Файл: Курсовая работа исследование координационных способностей у подростков, занимающихся баскетболом.docx
Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти методы можно представить в двух основных вариантах: как методы строго и частично регламентированного варьирования.
К методам строго регламентированного варьирования можно отнести три группы методических приёмов.
Первая группа методических приёмов подразумевает строго регламентированного варьирование отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия. Для развития координационных способностей первой группы методических приёмов используются упражнения с изменением: направления движений, силовых компонентов, скорости или темпа движений, исходных и конечных положений при выполнении общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, пространственных границ, в которых выполняются упражнения, способы выполнения действия.
Вторая группа методических приёмов способствует развитию координационных способностей при выполнении первичных двигательных действий в непривычных сочетаниях. Применяются упражнения: с усложнением первичного действия добавочными движениями, включающими комбинированные двигательные действия в непривычных сочетаниях; с «зеркальным» выполнением движений.
Третья группа методических приёмов требует введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования. Здесь используются упражнения: с введением различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий; с усложнением координационных движений действиями типа жонглирования; с выполнением освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата; на совершенствование в технике двигательных действий после соответствующей физической нагрузки или на фоне утомления; в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль; с введением заранее точно обусловленного противодействия партнёра в единоборствах и спортивных играх.
Методы частично регламентированного варьирования также содержат несколько методических приёмов использования упражнений для развития координационных способностей. Применяются упражнения: связанные с варьированием использования обычных условий естественной среды, непривычных снарядов, инвентаря, оборудования; направленные на осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических действий в условиях, частично регламентирующих взаимодействия соперников или партнёров; «игрового варьирования» с использованием игрового и соревновательного методов.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающих выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определённых условиях, либо определёнными двигательными действиями. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающий должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.
Также существует соревновательный метод – способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Соревновательный метод позволяет:
- Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- Обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- Содействовать воспитанию волевых качеств.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ
2.1. Методика и организация исследования
Анализ научно-методической литературы заключался в изучении научно-методической литературы по теме исследование координационных способностей у подростков, занимающихся баскетболом.
Тестирование проводилось в начале и по окончании педагогического эксперимента. Для оценки координационных способностей у подростков, занимающихся баскетболом использовались тесты:
В качестве критериев оценки развития координационных способностей были взяты следующие тесты: ведение мяча рукой с изменением направления движения, челночный бег 3×10 м, штрафной бросок. В начале эксперимента мы провели тестирование в экспериментальной и контрольной группах.
Описание тестов и методика их проведения.
Тест 1. Ведение мяча с изменением направления (“змейка”) 30м (2х15 м).
По команде “На старт!” учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде “Марш!” учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируя время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.
Тест 2. Челночный бег с ведением мяча 3х10.
Старт тот же, что и в тесте 1. по команде “Марш!” ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксирует время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию.
Тест 3. Штрафной бросок.
Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч. Учащиеся выполняют бросок находясь на расстоянии 3 метра от кольца.
Контрольные нормативы по баскетболу для учащихся 8-9 классов.
Контрольные упражнения | Единица измерения | мальчики | девочки | |||||
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | |||
Ведение мяча с изменением направления (“змейка”) 30м (2х15 м). | Секунды | 8,4 | 8,7 | 9,0 | 9,4 | 9,6 | 10,0 | |
Челночный бег с ведением мяча 3х10. | Секунды | 8,0 | 8,3 | 8,6 | 8,4 | 8,6 | 9,0 | |
Штрафной бросок. | Кол-во попаданий | 6 | 5 | 5 | 6 | 5 | 4 |
Данные материала, полученные в процессе исследования подвергались математико-статическая обработке. После получения результатов исследования был проведен их анализ, вычислена разница в процентах (от общего количества детей по каждой группе отдельно), которые представлены в диаграммах.
Организация исследования. Исследование проводилось на уроках физической культуры у обучающихся 8-9 классов в период с сентября 2022 года по январь 2023 года на базе МБОУ «СОШ №24» с УИОП города Набережные Челны.
В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе были ученики из 8 «а» класса в количестве 10 человек и из 9 «б» класса, в том же количестве. В контрольной группе также были ученики из 8 «а» класса в количестве 10 человек и из 9 «б» класса, в том же количестве. Итого в исследовании приняло участие 40 человек.
Исследование носило последовательный поисковый характер, включало научно-теоретический анализ литературы по теме исследования и организацию педагогического эксперимента. Указанная работа выполнялась в несколько этапов:
I этап (сентябрь 2022 г.) включал в себя изучение и анализ педагогической и специальной литературы, разрабатывалась программа исследования с определением основного направления работы, с формированием проблемы, цели, задач и гипотезы педагогического исследования. Определялись методы педагогического контроля и этапы педагогического эксперимента.
II этап (октябрь 2022 г.) включал в себя проведение первого контрольного испытания, на основе данных которого были определены исходные данные исследуемых детей и сформированы экспериментальная и контрольная группы.
III этап (октябрь – декабрь 2022 г.) На данном этапе проводилась разработка экспериментальной методики развития координационных способностей старшеклассников, занимающихся баскетболом. Экспериментальная методика внедрена в учебный процесс средних классов.
IV этап (январь 2023 г.). Данный этап заключительный. Он заключался в проведении итогового тестирования, исследуемой группы школьников. Результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики. Полученные данные обобщались, анализировались и оформлялись в виде курсовой работы.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
Данные проведенного тестирования на начало эксперимента представлены в диаграмме 1 в процентном соотношении.
Диаграмма 1.
По данным диаграммы 1 мы видим, что результаты тестирования, показанные и контрольной, и экспериментальной группами, практически одинаковые, что говорит о том, что уровень развития координационных способностей находится на одном уровне. Проведенные расчеты также показали, что разница результатов не имеет достоверных различий.
Комплексы упражнений с баскетбольными мячами на развитие координационных способностей для экспериментальной группы.
-
Ведение мяча вокруг туловища. -
Стоя в основной стойке, мяч в одной руке. Подбросить мяч вверх из-под левой или правой ноги одной рукой и поймать его другой. -
Стоя в основной стойке, мяч в одной руке. Подбросить мяч из-за спины одной рукой, а впереди поймать другой. -
Броски мяча поочередно правой и левой рукой от плеча в стену и ловля мяча двумя руками. -
Перебрасывание мяча через сетку натянутую на высоте 1,5-2,0м. -
Броски мяча (снизу, сверху, из-за головы) в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2-3 м. -
Броски мяча в цель (мишень на стене). -
То, же броски через натянутую скакалку.
Каждое упражнение повторить 10-12 раз.
Подвижная игра «Школа мяча»
Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих по мячу. Перед каждой колонной на полу размечен круг диаметром 60-70 см. По сигналу направляющий, ударив мячом в круг двумя руками, уходит в конец колонны. После отскока мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание. И т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.
По окончании эксперимента в декабре 2022 года было проведено повторное тестирование в контрольной и экспериментальной группах. Данные тестирования представлены в диаграмме 2. По результатам данных исследований, проведенных в конце эксперимента, мы видим, что результаты, показанные занимающимися контрольной группы, ниже, чем экспериментальной группы. Проведя статистику, мы видим, что результаты во всех тестах, кроме одного, имеют достоверное различие.
Диаграмма 2.
По результатам теста «штрафного броска» и «ведения мяча с изменением движения» мы видим, что результаты и у экспериментальной, и у контрольной групп возросли по отношению к результатам, которые были на начало эксперимента. Но достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами нет, что говорит о том, что данная методика, направленная на развитие координационных способностей, эффективно влияет на качество и точность бросков.
Данное обстоятельство подтверждает наше предположение о том, что разработанная нами методика, которая была включена в тренировочный процесс экспериментальной группы, способствует более качественному развитию координационных способностей юных баскетболистов. Единственным минусом явилось то, что в тесте на количество попаданий со штрафной линии результаты не показали достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами, но небольшой прирост в показателях все же имеется. Данный прирост наблюдается как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
В результате проведенного исследования экспериментально было доказано, что предлагаемая нами методика по развитию координационных способностей баскетболистов позволяет более качественно способствовать развитию этих навыков.
Заключение
Таким образом, современный баскетбол – это вид спортивной игры, являющаяся одним из олимпийских видов спорта. Благодаря высокой динамичности этой игры, а также достаточно простым правилам и доступности баскетбол стал одной из самых популярных в мире игр. Занятия баскетболом способствуют