Файл: Курсовая работа исследование координационных способностей у подростков, занимающихся баскетболом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра физической культуры и спорта

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование координационных способностей у подростков, занимающихся баскетболом

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности

Руководитель

к.п.н., доцент ___________________ Н.Н. Селиверстова

(подпись, дата)

Обучающийся _____________________ А.А. Нуруллин

(подпись, дата)

Набережные Челны, 2023

Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ………………………………………....6

    1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей при помощи баскетбола…………………………………………………………..6

    2. Возрастные особенности баскетболистов подросткового возраста……10

    3. Средства и методы воспитания координационных способностей……..13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ ……………………19

2.1. Методика и организация исследования ……………………………………19

2.2. Результаты констатирующего эксперимента ……………………………..21

Заключение …………………………………………………………………........25

Список литературы ……………………………………………………………...27

Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие координационных способностей имеет важное значение в профессиональной и спортивной деятельности людей. Процесс овладения любыми двигательными действиями происходят более успешно, если человек имеет не только крепкие и быстрые мышцы, гибкое тело, но и высокоразвитые способности, к управлению собственными движениями, его основными характеристиками. Для спортсмена высокий уровень развития координационных способностей – это основная база овладения новыми, более сложными видами двигательных действий в спортивной деятельности. От уровня совершенства координационных способностей зависит также качество выполнения сложных технических элементов, особенно в сложно координационных видах спорта и одним из путей. В овладении координационными способностями проявляется уровень технического мастерства спортсменов


Баскетбол завоевал популярность среди детей, подростков и юношей. Баскетбол – командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, передавая друг другу мяч руками или продвигаясь с ним, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды противника. Одновременно игроки противоположной команды противодействуют этому, стремясь оставить свою корзину неприкосновенной и в то же время овладеть мячом для нападения на корзину противника.

Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма. Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. [13] Координационные способности – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития, которого определяется многими факторами. Основным средством воспитания координационных способностей являются: физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок опоры или увеличения ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п., комбинируя двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками или за ограниченный промежуток времени. [2,9]

Совершенствование координационных способностей у подростков, занимающихся баскетболом является актуальной задачей процесса физического воспитания.

Цель работы – оценить эффективность разработанного комплекса упражнений в развитии координационных способностей у подростков, занимающихся баскетболом.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс старших классов, занимающихся баскетболом.

Предмет исследования – средства и методы совершенствования координационных способностей у учащихся старшего школьного возраста посредством спортивной игры в баскетбол на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Оценить исходные показатели

координационных способностей у старшеклассников, занимающихся баскетболом в начале эксперимента.

3. Оценить влияние разработанного комплекса в развитии координационных способностей у старшеклассников, занимающихся баскетболом.

Методы исследования:

– анализ научно-методической литературы;

– педагогический эксперимент;

– математико-статистическая обработка данных.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ



    1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей при помощи баскетбола


Современный баскетбол является одной из самых популярных спортивных игр в мире, что обуславливается наличием в ней всех видов возможных для спортсмена движений, в том числе, ходьбы и бега, резкие остановки и смены направления, повороты и прыжки, ловля, ведение и броски мяча, причём, все данные виды движений осуществляются при противостоянии с соперниками. Такой богатый спектр физической активности способствует укреплению и развитию нервной системы и двигательного аппарата, повышению метаболизма в организме и улучшению функционирования всех систем человеческого организма. Именно поэтому баскетбол является одним из самых популярных способов проведения активного отдыха среди широких слоёв населения, для которых, к сожалению, сидячий образ жизни в процессе трудовой деятельности – суровая правда жизни.

Существуют следующие специализации игроков-спортсменов в баскетбольной команде:

  • Крайний нападающий. Спортсмены данной специализации в баскетболе должны иметь такие физические данные, как высокий рост, скорость движений и прыгучесть, способность к метким броскам, а также умение оценивать игровую обстановку, обладать хорошо развитыми чувствами пространства и времени и иметь такие качества спортивные качества, как смелая и решительная атака;

  • Центровой игрок. Спортсмены данной категории специализации в баскетболе должны иметь высокий рост, атлетическое телосложение, прыгучесть и выносливость.

  • Защитник. Спортсмены данной категории специализации в баскетболе должны обладать такими качествами, как быстрота, подвижность, выносливость, рассудительность и внимательность.


Функциональное распределение игроков баскетбольной команды в пространстве боевого поля является одним и важнейших принципов современной игровой спортивной командной деятельности. Роли между игроками на баскетбольной площадке распределяются не только и не столько в соответствии с их местоположением на боевом поле, но в большей степени в зависимости от их физических данных и показателей, а также психофизиологических особенностей, определяющихся в процессе тестирования спортсменов как в специализированных лабораториях, так и в ходе обычных тренировок. Получаемые в процессе тестирования в ходе тренировок и в специализированных лабораториях результаты не только являются основой для принимаемых тренерским штатом решений по специализации игроков, но становятся основанием для статистической базы проводимых научных исследований в области спорта, в нашем случае, в сфере спортивной подготовки баскетболистов как посвящённые силовой подготовке, так и изучающие координационные способности.

Проводимые научные исследования в сфере физической культуры и спорта в последнее десятилетие стали уделять более пристальное внимание вопросам изучения координационных способностей спортсменов в разных видах спорта, а также имеющимся возможностям и путям их развития. В настоящее время при изучении в области теории физической подготовки системы управления движениями в человеческом организме важным вопросом, которому уделяется большое количество внимания, является тема организации управляемости двигательным аппаратом спортсмена. Организация двигательного процесса в человеческом организме и его последующее программирование и управление при реализации начинается и протекает на разных этажах центральной нервной системы человека по принципам, так называемой, динамической субординации движений. Под этим понятием подразумевается, что, с одной стороны, все смысловые и регулирующие стороны движений спортсмена регулируются в центральной нервной системе на ведущих уровнях построения движений, а с другой стороны, все исполнительские и моторные стороны движений спортсмена, в том числе, и в баскетболе, управляются низшими уровнями построения движений, которые, в свою очередь, находятся под полным контролем высших уровней построения движений.

Под критериями оценки координационных способностей спортсменов понимаются основные отличия
, которые и становятся основой в ходе процесса оценивания умений спортсменов координировать свои движения. То есть, это – основополагающие признаки, которые становятся основой для оценки как координационных способностей, в целом, так и их отдельных элементов.

К базовым критериям оценки координационных способностей спортсменов можно отнести следующие четыре характеристики, являющиеся также и одними из основополагающих качеств в обычной жизни: быстрота, правильность, находчивость, рациональность.

В процессе изучения научных исследований можно встретить и множество других классификаций, на основе которых осуществляется статистический и параметрический анализ уровня развитости у спортсменов способностей к двигательной координации своих действий в ходе спортивной деятельности, в частности, в баскетболе, но все они, так или иначе, сводятся к классификации характеристик координационных способностей спортсменов, в основе которых лежит работа центральной нервной системы человека.

В большинстве проанализированных исследований отмечается, что осуществление двигательной деятельности в спорте должно рассматриваться с позиции их правильности с двух основных сторон:

  • Качественная сторона двигательной деятельности, демонстрирующая доведение конкретных движений до их логического завершения;

  • Количественная сторона двигательной деятельности, рассматривающая её с позиции строгости движений.

При исследовании двигательной активности подразумевает исследование точности выполняемых спортсменом движений.

Однако, в одном ряде исследований, безусловно, посвящённых баскетбольной тематике, понятие точности рассматривается с позиции меткости выполняемых движений. Соответственно, в данных исследованиях изучение биомеханики спортивных движений осуществляется именно с позиции их конечной меткости.

В другом ряде исследований понятие точности рассматривается с позиции непосредственно с позиции самого процесса выполнения движения, то есть, с позиции правильности выполнения движения, его оптимальности, экономии мышечных усилий при совершении движения. При изучении двигательной активности спортсменов с данных позиций, удаётся рассмотреть их движения в соответствии с их направлением, протяжённости и регулированию вкладываемых мышцами усилий.

Соответственно, при изучении движений должны различать точность движений в целом и их разделения на отдельные этапы, точность оценки движений и отмеренность спортсменом силовых, пространственных и временных составляющих этих движений, а также правильность реакции спортсменов на двигающиеся объекты с позиции их точности и/или меткости. Относительно перечисленных характеристик двигательной активности спортсменов в рассмотренных нами научных исследованиях имеются две основные точки зрения. Согласно одной из точек зрения, между рассмотренными нами характеристиками имеет место положительная корреляция. Тем не менее, большинство исследователей придерживаются второй точки зрения, в соответствии с которой рассмотренные характеристики могут рассматриваться каждый по отдельности, как показатели точности двигательной активности спортсмена, характеризующие её с разных сторон.