Файл: Rossyskoe_ugolovnoe_pravo_Kurs_lektsy_Chast.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2021

Просмотров: 1936

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При сохранении института превышения пределов необхо­димой обороны в действующем уголовном законодательстве И. Э. Звечаровский и С. В. Пархоменко предлагают одновре­менно идти по пути каузального определения действия необ­ходимой обороны — с указанием типичных жизненных ситуа­ций: нападение (посягательство) с угрозой или причинением смерти, тяжкого вреда здоровью, сексуального посягательства,

сопровождаемого насилием, разбойного нападения, грабежа, кражи в ночное время двумя и более лицами. Для обороны от таких посягательств правомерно использование силы с причи­нением любого вреда, включая причинение смерти посягаю­щему.

Таким образом решается эта проблема в законодательстве Болгарии, Франции, Украины и других стран.

Так, в ч. 2 ст. 12 УК Болгарии 1968 г. указано, что «незави­симо от характера и опасности защиты нет превышения преде­лов необходимой обороны, если: нападение совершено путем проникновения в жилище с использованием насилия или взло­ма; либо не может быть отражено другим способом».

В УК Украины 2001 г. специально, наряду с институтом превышения пределов необходимой обороны, выделено поло­жение, согласно которому «не является превышением пределов необходимой обороны и не имеет следствием уголовную от­ветственность применение оружия или любых других средств либо предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, а также для предотвращения про­тивоправного насильственного проникновения в жилище либо другое помещение, независимо от тяжести вреда, причиненно­го посягающему» (ч. 5 ст. 38).

Представляется, что совершенствование уголовного зако­нодательства о необходимой обороне могло бы идти именно по этому пути — пути очерчивания наиболее типичных ситуаций, в которых действия обороняющегося, причинившего любой вред посягающему, признавались бы всегда правомерными. Данное направление является, с нашей точки зрения, наиболее перспективным.

Конечно, в законе невозможно дать исчерпывающий пере­чень этих ситуаций, да это и не требуется. Речь идет о некото­рых наиболее опасных типичных ситуациях, дающих гражда­нам возможность однозначно знать, когда и как они могут защищаться, не боясь быть привлеченными к уголовной ответственности за причинение тяжкого (любого) вреда посягающему. Это явилось бы действенным средством предупреждения общественно опасных посягательств. Никакого ограничения прав граждан на необходимую оборону в подобной ее регла­ментации не происходит, поскольку в законе сохраняется в иных случаях указание на само понятие необходимой обороны и на превышение ее пределов.

Сегодня в стране наблюдается резкое насыщение общества оружием как в сфере легального владения, так и в криминаль­ном обороте.

По данным следственного комитета МВД РФ ежегодно в стране регистрируется более 27 тыс. преступ­лений, совершенных с применением оружия, взрывных ве­ществ и взрывных устройств. При этом в розыске продолжают чиститься 27 тыс. единиц огнестрельного оружия, похищенно­го из войсковых частей Минобороны, и 7 тыс. «стволов», кото­рые «утратило» МВД. Этого количества достаточно, чтобы вооружить несколько полноценных сухопутных дивизий.


Преступники достаточно легко могут приобрести на неле­гальном рынке или похитить практически любое оружие и ис­пользовать его при совершении посягательств на личность и собственность граждан.

Данные ГИЦ МВД РФ свидетельствуют, что при соверше­нии групповых преступлений доля использования оружия по­высилась до 4,2 %, при совершении убийств — до 7,2 %, раз­боев до 7,6 %. Такие особо тяжкие преступления, как заказ­ные убийства, терроризм, захват заложников, групповые нападения на квартиры с целью хищения, практически все совершаются с использованием оружия.

Наличие у преступников оружия, как отмечается в литера­туре, не только объективно облегчает подавление сопротивле­ния потерпевших, но и позволяет преступникам действовать с большей дерзостью, быть уверенными в возможности избежать задержания при вмешательстве третьего лица, в том числе со­трудников милиции.

Защищаясь от насильников и грабителей, от нападений на жилище, граждане ставят на окна решетки, меняют деревянные двери на железные, устанавливают дополнительные замки, приобретают и хранят на законных, а большей частью неза­конных, основаниях огнестрельное и другие виды оружия.

Таким образом, с одной стороны, преступники имеют воз­можность вооружаться, растет число вооруженных посяга­тельств на личность и собственность граждан, а с другой сто­роны, законопослушные граждане в условиях, когда государ­ство в лице правоохранительных органов не может надлежащим образом обеспечить их безопасность, не имеют достаточно действенных средств защиты. Поэтому они вынуж­дены прибегать к малоэффективным средствам обороны от вооруженных преступников либо приобретать или изготовлять огнестрельное и другое оружие защиты нелегальным путем, становясь по существу преступниками в силу ст. 222, 223 УКРФ 1996г.

В связи с этим возникает два вопроса, непосредственно ка­сающихся необходимой обороны с применением оружия ли­цом, незаконно им владеющим: 1) влияет ли это обстоятельст­во на решение вопроса о правомерности защитительных дейст­вий обороняющегося; 2) следует ли привлекать обороняю­щегося к уголовной ответственности за незаконное приоб­ретение, хранение, ношение или изготовление оружия.

Что касается первого вопроса, то теория и практика исхо­дит из того, что правомерность обороны от общественно опас­ного посягательства не зависит от применения тех или иных средств защиты при соблюдении всех иных условий необходи­мой обороны.

В отношении второго вопроса высказываются разноречи­вые мнения. Так, в свое время В. А. Владимиров писал, что не­зависимо от того, правомерно или же с превышением пределов необходимой обороны обороняющийся применил оружие, не имея право на его ношение, он совершает преступление и дол­жен нести уголовную ответственность за незаконное владение оружием.


Иную позицию занимает И. С. Тишкевич. Он считает, что ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение и ношение оружия лица, применившего это оружие при необходимой обороне, должна наступать только, если лицо превысило при этом пределы необходимой обороны, либо если лицо, применив оружие для правомерной обороны, не является с повинной и продолжает им незаконно владеть.

Представляется, что привлекать к уголовной ответственно­сти по ст. 222, 223 УК РФ лицо, действовавшее в состоянии необходимой обороны и даже превысившее ее пределы, только за то, что оно применило незаконно хранившееся у него ору­жие, недопустимо, поскольку оно изначально используется для общественно полезных целей. Кроме того, наличие оружия в этих случаях становится юридическим фактом лишь в силу обороны, являющейся волевым актом лица, осознающим, что тем самым оно добровольно делает известным органам власти то, что было от них скрыто. По завершении обороны лицо мо­жет либо добровольно сдать имеющееся у него оружие право­охранительным органам, либо избавиться от него иными спо­собами.

Судебная практика, признавая правомерность необходимой обороны, когда лицо использует для защиты незаконно приоб­ретенное оружие, вместе с тем вопрос об уголовной ответственности за сам факт незаконного владения оружием по существу оставляет открытым. Так, по делу М., который применил для защиты от вымогателей незаконно приобретенный им пис­толет, тяжело ранив одного из них, Верховный Суд РФ указал лишь, что М. действовал в создавшейся обстановке правомер­но, в рамках необходимой обороны."5

Следует отметить, что все сказанное относительно исполь­зования незаконно приобретенного оружия имеет прямое от­ношение и к институту причинения вреда при задержании ли­ца, совершившего преступление. Решение этой проблемы, по нашему мнению, было бы целесообразно путем принятия зако­нодателем дополнительного примечания к ст. 222, 223 УК РФ следующего содержания: «Не подлежит уголовной ответственности по указанным статьям лицо, использующее любое имеющееся у него оружие для защиты от общественно опасно­го посягательства, либо для задержания лица, совершившего преступление».

С точки зрения общественной полезности государство все­гда должно быть больше заинтересовано в том, чтобы лицо, осуществляющее защиту своих прав и свобод, других лиц, ли­бо интересов общества и государства, а также задерживающее преступника, находилось в максимально благоприятных, вы­годных условиях, по сравнению с преступником.


Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

(3 вопрос)


В соответствии с ч. 1 ст. 38 УК «не является преступлением при­чинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности соверше­ния им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено пре­вышения необходимых для этого мер».


Общественная полезность действий по задержанию преступника состоит в том, что своевременное его задержание даёт возможность доставить задержанного в органы власти и оперативно решить вопрос о привлечении к уголовной ответственности. Несвоевременное задержание приводит к тому, что скрывшийся преступник имеет возможность уничтожить следы преступления, укрыть орудия преступления и предметы, добытые преступным путем, воздействовать на свидетелей, а также вновь совершать преступления.

Так, по данным выборочного исследования 100 уголовные дел об умышленных убийствах, приостановленных производством ввиду необнаружения виновных, установлено, что из 131 оставшегося на свободе преступника (впоследствии осужденных) 59 совершили 120 новых преступлений: 22 убийства 12 изнасилований, 21 разбойное нападение и др.) по данным И.И. Карпеца).

Несомненно, что одной из причин плохой раскрываемости преступлений является то, что во многих случаях правоприменительным органам не удается оперативно задержать преступника на месте преступления или в ходе розыскных мероприятий.

Выступая на коллегии Генеральной прокуратура 11 февраля 2002 г., Президент России В. В. Путин отмечал, что почти каждое второе тяжкое или особо тяжкое преступление остается нераскрытым. По стране разгуливают сотни тысяч преступников, среди которых более 7 тыс. убийц, ушедших от правосудия только в 2001 г. Более 40 тыс. уголовных дел приостановлены, поскольку преступники не были установлены и найдены.


Задержание лица, совершившего преступление, является правом любого гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства. Для лиц, выполняющих правоохранительные функции, задержание пре­ступных элементов является обязанностью, невыполнение которой вле­чет наступление уголовной ответственности.


Практика показывает, что граждане активно пользуются правом на задержание лиц, совершивших преступление. При задержании в услови­ях очевидности 33% лиц, совершивших преступление, задерживаются потерпевшими; 41% - окружающими и представителями обществен­ности; 0,5% - работниками правоохранительных органов (см.: Баулин Ю.В. Право граждан на задержание преступников. Харьков, 1986. С. 48).


Основанием причинения вреда при задержании является уклонение или противо­действие задержанию со стороны лица, совершившего преступление, путем бегства, сопротивления или иным способом.

В случае отсутствия сопротивления причинение вреда при задер­жании недопустимо, так как совершение преступления является толь­ко основанием задержания, которое в зависимости от поведения лица, совершившего преступление, может осуществляться без применения либо с применением силовых методов.


Таким образом, задержание и причинение вреда при задержании имеют разные основания: в первом случае в качестве основания высту­пает совершение преступления, во втором - противодействие задержа­нию, которое оказывает лицо, совершившее преступление.


В учебной литературе данные основания не различаются, хотя за­кон (ч. 1. ст. 38 УК) содержит указание, что причинение вреда лицу, совершившему преступление, не является преступлением, если иными средствами задержать такое лицо не представляется возможным, то есть речь идет о противодействии лица, совершившего преступление, кото­рое вынуждает задерживающее лицо обратиться к правомерному на­силию, поскольку другие средства (прежде всего вербальные) при со­противлении являются недостаточными для задержания.

Задержание как средство борьбы с преступностью по смыслу за­кона может применяться только к лицу, обладающему признаками субъекта преступления. Отсюда вывод, что причинение вреда при задержании недопустимо в отношении малолет­них и невменяемых. Однако, если лицо, производящее дознание, заб­луждается относительно возраста и вменяемости лица, нарушившего уголовный закон, причинение вреда правомерно.


Объектами защиты при задержании лица, совершившего преступ­ление, являются права и законные интересы личности, общества и го­сударства, нарушенные лицом, совершившим преступление, интересы правосудия и правопорядка в целом, так как задержание осуществляется «для доставления органам власти или предупреждения возможности совершения им новых преступлений» (ч. 1 ст. 38 УК).


В случае совершения административных правонарушений задер­жание путем причинения вреда, по общему правилу, недопустимо, так как отсутствует посягательство на объекты уголовно-правовой охра­ны. Исключение в соответствии с Законом о милиции составляет при­менение огнестрельного оружия работниками милиции для поврежде­ния транспортного средства с целью его остановки, если водитель со­здает реальную опасность для жизни и здоровья людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования. Допустимость применения оружия в таких случаях обуславливается тем, что действия водителя, совершающего административное правонарушение, создает угрозу причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны, в ка­честве которых выступают жизнь и здоровье людей.


Целями задержания лица, совершившего преступление, являются доставление его органам власти и пресечение возможности совершения им новых преступлений. Указанные цели взаимосвязаны межу собой, поскольку доставление нарушителя в соответствующие органы мили­ции, прокуратуры, госбезопасности тем самым пресекают возможность совершения им новых преступлений.

В случае побега преступника из мест лишения свободы или из-под стражи на первый план выступает цель пресечения возможности совер­шения им новых преступлений. Доставление лица, совершившего пре­ступление, в органы власти выступает как средство обеспечения выпол­нения задачи правосудия и принципа неотвратимости наказания.