17/222.pdf (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. URL: http://krotov.info/library/21_f/re/freud_11.html (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Пушкарев Е. Зигмунд Фрейд о любви. URL: http://www.lyubi.ru/psy60.php (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Маслоу А.Любовь и самоактуализация. URL: http://www.lyubi.ru/psy97.2.php (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Лоуэн А. Сердце – источник любви и жизни // Психология и психоанализ любви. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социаль ной работы. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М. 2002. С.597-616. ↑
-
Там же. ↑
-
Там же. ↑
-
Митрополит Каллист (Уэр): Я люблю – следовательно, я существую. URL: http://www.pravmir.ru/ya-lyublyu-sledovatelno-ya-sushhestvuyu/ (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Цит. по: Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. С. 10. ↑
-
Рыжова Н.Ю. Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности. Автореферат дис. … канд психологических наук. М., 2006. – 24 с. ↑
-
Вараксина Е.В. Мрансформации представлений о смысле любви в процессе жизнеосуществления человека. Автореферат дис. … канд психологических наук. Томск., 2008. – 24 с. ↑
-
Shakespeare W. Romeo and Juliet. URL: http://shakespeare.mit.edu/romeo_juliet/full.html (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Толкования на 1 Кор. 13:8. URL: http://bible.optina.ru/new:1kor:13:08 (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография. Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2010. – 332 с. URL: http://window.edu.ru/resource/374/78374/files/vek_01.pdf (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Зохре Мозафари хамсе. Проблемы эстетики и теории и любви в Философии Платона // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. Выпуск № 2.С. 34. ↑
-
Далай-лама XIV. URL: http://lifeandlove.ucoz.ru/load/citaty_aforizmy_vyskazyvanija_velikikh_ljudej/dalaj_lama/80 (Дата обращения: 28.04.2016). ↑
-
Письма великих: Джон Стейнбек о любви. URL: http://www.psychologies.ru/couple/my-vmeste/pisma-velikih-djon-steynbek-o-lyubvi/ (Дата обращения: 28.04.2016). ↑