Файл: Многонациональный народ является субъектом принятия Конституции рф. В ее преамбуле говорится мы, многонациональный народ принимаем Конституцию Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.
6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.
Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности – это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность.
Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества.
Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.
Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2). 2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3). 3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3). 4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4). 5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3). 6. Уплата налогов и сборов (статья 57). 7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58). 8. Защита Отечества (статья 59).
Соблюдение Конституции РФ и законов РФ
Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Уважение прав и свобод других лиц
Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Забота о детях и нетрудоспособных родителях
В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан: 1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. 2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17).
Получение основного общего образования
Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.
Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.
Забота о памятниках истории и культуры
Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Уплата налогов и сборов
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Охрана природы и окружающей среды Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Защита Отечества
Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.
29. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
До 1917г. в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан. Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но ввел общее для всех наименование - гражданин РФ. Декрет ВЦИК от 01.04.1918 «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Но уже Конституции РСФСР 1918г. За местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в СССР, и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству.
29.10.1924 было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК союзных республик. Утратившим советское гражданство считались лица: лишенные по законам, до Конституции 1924г.; не возвратившиеся из-за границы; по приговору суда.
Новое положение о гражданстве СССР от 1931г. Установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Принятие иностранных граждан осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР. Выход - тоже ЦИК СССР. Лишение гражданства осуществлялось в аналогичном порядке.
Принятый на основе новой Конституции 1936г. Закон о гражданстве СССР от 19.08.1938г. закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица которые приобрели советское гражданство. Все несоответствующие этим условиям признавались лицами без гражданства.
Принятый на основе Конституции 1977г. Закон о гражданстве СССР 1978г. по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом являлось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи.
Последним законом советских времен был Закон о гражданстве СССР от 23.05.1990г.
Первый закон России был Закон о гражданстве РФ от 28.11.1991г. Он устанавливал следующий порядок приобретения гражданства:
· 1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день принятия закона. В течении 1 года можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.
· 2. По рождению.
· 3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.
· 4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осуществлял Президент по личному ходатайству. Для иностранцев - проживать 5 лет, а для лиц без гражданства - 3 года.
· 5. В результате восстановления гражданства;
· 6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;
· 7. По иным основаниям, предусмотренным законом.
В настоящее время действует Закон о гражданстве РФ от 31.05.2002г, который предусматривает принятие в гражданство:
· - по рождению;
· - в результате приема в гражданство РФ;
· - в результате восстановления в гражданстве РФ;
· - по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ
30. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.
Правовая охрана Конституции представляет комплекс специально-юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. Правовыми формами (способами) охраны Конституции являются:
1) возложение Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) конституционной обязанности на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы;
2) предусмотренный Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрет на присвоение кем бы то ни было власти в РФ и преследование федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий;
3) конституционный контроль, осуществляемый федеральным Конституционным Судом в целях обеспечения режима конституционности действующего в стране законодательства;
4) конституционные полномочия Президента РФ по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти; предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам;
5) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;
6) установление конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства;
7) установление конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; 8) право граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.