Файл: Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями: возможности и ограничения использования (Что такое любовь? (размышления после просмотра документального фильма «Тайны любви»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Текст опросника

  1. Я легко читаю ее (его) мысли.
  2. Я с трудом угадываю ее (его) настроение.
  3. Я понимаю ее (его) без слов.
  4. Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации.
  5. Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки.
  6. Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу.
  7. Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится.
  8. Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю.
  9. Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал(а).
  10. Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки.
  11. Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой.
  12. Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что – нет.
  13. Я знаю, что для нее (него) важно в жизни.
  14. Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял.
  15. Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать.
  16. На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие.
  17. Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо.
  18. Меня раздражают ее (его) манеры.
  19. У нее (него) неприятное лицо.
  20. Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит работает, сидит.
  21. Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка.
  22. Мне нравится ее (его) смех, улыбка.
  23. Я тяжело переношу разлуку с ней (ним).
  24. Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится.
  25. Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно.
  26. В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение.
  27. Рядом с ней (ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя.
  28. Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (ним) рядом.
  29. Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него).
  30. Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует.
  31. Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его) уважаю как человека.
  32. Среди моих знакомых и близких она (он) – самый авторитетный для меня человек.
  33. Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаще всего советуюсь с ней (ним).
  34. Она (он) легко может меня переубедить.
  35. Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова.
  36. Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее (него) впечатление.
  37. Она (он) интересный человек, я с ней (ним) не скучаю.
  38. Я часто критикую ее (его) действия и высказывания.
  39. Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли.
  40. Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня.
  41. Я дорожу ее (его) мнением обо мне.
  42. Я горжусь тем, что она (он) мой друг.
  43. Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками.
  44. Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек.
  45. В ней (нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя.

В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов – утверждений.

Интерпретация шкал:

Понимание (1–15 утверждения) – это наличие у субъекта картины личности партнера, субъективное ощущение знания его личных особенностей. Субъект, отмечающий высокое понимание, не затрудняется в интерпретации поведения, мыслей, чувств и намерений партнера, и легко может учитывать их при общении с партнером. Непонимание – отсутствие ясной картины личности партнера, затруднения в интерпретации, объяснении его мыслей, чувств, поступков.

Эмоциональное притяжение (16–30 утверждения) – привлекательность партнера, желание общаться с ним, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. Низкие оценки по этой шкале характеризуют сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга.

Авторитетность (уважение) (31–45 утверждения) – показатель того, насколько партнер принимается как личность, насколько субъект разделяет его мировоззрение, интересы, мнения и принимает их как эталон. Неуважение – презрение к партнеру как личности.

Обработка результатов:

Подсчет баллов производится отдельно по каждой шкале в соответствии с ключом:

2 балла ставится:

  • за ответ «да» («+») в вопросах: 1, 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 26, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37,39, 41, 42, 45;
  • за ответ «нет» («-») в вопросах: 2, 4, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21, 24, 27, 29, 30, 38, 40, 43, 44.

1 балл присваивается за ответ «не знаю (затрудняюсь сказать точнее)».

0 баллов – за ответ, не совпадающий с ключом.

Сумма баллов в пределах одной шкалы является числовой мерой измеряемого параметра. Таким образом, методика позволяет измерить меру понимания, привлекательности и уважения в шкале 0–30 баллов, где 0 и 30 соответственно минимальное и максимальное количество баллов по шкале.

Терапевтическое воздействие:

А) Методика «Конструктивная ссора» С. Кратохвила.

Сущность методики состоит в том, что супругам предлагают разыграть реальную конфликтную ситуацию, а затем с помощью специального опросного листа (оценочного формуляра) оценить эффективность своего поведения в только что разыгранной конфликтной ситуации. При оценке результатов ссоры проводится подсчет очков для каждого из участников отдельно. Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от -8 до +8. После заполнения оценочного формуляра целесообразно обсудить, что супруги могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффективностью.


Б) Методика «Супружеский договор».

Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отношению к другу. Далее психолог-консультант помогает супругам сделать их требования друг по отношению к другу максимально конкретными. После этого по пунктам требований между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на подобную его встречную активность. Через неделю супруги вновь встречаются с психологом и обсуждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо дополнить. Обсуждаются причины незапланированных нарушений, как их избежать в будущем.

В) Для формулировки пунктов договора необходимо не только механически изложить претензии применить методику «Мое письмо о супруге» (С.А. Белорусов), которая представляет вариант известного в психологии метода «Незаконченные предложения». Данная методика позволяет супругам, обратившимся за психологической помощью, систематизировать взаимные претензии, обиды, оценки друг друга. Прочитав бланк и заполнив его, супруг сможет лучше понять, представить и, возможно, изменить свое отношение к своему партнеру, «Письмо» которого он читает.

Описание методики. Двум пришедшим в семейную консультацию супругам предлагается в молчании заполнить одинаковые заранее подготовленные бланки с пропущенными словами. Их задача – вставить пропущенные слова. В среднем время заполнения составляет около получаса. После этого супруги обмениваются «Письмами» и читают их.

Бланк «Мое письмо о супруге»

  1. Что я могу рассказать о самом………………………………для меня человеке, моем партнере по браку.
  2. Когда мы познакомились, для меня решающим было………………………………………………… а для этого человека ………….………………………………………….
  3. Впоследствии оказалось, что…………………………
  4. Если пошутить, то из животных, он (она) напоминает ……………………потому, что главное в нем (ней) …………………………………………….., а во мне, по-моему……………...
  5. Наши родители…………………………………………………
  6. Вступая в этот брак, больше всего мне хотелось, чтобы у нас…………… Для этого я…………………………………………
  7. Мне кажется, мой партнер по браку хотел …………………………… Мои ожидания…………………………………
  8. В целом наш брак ………………………………………… Иногда мы …………………………………………………………………………. Тогда я…
  9. Ревность по отношению к партнеру в браке я…………………………
  10. Мы понимаем друг друга………….чем раньше.
  11. Конечно, мы изменились, о себе могу сказать, что ………………………………………………………………………………… а человек, который рядом со мной ………………………………………………
  12. Иногда я думаю, что если бы все сложилось иначе, это было бы просто…………………………………
  13. Согласившись написать это письмо, можно признать, хотя бы внутри себя, что у меня есть проблемы. Начать с себя: во-первых, я………………………………………………………………………., во-вторых, у меня………………………………………………………………………….в-третьих, мне ……………………………………………….
  14. Существуют вещи, которые я воспринимаю как негативные качества у моего семейного партнера. Например, мне совершенно невыносимо, когда………………………………………………
  15. Впрочем, я могу мириться с тем, что……………………………
  16. На его (ее) месте, я никогда бы не……………………………….
  17. Из положительных черт моего партнера три главные для меня – это:…………………………………………………………………………………..
  18. Работа для моего партнера – это…………………………………….. а про себя я могу сказать, что моя цель ……………………………………………
  19. Из развлечений я предпочитаю…………………………………………………..мой партнер ………………………………………………………………………………
  20. Если в момент свадьбы рейтинг партнера в моих глазах составлял 10 баллов, то в последнее время —…..баллов. Наши трудности больше всего связаны с……………………………………….сферой. Причина этого в том, что человек, с которым связана моя жизнь, мог бы быть ……………………………………………………………………………………
  21. Наши взгляды на семейную жизнь практически ………………………………………………………………………………..
  22. Когда мы вместе, мы редко…………………………………
  23. Друзья и родственники для нас – это источник ………………………………….
  24. Остается добавить, что в отношении детей……………………….
  25. Мне кажется, что наилучшим выходом было бы……………………...

С любовью…………….

Дата:………………20…. года

«Письмо» начинается с актуализации представлений о предшествующем заключению брака периоде. Воспоминания позволяют позитивно настроиться на дальнейшее обсуждение супружеских отношений. Методика восстанавливает в памяти первое впечатление о будущем супруге, которое, вероятнее всего, было положительным, а также приводит к необходимости задуматься о системе личностных ценностей и ожиданий в этот период. В дальнейшем проясняется отношение к разнообразным аспектам брака: цели, время, проводимое вместе, отношение к родственникам и пр. Так или иначе, заполняющему стандартный бланк приходится постоянно возвращаться к собственному восприятию происходящего, к степени реализации своих ожиданий, к ответственности за свой личный выбор.

Последний блок методики посвящен оценке сегодняшнего состояния семейной жизни и возможных вариантов развития событий. Ключевым словом здесь является «выход». Оно подчеркивает, что семья переживает кризис и одновременно имеет ресурсы для его преодоления. Ответственность в этой ситуации делят между собой оба супруга, согласившиеся написать «Письма». Их представления о способах разрешения сложившейся ситуации могут быть сходными или, наоборот, сильно различаться.

  1. 10 цитат от Берта Хеллингера. URL: http://solodovnikova.org/content/10-tsitat-ot-berta-hellingera (Дата обращения: 28.04.2016).

  2. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. С. 160.

  3. Хеллингер Б. Порядки любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. С. 15.

  4. Солодовникова О. Прими силу рода своего. URL:http://www.universalinternetlibrary.ru/book/20470/ogl.shtml (Дата обращения: 28.04.2016)

  5. Цит. по: Годунова И. Семейная расстановка. Психотерапевтический феномен. URL:http://text.3dn.ru/publ/psikhologija/upravlenie_razvitiem_nauka_ili_iskusstvo_metod_berta_khellingera_chtoby_zhizn_tekla_dalshe/8-1-0-51 (Дата обращения: 28.04.2016).

  6. Шутценбергер А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. С. 3.

  7. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. С.160.

  8. Там же.

  9. Матвиенко М. О вреде системной расстановки. URL:http://rasstanovki.by/rasstanovki/o_vrede_sistemnoy_rasstanovki (Дата обращения: 28.04.2016).

  10. Губанов В. Системные семейные расстановки по Хеллингеру. Опасное одержание чужими ролями! URL:http://rasstanovki.by/rasstanovki/opasnoe_oderzhanie_chuzhimi_rolyami (Дата обращения: 28.04.2016).

  11. Там же.

  12. Румянцев О. В чем опасность системных расстановок по Хеллингеру // URL: http://rasstanovki.by/rasstanovki/v_chem_opasnost_rasstanovok (Дата обращения: 28.04.2016)

  13. Губанов В. Системные семейные расстановки по Хеллингеру. Опасное одержание чужими ролями! URL: http://rasstanovki.by/rasstanovki/opasnoe_oderzhanie_chuzhimi_rolyami (Дата обращения: 28.04.2016)

  14. Хеллингер Б. Любовь духа. Что к ней приводит и как она удается. М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. С. 11.

  15. Там же.

  16. Хеллингер Б. Порядки любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. С. 15.

  17. Матвиенко М. О вреде системной расстановки. URL: http://rasstanovki.by/rasstanovki/o_vrede_sistemnoy_rasstanovki (Дата обращения: 28.04.2016).

  18. Куприн А.И. Суламифь // Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 т. Том 5. М.: Художественная литература, 1972.

  19. Булгаков М.А.Мастер и Маргарита. М.: Современник,1984.

  20. Цит. по: Бурханов Р.А. Метафизика веры, надежды и любви Габриэля Марселя // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2010. Выпуск № 2. URL:http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/17/222.pdf (Дата обращения: 28.04.2016).

  21. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. URL: http://krotov.info/library/21_f/re/freud_11.html (Дата обращения: 28.04.2016).

  22. Пушкарев Е. Зигмунд Фрейд о любви. URL: http://www.lyubi.ru/psy60.php (Дата обращения: 28.04.2016).

  23. Маслоу А.Любовь и самоактуализация. URL: http://www.lyubi.ru/psy97.2.php (Дата обращения: 28.04.2016).

  24. Лоуэн А. Сердце – источник любви и жизни // Психология и психоанализ любви. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социаль ной работы. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М. 2002. С.597-616.

  25. Там же.

  26. Там же.

  27. Митрополит Каллист (Уэр): Я люблю – следовательно, я существую. URL: http://www.pravmir.ru/ya-lyublyu-sledovatelno-ya-sushhestvuyu/ (Дата обращения: 28.04.2016).

  28. Цит. по: Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. С. 10.

  29. Рыжова Н.Ю. Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности. Автореферат дис. … канд психологических наук. М., 2006. – 24 с.

  30. Вараксина Е.В. Мрансформации представлений о смысле любви в процессе жизнеосуществления человека. Автореферат дис. … канд психологических наук. Томск., 2008. – 24 с.

  31. Shakespeare W. Romeo and Juliet. URL: http://shakespeare.mit.edu/romeo_juliet/full.html (Дата обращения: 28.04.2016).

  32. Толкования на 1 Кор. 13:8. URL: http://bible.optina.ru/new:1kor:13:08 (Дата обращения: 28.04.2016).

  33. Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография. Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2010. – 332 с. URL: http://window.edu.ru/resource/374/78374/files/vek_01.pdf (Дата обращения: 28.04.2016).

  34. Зохре Мозафари хамсе. Проблемы эстетики и теории и любви в Философии Платона // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. Выпуск № 2.С. 34.

  35. Далай-лама XIV. URL: http://lifeandlove.ucoz.ru/load/citaty_aforizmy_vyskazyvanija_velikikh_ljudej/dalaj_lama/80 (Дата обращения: 28.04.2016).

  36. Письма великих: Джон Стейнбек о любви. URL: http://www.psychologies.ru/couple/my-vmeste/pisma-velikih-djon-steynbek-o-lyubvi/ (Дата обращения: 28.04.2016).