Файл: Курсовая работа исследование координационных способностей у подростков, занимающихся баскетболом.docx
Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проведении исследований в области координационных способностей спортсменов, в том числе и баскетболистов, выделяются три основных вида координационных способностей:
-
Специальные координационные способности – это группы целостных целенаправленных движений, являющиеся однородными с позиции психофизиологических механизмов, -
Специфические координационные способности – это способности спортсмена к управлению отдельными элементами двигательной активности, среди которых можно выделить упражнения на равновесие, реагирование и ритм, его ориентацию в пространстве, перестроение, согласование и дифференцирование движений. -
Общие координационные способности – это способности спортсменов к выполнению в рамках двигательной активности самых различных по смыслу действий.
Отметим, что, наряду со всеми перечисленными особенностями выполнения различных движений, необходимо различать элементарные координационные способности, к которым можно отнести ходьбу, бег и другие подобные им комбинации движений, и сложные координационные способности, которые проявляются в сложно-координационных видах спорта, к которым относятся единоборства и такие игровые виды спорта, как футбол, баскетбол, волейбол или хоккее. При исследовании элементарных двигательных способностей достаточно оценивать способности к имитации соответствующих движений, при работе со сложными двигательными способностями необходимо уже оценивать умения спортсменов к быстрой адаптации к изменению обстановки в виде перестройки всех своих движений.
-
Возрастные особенности баскетболистов подросткового возраста
Учебно-тренировочная работа с подростками и юношами может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает возрастные особенности юных баскетболистов и учитывает эти особенности на тренировочных занятиях. В зависимости от возраста занимающихся подбираются упражнения, различные по величине нагрузки и степени трудности, а также по самому характеру и методам выполнения.
Половое созревание подростков начинается у мальчиков в 12-14 лет и длится 2-3 года. В 15-16 лет происходит усиленное развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Усиливается и деятельность половых желез, а также щитовидной железы, гормоны которой являются фактором роста.
Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. С 13-14 лет происходит активный рост в длину. Годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях 12-15 см. Вес также увеличивается (до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет на 8 кг и более в год).
С возрастом увеличивается число миофибрилл, составляющих мышцы. У новорожденных в каждом мышечном волокне содержится 50-120 миофибрилл. К 7 годам их количество возрастает в 15-20 раз. Бурно возрастает мускульная масса между 15 и 17 годами - более, чем на 10 %. Мышцы удлиняются и утолщаются одновременно в основном за счет увеличения диаметра существовавших волокон - гипертрофии (90%) и образования новых - гиперплазии (10 %). В дальнейшем мышцы увеличиваются в зависимости от интенсивности и объема двигательной активности (Л.А. Латышкевич, 1989, с. 6-7).
К 15 годам вес мышц достигает 32,6% общего веса, значительно возрастает сила мышц рук. Костная система особенно интенсивно развивается в связи с ростом тела в длину. Более всего растут кости нижних конечностей.
Наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Начиная с 12-14 лет повышается двигательная деятельность, вызывая усиленное развитие сердца. К 15 годам сердце увеличивается почти в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденных. В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов.
Артериальное давление повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет систолическое АД равно в среднем 103 мм рт. ст., диастолическое - 62 мм рт. ст., а в 15 лет соответственно 110 и 70 мм рт. ст.. Один из показателей сердечной деятельности - частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом и в результате занятий спортом ЧСС уменьшается. Так, в 13 лет пульс равен в среднем 80 уд/мин, к 14-15 годам снижается до 70-75 и к 16-17 годам - до 65-75 уд/мин (А. Н. Воробьев, 1988, с. 182), к 16--17 годам -- до 65.
Обратно пропорционально изменяется ударный объем крови, количество крови, выбрасываемой за одно сокращение сердца. Так, если в 7 лет он равен 23 мл, а в 12 лет - 41 мл, то у взрослого - 60 мл, поэтому следует учитывать, что функциональные резервы сердца у подростков и многих юношей меньше, чем у взрослых (Л.А. Латышкевич, 1989, с. 12).
У подростков нередко происходят нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие нарушения могут быть вызваны несоответствием между массой тела, длиной кровеносных сосудов и размерами сердца. Нарушения эти нередко обусловливаются высокой подвижностью и быстрой утомляемостью центральной нервной системы подростков. Неустойчивость сердечно-сосудистой системы подростков и различные функциональные нарушения в деятельности сердца требуют осторожного подхода к выбору упражнений и величины нагрузки в ходе учебно-тренировочного процесса.
Состав крови у подростков иной, чем у взрослых: меньше гемоглобина (73-84%), больше лейкоцитов и лимфоцитов.
ЧД у подростков составляет в среднем 19-20 в минуту. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) нарастает с 1900 см3 в 12 лет до 2700 см3 в 15 лет.
У подростков бывают всевозможные отклонения от нормального развития, которые обязательно следует учитывать в занятиях.
Окостенение скелета подростков далеко не закончено; из-за податливости костей усилия, постоянно действующие на скелет при выполнении физических упражнений, могут деформировать его и привести к нарушениям осанки. Процесс окостенения протекает неравномерно. Формирование костной ткани завершается только к 20-25 годам. Этому способствуют рациональное питание, правильно дозированная двигательная деятельность и другие факторы. Большие нагрузки, чрезмерные мышечные усилия у подростков отражаются на развитии костей, меняя их форму и структуру в большей степени, чем у взрослого. Нужно ограничить те упражнения, которые способствуют чрезмерному развитию силы, так как это может задержать рост костей в длину. Следует добиваться равномерного развития всего тела подростка.
-
Средства и методы воспитания координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счёт изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счёт внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая её подвижность в упражнениях на равновесие; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.
В качестве средств развития координационных способностей могут использоваться самые разнообразные упражнения, если их выполнение связано с преодолением координационных трудностей, либо требуют от исполнителя точности, быстроты, рациональности, находчивости в осуществлении сложных в координационном отношении двигательных действий.
Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований
, и называют координационными, направленными на развитие определённых координационных способностей. Их можно определить в три группы: обще-подготовительные, специально-подготовительные, обще – и специально-подготовительные.
Условно группу обще-подготовительных координационных упражнений можно разделить на несколько подгрупп.
Первая подгруппа. Упражнения, обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят новые упражнения или новые их варианты.
Вторая подгруппа. Упражнения по расширению двигательного опыта. Данные упражнения, содержащие повышенные координационные требования, направлены главным образом на правильное и точное выполнение движений по амплитуде, направлению, темпу, ритму.
Третья подгруппа. Общеразвивающие координационные упражнения, подобранные по типу: «на силу», «на быстроту», «на выносливость», «на гибкость».
Четвёртая подгруппа. Упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий.
Группа специально-подготовительных координационных упражнений, круг которых ограничен спецификой избранного вида спорта. Её также можно разделить на подгруппы.
Первая подгруппа. Подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий.
Вторая подгруппа. Развивающие упражнения, направленные главным образом на воспитание координационных способностей, имеющих место в конкретных видах спорта. Деление на подводящие и развивающие упражнения, весьма условно. Осваивая и закрепляя с помощью подводящих упражнений технику любого вида спорта, развиваем тем самым и соответствующие координационные способности. В свою очередь, координационные способности с помощью развивающих упражнений, создаём предпосылки и для приобретения вариативной техники движений.
Третья подгруппа. Упражнения по развитию специфических координационных способностей: способностей к ориентированию в пространстве, к ритму, к сохранению равновесия, к вестибулярной устойчивости, которые имеют особо важное значение для отдельных видов спортивной и трудовой деятельности.
Четвёртая подгруппа. Упражнения по выработке так называемых специализированных психофизиологических функций: восприятий или чувств; сенсомоторных реакций; мнемических и интеллектуальных компонентов; рече-мыслительных процессов; идеомоторных реакций.
Для сопряженного воздействия на координационные и физические способности применяют в различных сочетаниях, как уже говорилось, обще- и специально-подготовительные координационные упражнения.
В преобразованном виде обще-подготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения можно проводить как игровые и соревновательные. Игровые соревновательные упражнения являются действенным средством развития координационных способностей, так как при их выполнении создаются условия для максимального и подчас неожиданного проявления координационных способностей. Разумеется, в процессе игровых и соревновательных упражнений развиваются не только координационные способности, но и физические и умственные способности, совершенствуются своеобразные навыки и умения, волевые качества. Поэтому данные упражнения являются комплексным средством развития и совершенствования самых разнообразных свойств личности.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Упражнения, направленные на развитие ловкости, относительно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой чёткости мышечных ощущений и малоэффективны при наступлении утомления. Поэтому, при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.
Методы воспитания координационных способностей. Для развития координационных способностей применяются различные методы. По признакам стандартизации или варьирования воздействий выделяют методы стандартно- повторного упражнения и методы вариативного упражнения.
Методы стандартно-повторного упражнения используются для развития координационных способностей при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий. Это и понятно, ибо овладеть новыми двигательными действием можно лишь после ряда повторений его в относительно стандартных условиях.
Методы вариативного упражнения, по мнению большинства практиков и исследователей, являются главными методами развития координационных способностей.