Файл: Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 514

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрим логистику в качестве фактора повышения конкурентоспособности. Это предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению и плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:

- наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;

- проведення комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;

- определения доли прибили от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

В зарубежной литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК - прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода  к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты  на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения фирм конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.

Влияние логистики на инвестированный  капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние  годы важность этих элементов стала  общепризнанной, поскольку многие фирмы  столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что  логистические переменные оказывают  непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто  не оспаривает того факта, что чем  короче срок выполнения заказов (период от приемки заказа до момента доставки товара потребителю), тем быстрее  может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов  может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Одной из менее очевидных логистических  переменных, влияющих на наличность и  счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель  обнаруживает, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его  оплачивать, и временной лаг между  выполнением заказа и оплатой  будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не исправят. Существенное влияние на оборотный капитал  логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих  и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический  фактор, воздействующий на инвестированный  капитал, и значительной мере зависит  от политики компаний в отношении  уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.


Известно, что традиционная концепция экономического размера  заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно  связаны со счетами кредиторов. Такие  счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса  фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и  управления производством - составная  часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье  и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования  инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической  системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного  капитала на текущие расходы достигается  главным образом привлечением третьих  фирм к выполнению операций по складированию  и перевозкам вместо приобретения собственных  средств для их осуществления. Такие  изменения существенно сказываются  на балансе между долговыми обязательствами  и собственным капиталом, а, следовательно, и на соотношении последнего и  прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга.

Поскольку материальную основу логистической системы фирм в  большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические  средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать  существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и на его  соотношение с прибылью.

Таким образом, можно сделать  вывод, что логистика влияет почти  на каждый аспект счета прибылей и  убытков фирм. Поэтому соответствующие  изменения в логистической стратегии  воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту  в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую  стратегию, постоянно анализируют  ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный  капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов.



1.3 Логистические подходы, применяемые для повышения конкурентоспособности

Деятельность предприятий и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название "шесть правил логистики":

- Груз - нужный товар;

- Качество - необходимого качества;

- Количество - в необходимом количестве;

- Время - должен быть доставлен в нужное время;

- Место - в нужное место;

- Затраты – с минимальными затратами.

Эффективное управление логистикой может стать важным источником

обеспечения конкурентного преимущества, - другими словами, устойчивое превосходство над конкурентами с точки зрения предпочтений потребителей может быть достигнуто за счет умелого применения логистики.

Возможность получения конкурентного преимущества заключается, во-первых, в способности организации продемонстрировать клиентам свое отличие от конкурентов и , во-вторых, в умении работать с меньшими издержками, а значит, и обеспечивать себе большую прибыль.

будет продолжаться и завтра.

Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих шести правил не возможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему. Например, если на кирпичный комбинат транспортная организация, осуществляющая снабжения комбината глиной, транспортирует глину не того качества, с примесями и землей, произойдет ухудшение качества выходящего кирпича, он будет менее прочным, крошащимся. Тем самым такой кирпич будут покупать меньше, и лучше купят более надежный и качественный у конкурентов. Конкурентоспособность данного кирпича упала, и не о каких конкурентных преимуществах говорить нельзя.

Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.


ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ "JUST-IN-TIME"(точно в срок)

Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов, когда японская компания Тойота Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KONBAN.

Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. В "Тойота Моторс" это было достигнуто благодаря передаче информации в системе через специальные карточки "konban" в пластиковом конверте, которые несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции. Эти карточки циркулируют внутри предприятия, а также между поставщиками, прикрепляясь к определенной детали или полуфабрикату.

Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯКОНЦЕПЦИЯ "REQUIREMENTS/RESOURCEPLANNING"

На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I/MRP II - "Materials/manufacturing requirements/resource planning" (Системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I/DRP II - "Distribution requirements/resource planning" (Система планирования распределения продукции/ресурсов).

Основными целями MRP систем являются:

1. Удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям.

2. Поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции.

3. Планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.


MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса.

Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Среди преимуществ DRP систем можно отметить:

  • -уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции;

  • -уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;

  • -сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;

  • -уменьшение транспортной составляющей издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;

  • -улучшение координации между дистрибьюцией и производством.

МАКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ "LEAN PRODUCTION"

Сущность данной концепции выражается в творческом соединении следующих основных компонентов:

  • высокого качества;

  • маленьких размеров производственных партий;

  • низких уровней запасов;

  • высококвалифицированного персонала;

  • гибкого оборудования.

Эта концепция получила свое название "тощее производство", потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.

КОНЦЕПЦИЯ RULES BASED REORDER (ROP)

Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) - "reorder poit" и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогнозы не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность.