Файл: Работы по формированию каллиграфических навыков письма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. А. ИЛЮХИНА




ПИСЬМО С «СЕКРЕТОМ»

(из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся)


МОСКВА НОВАЯ ШКОЛА 1994

ББК 74.268.1Р И 49

УДК 371.018.003.077(072.2)


Автор: В.А. Илюхина — учитель - методист средней школы 4 г. Щербинки Московской области



Илюхина В.А.

И 49 Письмо с “секретом”: (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся). - М.: новая школа, 1994 - 48с.

ISBN 5-7301-0020-5
Предлагаемое пособие является практическим руководством для учителей начальных классов. Оно содержит теоретические основы, авторскую методику, интересные педагогические приемы и наблюдения. В настоящее время сотни учителей, обучая детей письму, применяют метод В.А. Илюхиной.
ББК74.268.1Р

Илюхина Вера Алексеевна

Письмо с “секретом” (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся)

Художник обложки Н. Андреев Корректор Л. Агафонова Оформление и верстка П. Кузнецов Электронная версия А. Вереса
Лицензия ЛР №061967 от 28.12.92

Сдано в набор 14.03.94. Подписано к печати 28.03.94. Формат 60x901/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. печ. л. 3. Тираж 50000 экз. Заказ 176. Цена договорная.

Издательство “Новая школа”, 107258, Москва, Краснобогатырская, 75, корп. 2. Московская типография № 6 Министерства печати и информации РФ, 109088, Москва, Ж-88, Южнопортовая ул., 24.

ISBN 5-7301-0020-5


©Илюхина, 1994


2



РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕТОДИКЕ И ОПЫТЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Школа — моя жизнь. Как неумолимо быстро летит время! Вот уже за плечами 20 учительских лет. Не так много, конечно, если сравнивать с годами, отданными школе самым главным моим Педагогом, моей первой учительницей, породившей во мне любовь и стремление к этой профессии; моей мамой Осетровой Надеждой Павловной. Она посвятила школе, причем с радостью и любовью, 44 года своей жизни. Все эти годы она работала в с. Долгие Лески Тульской области Каменского района. Так что многое у меня еще впереди!..

Тем не менее оглянуться есть на что. Что-то и за эти 20 лет прожито, понято, наработано. Были спады и подъемы, радости и печали. Неизменным оставалось и остается одно: желание стремиться вперед, быть всегда в поиске, никогда не останавливаться на достигнутом, обязательно преодолевать трудности, без которых не бывает радости побед.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня есть любимая работа. Работа... Да нет, школа — это моя жизнь, это то, без чего я не могу себе представить свое будущее.

Каждая встреча с детьми — праздник. Я всегда хотела и хочу, чтобы школа приносила радость детям. А радости без успехов, конечно, не бывает. Как много нужно приложить сил, отдать души, прежде чем увидишь эту радость. Трудно чем-либо измерить отдачу учителя. Да и возможно ли? Кто, скажите, может подсчитать, сколько энергии, душевных сил, человечности, любви к детям, в которой сочетается и сердечная ласка, и мудрая строгость, и требовательность, отдает учитель детям, находясь вместе с ними? На одной из лекций я слышала, что по эмоциональной нагрузке труд учителя сравнивается с трудом начальника крупного цеха. Не берусь оспаривать это.

Знаю одно: нужна любовь. Безмерная любовь к детям, искреннее желание все делать для того, чтобы она стала обоюдной. Потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит плоды, когда осознаешь, что каждая встреча с детьми радость, когда общение вызывает у них подлинный интерес, когда в конце урока слышишь “Спасибо вам!..”, когда выводится в тетради каждое слово не для отметки, а для ТЕБЯ, чтобы ТЕБЕ доставить радость, когда учится урок и для ТЕБЯ тоже, чтобы не обидеть, не огорчить!

Мечтаю о том времени, когда в школу будут приходить учителя, прошедшие конкурсный отбор, для которых работа в школе — призвание. Учителю, как, может, никому другому, необходимо обладать не только талантом педагога, но и природным даром воспитателя. Он должен быть

работоспособным, уметь тонко чувствовать индивидуальность каждого ребенка, владеть методами и приемами работы. Это должен быть человек большой души, любящий детей, способный без наигранности (ибо этого дети не прощают) стать им настоящим другом. Дети должны поверить в учителя безгранично, только тогда школа станет для них “Школой радости”, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а будет содействовать развитию ребенка, его духовному обогащению.

Притча о добром и злом гномике. В один из первых школьных дней я рассказываю детям притчу о двух маленьких человечках, услышанную еще на маминых уроках, в которую до сих пор не перестаю верить сама.

В сердце каждого ребенка при рождении поселяются два гномика, один из которых добрый, хороший, а другой злой и плохой. Разумеется, добрый
гномик помогает совершать хорошие поступки, побуждает на добрые дела, а плохой старается сделать плохо не только своему хозяину, но и окружающим его людям. Так вот, когда человек дарит радость близким, помогает старым и больным, когда он добр к окружающим здоров и счастлив хороший гномик, а когда он грубит, обижает друзей, не помогает родителям, не трудится — весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый... От того, какому из гномиков мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастем: хорошими или плохими.

Маленькие дети искренне верят в эту сказку, и она помогает им контролировать свое поведение.

Неудачи и пути их преодоления. 1 сентября. Сколько волнений и трепетных надежд связывает каждая семья с началом учебы своего малыша! Родителям, как и учителю, хочется, чтобы их ребенок учился хорошо, с желанием шел в школу. А детям? Да спросите в первый же день у ребятишек, кто из них собирается учиться очень хорошо. Поднимется лес рук! Каждый из них искренне хочет этого. Значит, на учителя ложится большая ответственность. Поддержать это желание, сделать свой маленький класс домом радости, домом, в который всегда хотелось бы малышу прийти, учиться в нем, творить, созидать.

Очень ранят малышей неудачи. Нередко оттого, что не получается, наступает отчаяние, разочарование, нежелание работать. А это затрудняет и
учебный процесс и процесс формирования личности.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений, — это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются; и как тут ухитриться за 2— 2,5 месяца освоить написание 300 элементов? Начальный период обучения письму очень трудный и, как правило, приносит много огорчений и детям, и нетерпеливым родителям.

Долгое время я искала путь, на котором мои мальчишки и девчонки смогли бы преодолеть эти трудности, а не избежать их. Ибо считаю, что, если

ребенку в учении все дается легко, у него постепенно развивается леность мысли, которая его развращает, формирует легкомысленное отношение к жизни. Как ни странно, но это более характерно для способных детей. Ведь если в процессе учения ребенок не преодолевает посильных трудностей, что связано с определенным напряжением умственных сил, он, по существу, бездельничает. Не допустить безделья учащихся тоже своеобразная воспитательная задача.

Таким образом, обучая детей письму, я учила их справляться с трудностями. А это, если хотите, воспитание личности!

Кружево из букв. Всегда говорю детям: “Что бы вы ни делали — все должно быть красиво, должно радовать и вас, и тех, кто находится рядом с вами”, Я всегда хотела и хочу научить детей не просто писать, а писать красиво. На первых занятиях знакомлю их с живописью, музыкой, прикладным искусством, например с мастерством кружевниц. Потом сообщаю детям, что мы тоже будем учиться плести “живое кружево” из букв, которые мы научимся писать. И наши “необычные кружева” будут столь же