Файл: Работы по формированию каллиграфических навыков письма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
красивы.

За время работы в школе я поняла, что нельзя просто начинать учить детей писать правильно. Надо пробудить желание творить красоту.

Почерк и характер. Много было и есть споров о почерке. Одни говорят: это немаловажная деталь, вторые это никому не нужно, третьи утверждают, что почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей и даже от настроения человека. Французские графологи утверждают, что “...ребенок очень многое вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдает с любовью родителям или учителям. Какой- либо изъян в буквах или в почерке в целом следует рассматривать как сигнал тревоги. Некоторые виды детского почерка действительно сводятся к ряду нескончаемых “палок”, “забору”, где нет связок и закруглений и где буквы неудобочитаемы из-за того, что стоят обособленно друг от друга. Ребенок с таким почерком тратит много энергии, чтобы писать быстро, ибо ему нужно как-то компенсировать отсутствие связок между буквами. Надо в этом случае быть особо внимательными, если это становится правилом и почерк превращается в “скелет”. Это говорит об одиночестве, отверженности, отрицании. Ребенок отделяется от своего окружения, его гордость не дает ему рассказать о том, что мешает ему, или же о том, в чем он нуждается.

Если ребенок пишет с массой завитушек и украшений в какой-то степени это повод для беспокойства. Завитушки и украшения должны, по мнению ребенка, улучшить написанное. Он добавляет к буквам детали, потому что хочет привлечь внимание. Ничто не бывает просто так у детей.
Такая излишняя манерность письма говорит о том, что ребенок боится одиночества, безразличия, или же о том, что, как ему кажется, вытеснен из родительского сердца младшим братом или сестрой. Прилежным почерком

пишет, как правило, примерный и нешаловливый ребенок, который имеет всегда отличные отметки и восторженные отзывы учителей. Поведение такого ученика располагает к нему учителей.

Он мало бегает, не пачкается, у него обернуты учебники и всегда на месте ручки и карандаши.

Мелкий, твердый, решительный почерк совсем не похож на “примерный”. Ребенок с таким почерком чаще собранный, сконцентрировавшийся на себе, проявляется часто как волевая личность. У него, безусловно, будет решительный характер.

Когда расстояние между буквами сходит на нет и когда две части одной буквы (“и”, например), кажется, вот-вот склеятся, можно говорить о некотором страхе, недоверчивой боязни, о напуганности и скрытности. Ребенок зажимается в каждом слове, становится неподвижным. Он так же сдерживает дыхание, как сдерживает, сжимает свои буквы. Двери, открытой дальним далям и открытиям, он предпочитает охрану своих с трудом собранных богатств и достоинств, которые он использует, тем не менее, плохо и скудно из-за робости и боязливости” (парижский — еженедельник “Мадам Фигаро”).

Конечно, почерк, без сомнения, отражает характер. В таком случае разве можно отрицать тот фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию характера? Ведь обратная связь обязательно есть! И последние восемь лет работы я особенно убедилась в этом! Обучая искусству писать четким, красивым почерком, я воздействую на ребенка и в

воспитательном плане. Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного.

Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом

все это можно с успехом формировать в процессе обучения письму.

Каллиграфия это и выражение отношения к другим людям; неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере говорит о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умения видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку, научить его созидать, снять в первые дни учебы психологическую перегрузку, сделать обучение письму не изнурительным, а увлекательным, интересным и, главное, результативным.


Письмо и речь. Меня всегда беспокоило то, что при большом количестве элементов букв и их соединений (а их 300) дети, как правило, не только в первом, но и во втором, третьем классах не могут четко проговорить написание изученных букв. Мною были опрошены десятки учащихся разных классов, и у всех словесное объяснение того, как они пишут буквы, вызывало затруднение.

Вот уже восьмой год я работаю по традиционной методике безотрывного письма, но с совершенно другим подходом. Мои дети с первого дня проговаривают то, что пишут. Постоянно сами проводят анализ, сравнение и написание большей части новых букв разбирают почти без моей помощи. В связи с таким подходом к письму дети выучиваются красиво писать за первые 3 — 4 недели. Спустя 1,5 месяца после начала учебы большая часть родителей не смогла найти среди вывешенных на доске текстов работы своих детей, настолько многие из них были похожи. Присутствующие в сентябре месяце на уроках письма учителя, студенты не могли поверить в то, что целое слово из трех-четырех букв ученик спустя 10 15 уроков мог проговорить по элементам, не запнувшись, а весь класс, записывая под диктовку, не допустил ни единой ошибки и угадал слово правильно. При этом было видно, насколько увлечены, сосредоточены, внимательны и усидчивы в процессе работы были дети.

Звуковая метода”. В чем же секрет моей методики обучения письму? Годами анализируя работы своих учащихся, я пришла к выводу, что сложнее всего написать те элементы букв, где присутствует “овал”. По возможности я и постаралась заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.
Написание каждой буквы сопровождается проговариванием. Работы детей не только стали опрятными и аккуратными, но повысилась их грамотность, резко возросло внимание при письме, а благополучный исход принес радость учения.

“Остовом” в обучении письму я взяла букву “и”. На ее основе и родилось все остальное.

Появилась “звуковая метода письма” благодаря детям. Как говорится, “не было бы счастья, да несчастье помогло”. Восемь лет назад с середины сентября началась эпидемия ветрянки. Были дни, когда в классе отсутствовала чуть ли не половина учеников. Мне пришлось осваивать письмо с каждым ребенком отдельно, посещая его дома. За небольшое время надо было наверстать много упущенного. И вот так, с каждой встречей, стараясь как можно доступнее объяснить детям систему письма, я к концу октября и пришла к определенной форме объяснения и написания.

С методикой письма я знакомлю и родителей на одном из первых собраний, которое посвящаю полностью вопросу по постановке каллиграфического письма. Это доступно родителям, поэтому они — мои большие помощники. При желании многие из них сами овладевают данной системой письма.

Приведу образцы каллиграфического письма, выполненные родителями детей первого класса.