Файл: Работы по формированию каллиграфических навыков письма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся но наклонной, прижима- емся на середине, выполняем поворот на месте, уходим далеко в сторону вверх и на 1/3 выписываем “секрет”. По "секрету” прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины. |
В средней третьей части дополни- тельной строки выписываем петельку, после поворота ручки опускаемся по на- клонной линии вниз-влево, кладем “клюшку” и снимаем ручку. На середине высоты буквы выписываем перекладину (чуть выше верхней линеечки рабочей строки). |
Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим вправо-вверх, повернув ручку, опускаемся по прямой наклонной линии и влево кладем “клюшку”. На се- редине высоты буквы выписываем пере- кладину. |
В средней третьей части дополни- тельной строки пишем крючок, опуска- емся по прямой наклонной линии, влево выписываем петельку (перехлест на верхней линеечке рабочей строки), ухо- дим вправо и чуть-чуть вверх, без пово- рота ручки по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднима- емся вверх по наклонной, задерживаемся на мнимой строке, опускаемся вниз и смыкаем букву. |
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, поднимаемся до середины, выполняем поворот на месте, уходим вправо-вверх и на 1/3 ломаем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, задерживаемся на строке и смыкаем (закрываем) букву. Можно заканчивать написание вто- рой части буквы, как и в заглавной, снизу. |
Кладем петельку на нижнюю лине- ечку рабочей строки, уходим по крючко- вой линии до середины высоты буквы, поднимаемся по “секрету” и ломаем его вправо, задерживаемся на мнимой строке, опускаемся по наклонной линии до верхней линеечки рабочей строки, поворот на месте, поднимаемся по крючку до “секрета”, пишем по “секрету” на высоту буквы, опускаемся по “сек- рету” по прямой наклонной линии до нижней линеечки рабочей строки, вы- полняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины. |
Кладем петельку на нижнюю лине- ечку рабочей строки, поднимаемся по крючковой линии до середины, пишем “секрет” и с 1/3 сверху ломаем “секрет” влево, задерживаемся на строке, опуска- емся вниз по наклонной до середины, выполняем поворот на месте, поднима- емся по крючку до “секрета”, выписы- ваем “секрет” до верхней линеечки, опускаемся по секрету вниз, поворот на месте, крючок до середины. |
УПРАЖНЕНИЯ ПО ВЫРАБОТКЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПИСЬМА
-
ДИКТОВКА элементов букв и их соединений
Это упражнение провожу с самых первых уроков. Оно вырабатывает внимание, развивает логическое мышление, терпение, усидчивость, трудо- любие, учит слышать учителя с одного раза и воспроизводить его речь на бумаге. Благодаря этому упражнению сразу выявляю, кому будет необхо- дима индивидуальная помощь, на какой букве тормоз, кто плохо работает самостоятельно. Диктант может состоять как из отдельных букв, слогов, так и из слов из 3, 4, 5, 6 букв.
Методика выполнения упражнений.
-
Внимание! Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опус- каемся по прямой наклонной линии вниз, поднимаемся, не доводя 1/3, бугор- ком уходим вверх в сторону, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по прямой вниз, пишем крючок. Ломаем “секрет”, по “секрету” вниз, пишем крючок до середины, две части (точки) соединяем “секретом", по “секрету” вниз, поворот на месте, крючок до 1/3. Кладем петельку, уходим далеко в сторону вверх и на 1/3 пишем “секрет", по “секрету” прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины, “секрет”. По “секрету” вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной до середины, прижима- емся к наклонной, выполняем поворот на месте, уходим в сторону вверх и на 1/3 выписываем “секрет”. По “секрету” прямая наклонная линия вниз, под- нимаемся вверх по наклонной, не доводя 1/3, бугорком уходим вправо-вверх, коснувшись верхней линеечки, повернем ручку на месте, опускаемся по на- клонной вниз, поднимаемся по наклонной и, не доводя 1/3, бугорком уходим в сторону, коснувшись верхней линии, делаем поворот на месте и опускаемся вниз, пишем крючок. Ломаем “секрет”, по “секрету” вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, смыкаем букву.
-
"ПЕРЕПОЛОХ"
Заранее на доске или на листе ватмана написано слово с каллиграфиче- скими ошибками в написании букв и их соединений, прошу учащихся найти неверно записанные элементы и доказать, почему они считают это ошибкой.
Непременное условие, ошибки важно искать подряд, не перескакивая с буквы на букву.
— Ребятки! В “Буквограде” случилась беда! Глубокой ночью какой- то неизвестный проник в королевство и натворил много бед. Перепутал многие элементы, нарушил написание букв. Надо обязательно помочь королеве, ко- торую тоже постиг недуг...
-
“ОТМЕТЬ МЕСТО"
— В ваших тетрадях записано слово. Вы должны в этом слове отметить все места соединений букв и элементов в буквах.
Как правило, работа выполняется самостоятельно. Вырабатывает внима- ние, навыки красивого, правильного письма. Упражнения 2, 3, 4 можно ис- пользовать для соревнования между рядами.
Середину буквы отмечаете черточкой, а 1/3 части — крестиком.
-
“УГАДАЙ БУКВУ”
Это упражнение вырабатывает умение красиво писать, предупреждает каллиграфические ошибки, учит самостоятельно анализировать написание буквы.
-
“ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
На минутке чистописания записываю в каждой тетради пословицу. Дню задание повторить, начиная с чистой строки, сохранить интервал между сло- вами и ширину слов, как дано в образце.
-
“ПОЛЕ ЧУДЕС”
Заранее заготовлено на доске слово. Каждая буква закрыта отдельно бе-
лой карточкой.
Буквы открываются постепенно. По мере того как учитель проговорит написание буквы по элементам, а дети угадают ее (последовательность про- говаривания букв устанавливает учитель) — буква открывается.
На этой основе можно загадывать кроссворды.
Такое обучение письму помогло мне получить не только хорошее каче- ство работ, но и грамотное письмо, дети быстрее усваивают геометрический материал, делают гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появилось желание учиться (потому что получается), родилась радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕТОДИКЕ И ОПЫТЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА 3
МЕТОДИКА ПЕРВЫХ УРОКОВ ПИСЬМА 18
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ БОЛЬШИХ
И МАЛЕНЬКИХ БУКВ АЛФАВИТА 29
УПРАЖНЕНИЯ ПО ВЫРАБОТКЕ
КАЛЛИГРАФИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПИСЬМА 43