Файл: Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 513

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Балткран»

2.1 Общая характеристика ОАО «Балткран»

Предприятие было создано в октябре 1945 года на базе трёх бывших оружейных немецких мастерских с литейкой. Первой продукцией нового Калининградского ремонтно-механического завода стали лебёдки, насосы и буровые вышки. Начиная с 1949 года, завод стал осваивать грузоподъёмные краны, а также другое оборудование. Первым выпущенным краном стал клёпаный башенный кран[1], выпущенный в том же, 1949 году. С 1955 года предприятие начинает производить бетоноукладчики, а с 1959 года — земснаряды. В следующем, 1960 году в перечне продукции появляются козловые краны.

В 1964 году завод вошёл в состав образованного 22 августа Государственного производственного комитета по монтажным и специальным строительным работам СССР (Госмонтажспецстрой СССР), а в 1970 году — в состав образованного одноимённого министерства[2]. Завод объединился с трестом «Строймеханизация».

Заводской шильдик, установленный на козловом кране

В 1965 году предприятие начинает выпуск стреловых кранов на гусеничном ходу с индексом МКГ-16. Через 4 года, в 1969 году был выпущен башенный кран-погрузчик БКСМ-14ПМ грузоподъёмностью 3т на портале. В 1970-х годах заводом был изготовлен и поставлен на Красноярскую железную дорогу монтажный козловой кран грузоподъёмностью 200т[3]. В 1975 году заводом освоена гидравлическая установка грузоподъёмностью 400т, а со следующего, 1976 года завод стал производить мостовые краны.

В данное время завод ОАО «Балткран» совмещает функции системного интегратора, разработчика и производителя, что позволяет предлагать заказчикам наиболее эффективные решения, и, прежде всего, комплексные проекты и поставки.

На сегодняшний день компания «Балткран» в Калининграде является высокотехнологичной структурой, способной проектировать, конструировать и изготавливать перегрузочные комплексы любой сложности. Они предназначены для эксплуатации в различных отраслях промышленности, в сложных режимах работы и климатических условиях. Выпускаемые заводом изделия способны работать в Арктике, Сибири, Заполярье и на Крайнем севере. Процесс проектирования кранов и другого оборудования неизменно проходит с применением собственных технологических разработок предприятия.

Производство завода «Балткран» оснащено всеми необходимыми станками, позволяющими осуществлять раскрой материалов, резку труб любого диаметра, механическую обработку деталей, сварку, нанесение антикоррозийных покрытий и многое другое. Также осуществляются отдельные поставки изделий на международный и внутренний отечественный рынок. Современные краны поставляются не только в Россию, но и в США, Германию, Францию, страны Скандинавии, Индию, Китай, Литву. При изготовлении изделий используются стандарты тех стран, для которых предназначена продукция.


ОАО «Балткран» является ведущим российским производителем различного грузоподъемного оборудования. Более чем 70 лет своей деятельности предприятие проектирует и выпускает различные промышленные краны: козловые, контейнерные, портальные, мостовые, на отечественные атомные электростанции поставляет высокотехнологичное и надежное грузоподъемное оборудование. Кроме того, специалистами компании осуществляется технический сервис производимой продукции и постоянная ее модернизация.

«Балткран» в Калининграде производит поставку соответствующих запасных частей к выпускаемым изделиям по всей стране.

Производственная структура изображена на рисунке 2.1:



Рисунок 2.1. Производственная структура

Миссией Открытого Акционерного Общества «Балткран» является деятельность по разработке, проектированию, производству, монтажу и сервисному обслуживанию грузоподъемного оборудования и производству стального и чугунного литья.

Основной стратегической целью ОАО «Балткран» является обеспечение устойчивого развития и финансового процветания компании в условиях совершенствования системы менеджмента качества, дающей возможность производить продукцию, удовлетворяющую настоящим и ожидаемым требованиям внутренних и внешних потребителей.

Основные виды деятельности:

1) По подъемным сооружениям и объектам котлонадзора:

- проектирование подъемных сооружений их узлов, механизмов, устройств, станций управления, системы защиты и приборов безопасности;

- разработка проектов производства строительно-монтажных работ и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными кранами;

- разработка проектов по реконструкции, модернизации и модификации подъемных сооружений;

- разработка эксплуатационных документов по Гост 2601-68 и правилам Гостехнадзора России для подъемных сооружений, находящихся в эксплуатации;

- разработка проектов установки подъемных сооружений, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений, тары;

- строительные и монтажные работы.

2) По нефтепромысловому оборудованию:

- изготовление для нефтяной и газовой промышленности арматуры и устройств для герметизации скважин, насосных установок для добычи нефти и других запасных частей к ним;



- сервисное обслуживание и ремонт;

- проведение контроля оборудования и материалов неразрушающими методами контроля.

3) По эксплуатации объектов газового хозяйства:

- техническое обслуживание и ремонт оборудования котельных;

- техническое обслуживание и ремонт средств контроля и защиты объектов газового хозяйства.

4) Изготовление другой машиностроительной продукции, изготовление запасных частей, ремонт и сервисное обслуживание.

5) Оказание транспортных услуг по доставке продукции.

6) Покупка и продажа металлопроката, комплектующих деталей, включая электрооборудование, кабельную продукцию.

7) Изготовление стальных и чугунных отливок, проектирование, конструирование, изготовление технических чертежей.

8) Прочее.

Организационная структура ОАО завод «Балткран» носит линейно-функциональный характер.

Схема управления персонала ОАО «Балткран» изображена на рисунке 2.2.



Рисунок 2.2. Схема управления персонала ОАО «Балткран»

Удовлетворение нужд заказчиков всегда будет высочайшим приоритетом для всего коллектива ОАО Завод «Балткран». Мы создаем инновационные изделия и разрабатываем комплексные решения, обеспечивающие максимальный коэффициент отдачи капиталовложений заказчиков. Как признанный лидер по производству систем автоматизации, телемеханизации и комплектных распределительных устройств электрической энергии, мы можем с гордостью считать свой завод твердо стоящим на ногах, который со временем значительно увеличит свое представительство в России, и может предложить партнерам надежное сотрудничество, а клиентам – высококачественную и конкурентоспособную продукцию.

Предприятия и предприниматели, ставшие клиентами завода, осознают неразрывность своего дальнейшего роста с ОАО «Балткрана» и его командой. Это стало возможным благодаря инновациям, производству и лучшему соотношению цены и качества продукции.

2.2 Анализ конкурентноспособности ОАО «Балткран»

Всесторонний анализ конкурентоспособности хозяйствующего субъекта — залог его эффективной деятельности в настоящем и будущем. Существует несколько общепризнанных моделей, помогающих четко оценить уровень конкурентоспособности. Одним из них является метод SWOT-анализа, сущность которого заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей и угроз.


родукция Акционерного общества «Балткран», в основном представленная грузоподъемными кранами различных типов и назначения, имеет весьма обширный рынок сбыта как в России, так и за рубежом. Определение степени конкуренции на внешнем рынке является сложной и объемной задачей, осуществление которой займет немало времени. Поэтому остановимся на исследовании конкурентной среды рынка крановой продукции России и ближнего зарубежья. На рассматриваемом рынке имеется около 30 предприятий, производящих или имеющих возможность производить грузоподъёмную технику. Из них только около 16 специализируются на производстве грузоподъёмных кранов, а остальные 14 — имеют возможность производства данного оборудования. В этой связи все предприятия, которые могут составлять или реально составляют Балткрану конкуренцию, можно подразделить на 2 группы. Первая группа — предприятия, не специализирующиеся на выпуске грузоподъёмной техники. Предприятие этой группы производят оборудование для определённых отраслей, что и определяет места их размещения. Выпускаемая же ими крановая продукция производится под конкретный заказ предприятий обслуживаемой отрасли. Поэтому в их производственные программы входит, в основном, несложное крановое оборудование. Однако его качество, как правило, не уступает, а порой и превосходит качество продукции специализированных краностроительных предприятий. В последние 5–7 лет наблюдается значительный рост этой конкурентной группы, обеспечиваемый, в основном, за счёт освоения некоторыми военными предприятиями новых видов продукции по конверсии. Например, ГП «55 Металлообрабатывающий завод Министерства Обороны РФ» в г. С.- Петербург активизировал свою деятельность в области производства недорогих и несложных по своей конструкции мостовых кранов, и тем самым составив весомую конкуренцию многим краностроительным предприятиям. Однако в целом предприятия данной группы не являются главными конкурентами для рассматриваемого предприятия. Продукция Балткрана обладает более совершенными техническими параметрами, надежностью эксплуатации, а многолетний опыт выпуска крановой техники обеспечивает большее доверие со стороны клиентов. Вторую группу конкурентов формируют предприятия, давно специализирующиеся на разработке и выпуске грузоподъёмной техники. Основными среди них являются производители крановой техники, по своим параметрам близкой к изготавливаемой Балткраном. Например: Запорожский энергомеханический завод — является сильным конкурентом по части производства козловых и контейнерных кранов, Харьковский завод подъемно-транспортного оборудования — по мостовым кранам, Узловской механический завод «Кран» — по козловым, мостовым, контейнерным кранам, ОАО «Подъемтрансмаш» г. С.-Петербург — по портальным и козловым кранам, НП «Промстрой» г. Вологда — по мостовым кранам и т. д. Всего таких предприятий на отечественном рынке насчитывается порядка 10 и они составляют весьма серьезную конкуренцию ОАО «Балткран», в основном по ценовому фактору, который зачастую является решающим при осуществлении потребительского выбора, а также по срокам изготовления. Вот почему сотрудникам отдела маркетинга Балткрана важно систематически проводить мониторинг рынка, выявляя и анализируя сильные и слабые стороны предприятия и его продукции по отношению к конкурентам. На основе такого анализа и следует формировать сбытовую стратегию предприятия. Реализация обозначенных задач может быть достигнута посредством использования SWOT-анализа, который является эффективной моделью проведения маркетингового анализа конкурентоспособности предприятия. Сущность его состоит в изучении сильных сторон (S), слабых сторон (W), возможностей (O) и угроз (T), которые могут оказывать воздействие на успешное (или неуспешное) продвижение товара или услуги. Таким образом, для оценки конкурентоспособности ОАО «Балткран» был проведён SWOT-aнализ. Данные, выявленные в процессе проведенного анализа предприятия сведены и представлены в обобщенной матрице SWOT-анализа (приложение А). В результате был сделан вывод: сильными сторонами предприятия можно назвать использование ноу-хау в проектировании и производстве кранов, наличие высококвалифицированных сотрудников, стремление к жесткому контролю финансовых средств фирмы, налаженные связи с иностранными партнерами, преимущества в области конкуренции: хороший имидж фирмы; наличие нового продукта и высокая склонность к инновациям; значительная доля рынка; надежные поставщики; сплоченный коллектив. К слабым же сторонам «Балткрана» были отнесены высокие цены на факторы производства, недостаточные производственные возможности,
устаревшее оборудование, сложная конкурентная позиция: менее гибкая ценовая политика; отсутствие организованной системы сбыта и распределения по регионам; менее устойчивое финансовое положение — по отношению к иностранным конкурентам; отсутствие современной правильно организованной службы маркетинга. Вышеперечисленные факторы оказывают наиболее существенное воздействие как положительного, так и отрицательного характера на сбытовую деятельность предприятия и уровень его конкурентоспособности. Поэтому проведение постоянного мониторинга развития этих факторов, поиск путей их нейтрализации (развития) позволит укрепить позиции предприятия на рынках ближнего зарубежья и России. Вместе с тем, мониторинг позволит предприятию избежать или сгладить воздействие негативных тенденций, представленных в матрице SWOT-анализа такими угрозами, как: усиление позиции конкурентов на рассматриваемых рынках, неблагоприятные изменения валютных курсов, банкротство поставщиков, уход из фирмы высококлассных специалистов, замедление роста рынка, ухудшение экономической ситуации в России, влекущее за собой: падение платежеспособности заказчиков фирмы; увеличение издержек на производство. При помощи мониторинга можно дополнительно расширить возможности предприятия, которые в матрице SWOT-анализа представлены выходом на новые рынки (в новых географических районах и новые отрасли), привлечением инвесторов в лице основных акционеров кампании, ослаблением некоторых российских конкурирующих фирм, льготами особой экономической зоны в Калининградской области, сокращением постоянных издержек, покупкой более дешевого, но качественного оборудования, выбором поставщиков с более низкими затратами.

характеризующий его конкурентоспособность на рассматриваемых рынках, который изображен на рисунке 2.1