Файл: Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции рф. В ее преамбуле говорится мы, многонациональный народ принимаем Конституцию Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 409
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
Правовая охрана Конституции обеспечивается и иными конституционными механизмами, применение которых предназначено для того, чтобы исключить всякие антиконституционные действия как со стороны властных государственных структур (главным образом), так и со стороны общественных объединений и отдельных лиц. К числу таких механизмов Конституция РФ, в частности, относит: присягу Президента РФ; конституционную ответственность высших должностных лиц государства; установленный законом порядок реализации права законодательной инициативы; обязанность Президента подписать (или не подписать) и обнародовать федеральный закон в течение 14 дней с момента направления ему этого закона, принятого Федеральным Собранием, и др.
31. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.
Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами. Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей.
Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ. Они возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право). Принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, связаны дееспособностью граждан, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах при определенных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным. Государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.
Виды политических прав и свобод граждан РФ:
- избирательные права. Имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет;
- право на участие в референдуме. Референдум проводится путём всеобщего равного прямого и тайного голосования. Проведение референдума возможно как по инициативе Конституционного Собрания, так и по инициативе граждан. Также возможно активное участие граждан в проведении референдума в ходе их подготовки, непосредственного голосования и подсчёта голосов. Граждане могут выдвигать своих кандидатов, существует также возможность самовыдвижения, право на свободную предвыборную агитацию, на формирование избирательных комиссий.
- право граждан РФ на объединение. Согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем;
- право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования - граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан. Для реализации данного права существуют свои ограничение. Организаторы данных мероприятий обязаны предварительно уведомить органы власти и местного самоуправления об их проведении, и должно быть получено разрешение на их проведение. Кроме того, данные мероприятия не должны быть направлены на изменение конституционного строя, на разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти, на пропаганду насилия и войны. - право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, т.е. каждый гражданин вправе лично или коллективно обращаться в органы власти. Существует несколько форм обращений граждан в зависимости от их содержания – это жалобы, заявления и предложения. Жалобы
содержат в себе информацию о нарушении прав граждан и требование по их восстановлению, заявление – требования об удовлетворении каких-либо прав, о предоставлении льгот. Предложения (или петиции) – это обращения по общественно значимым вопросам.
Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В случае нарушения политических прав, граждане вправе обратиться в органы прокуратуры либо в суд.
32. Федеральные конституционные законы и федеральные законы как источники конституционного права.
Основы российской правовой системы, которые закрепляет Конституция Российской Федерации, находят развитие в законах. В теории права под законом понимается основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путём народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений. Из данного определения выводятся признаки закона:
а) закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Процесс законотворчества является открытым, в нём могут участвовать партии, движения, социальные группы, законопроекты публикуются, обсуждаются в СМИ и пр.;
б) закон издаётся только органом законодательной власти или принимается путём референдума;
в) закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономической, политической и социальной сфер;
г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Верховенство закона означает его нормативную ориентацию и обязательность для иных актов, а также возможность их отмены, изменения, признания недействительными;
д) закон обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения, на неопределённо множественное число случаев применения;
е) закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. Регламент парламента отличается тщательностью урегулирования правил его деятельности, подготовки, рассмотрения и принятия закона;
и) закон характеризуется наибольшей стабильностью своих норм и длительностью их существования и действия[84].
Законы, принимаемые в Российской Федерации на федеральном уровне, делятся на две группы: Федеральные конституционные законы и Федеральные законы. Эти нормативные правовые акты принимаются по вопросам, отнесённым к ведению Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и её субъектов. Федеральные конституционные законы и Федеральные законы обладают рядом общих признаков:
а) их принимает только Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган Российской Федерации;
б) основанием для принятия служат предметы ведения Федерации согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации;
в) Федеральные конституционные законы и Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории страны;
г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;
д) порядок их подготовки, рассмотрения и принятия установлен в статьях 104-107 Конституции Российской Федерации и регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы обладают рядом отличительных признаков:
а) принимаются по вопросам чётко определённым в Конституции Российской Федерации. В ряде статей Конституции прописываются вопросы, по которым должны быть приняты данные акты: порядок введения чрезвычайного положения (ст. 88), изменением правового статуса субъекта (ст. 66), принятие новых субъектов в состав Федерации (ст. 65) и тд
б) принимаются квалифицированным числом голосов депутатов Государственной Думы (2/3) и членов Совета Федерации (3/4);
в) Президент Российской Федерации не имеет права воспользоваться правом вето в отношении Федерального конституционного закона и закон в течение 14 дней должен быть подписан.
Федеральные законы принимаются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации простым большинством голосов от установленного общего числа парламентариев, и Президент имеет право использовать в отношении их право вето.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального Собрания». В соответствии с ним датой принятия федерального закона считается день, когда он одобрен Государственной думой в окончательной редакции; датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Эти акты подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если иной срок не установлен в этом законе. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», на официальном интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).