Файл: Для современного нужны специалисты, которые могут свободно ориентироваться в новой экономической ситуации, постоянно обучать и совершенствовать, чтобы максимально реализовать свой профессиональный потенциал.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 1 Основные виды факторов конкурентоспособности предприятия [23]
В основе внутренних факторов лежат объективные критерии, определяющие возможности хозяйствующего субъекта в части обеспечения своего конкурентного потенциала. К ним могут быть отнесены финансово-экономическое состояние предприятия, кадровый потенциал и потенциал маркетинговых служб, материально-техническое обеспечение производства и пр. К внешним факторам следует относить организационные и социально-экономические отношения, которые позволяют предприятию производить товары и услуги более привлекательные по своим характеристикам (как ценового, так и неценового порядка), нежели продукция конкурентов.
В качестве примеров внешних факторов можно привести характеристики рыночной среды, меры государственного воздействия экономического и административного характера; деятельность общественных и негосударственных институтов, политических партий и движений, оказывающих влияние на формирование социально-экономической обстановки в стране.
Таким образом, внутренние факторы в своей совокупности формируют экономический потенциал предприятия, который, в свою очередь, определяется совокупностью его ресурсов и эффективностью их использования. Внешние факторы включают экономическую политику государства, основные характеристики рынка и т.п. [30].
В конечном счете, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта зависит от воздействия целого комплекса факторов внутренней и внешней среды.
Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера все факторы конкурентоспособности могут быть подразделены на несколько групп (рис. 2).
Рис. 2 Факторы конкурентоспособности по М. Портеру [31]
Согласно классификации, предложенной М. Портером, факторы конкурентоспособности предприятия напрямую связаны с факторами производства.
К основным факторам конкурентоспособности относятся природные и климатические условия, географическое положение производства, уровень квалификации рабочей силы и пр. Развитые факторы включают в себя высококвалифицированный персонал, использование высокотехнологичных производств и современную инфраструктуру обмена информацией.
Нередко они формируются на основе базовых факторов. Это означает, что с одной стороны они не являются источником конкурентных преимуществ, а с другой – требуют весьма высокого качества основных факторов, чтобы они могли служить основой для создания родственных развитых факторов. В зависимости от уровня специализации вся совокупность факторов конкурентоспособности может быть подразделена на две группы: общие факторы (персонал с высшим образованием, инфраструктура), которые могут быть использованы в широком спектре отраслей; специализированные и иные факторы, используемые в одной или сразу нескольких отраслях (например, узкоспециализированный персонал или специфическая инфраструктура).
На основе общих факторов формируются конкурентные преимущества ограниченного характера. В свою очередь специализированные факторы, нередко формирующиеся на базе факторов общего порядка, выстраивают более солидную и долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Естественные факторы конкурентоспособности включают в себя географическое положение и природные ресурсы, а искусственно созданные - технику, технологию, экономическую среду и пр. Внешние и внутренние факторы определяются местом возникновения и отношением к предприятию.
Прочие подходы к классификации факторов конкурентоспособности предприятия в основу классификации факторов конкурентоспособности хозяйствующего субъекта закладывает целевое назначение создаваемого продукта труда.
Факторы конкурентоспособности в этом случае включают в себя: коммерческие условия (скидки, кредиты, бартер); организацию сбытовой деятельности (реклама, размещение, доступность и пр.); организацию технического обслуживания (объем услуг, их стоимость, сроки); потребительские представления об организации-производителе (репутация, товарный знак); влияние тенденций развития конъюнктуры рынка на положение организации на нем [34].
Следует отметить, что данный подход в большей степени соответствует торговым организациям, нежели производственным предприятиям. Согласно другому подходу всю совокупность факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия, условно можно разделить на две группы – ресурсные и организационные.
Первые включают в себя финансовые, информационные, технико-технологические, природные факторы и персонал. В состав вторых включаются такие факторы, как административно-организационная структура, организация труда, управления и производства. На конкурентоспособность предприятия существенное влияние оказывают рыночная конъюнктура, уровень конкуренции, техническая оснащенность, уровень инновационной активности предприятия и его финансовая устойчивость, мотивация и квалификация сотрудников. К числу основных факторов, которые формируют конкурентоспособность хозяйствующего субъекта также можно отнести уровень цен, качество, узнаваемость марки и репутация на рынке, престижность товара/услуги.
Таким образом, конкурентоспособность и успех любого предприятия, организации, фирмы строится на основе конкурентных преимуществ, которые могут быть: внешними и внутренними, стратегическими и тактическими (долго- и краткосрочными); организационными и ресурсными.
При прочих равных условиях важнейшая роль в формировании конкурентоспособности хозяйствующего субъекта отводится маркетинговой составляющей его деятельности.
Итак, все ученые сходятся во мнении о том, что конкуренция - система стабильных отношений между хозяйствующими субъектами, производящими и реализующими товары, опосредующими их стремление обеспечить для себя лучшие условия производства и сбыта и извлечения большей прибыли. Эти ссылки являются объективными, логичными и присутствуют в качестве основных характеристик рынка. Конкурентоспособность – характеристика относительная, что делает возможной ее оценку лишь в сравнении с конкурентами, будь то конкурирующие на внешних рынках сбыта компании или их продукция [37].
Как правило, в большинстве случаев, оценка конкурентоспособности услуг и фирм строится на следующих положениях: производится выбор объектов сравнения; определяются параметры сравнения (показатели конкурентоспособности); производится количественно-качественная оценка отобранных параметров; объекты исследования сравниваются между собой; формулируется вывод об общем уровне конкурентоспособности субъекта, определяются его сильные и слабые стороны. Нередко для оценки международной конкурентоспособности исследователи прибегают к использованию методов экспертных оценок. Также довольно часто производится построение конкурентных профилей международных компаний и их продукции.
1.2 Модели конкурентоспособности
В научной литературе описаны различные методы для оценки конкурентоспособности продукции, компаний, промышленности в целом. плохо освещается вопрос оценки конкурентоспособности услуг и товара.
Оценка степени конкурентоспособности услуг, т.е. выявление преимуществ этой услуги, по сравнению с другой является сложным процессом.
Свобода хозяйствующих субъектов в условиях рыночной среды порождает явление, определяемое как конкуренция. Она представляет собой борьбу предпринимателей за более выгодные условия для развития собственного бизнеса и использования факторов производства.
Важнейшую роль в транспортной системе России играет железнодорожный транспорт по объему выполненных работ. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта составляет 43,3%, без учета трубопроводного транспорта - 85,4% [24]. Поэтому эффективность железнодорожной отрасли чрезвычайно важна для развития экономики страны.
В рыночных условиях качество продукции (услуг) тесно связано с понятием конкурентоспособности. Конкурентоспособность является важным критерием, характеризующим возможность предприятия существовать на рынке.
Конкурентоспособность транспортной продукции (услуги) - способность выдержать конкуренцию товаров - заменителей, услуг, с точки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию транспортной продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия [3]. Другими словами, это отличие от товара- конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена (тариф) - являются главными составляющими конкурентоспособности транспортной услуги.
Вместе с тем, кроме цены и качества услуги, транспортное обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности услуги (1) можно представить в следующем виде:
Проблема определения конкурентоспособности транспортных предприятий решается на основе принципа эффективного взаимодействия между видами транспорта. Роль железнодорожного транспорта в экономике страны весьма значительна и продолжает возрастать. Взаимодействуя и конкурируя между собой, все виды транспорта, предоставляют пользователям транспортные услуги различного объема и качества. Стабильное развитие транспорта способствует эффективному функционированию всего рыночного хозяйства, а неудовлетворительный уровень транспортного обслуживания препятствует осуществлению товарообменного процесса, тормозит развитие внутреннего рынка и участие страны в международном разделении труда [2].
Транспорт, обеспечивая возможность товарообмена и, следовательно, эффективной производственной специализации, распространения прогрессивных технологий, способствует росту объемов производства, снижению цен и повышению качества услуги, росту выигрыша производителей и потребителей, и как следствие, увеличению национального богатства.
В связи с вышеперечисленным возникает необходимость в эффективном и комплексном развитии железнодорожного транспорта на отечественном и международном рынках транспортных услуг [1].
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте в отрасли возникло большое число новых предприятий [4]:
- независимые перевозчики, действующие в рамках своей инфраструктуры;
- независимые и совместные с ОАО «РЖД» предприятия по перевозке пассажиров в пригородном сообщении;
- предприятия-операторы, владеющие парком грузовых вагонов и магистральных локомотивов, работающие собственными поездными формированиями;
- предприятия по перевозке пассажиров в дальнем следовании;
- предприятия по ремонту вагонов и локомотивов;
- дочерние предприятия ОАО «РЖД», действующие в качестве операторов;
- предприятия-экспедиторы;
- предприятия промышленного железнодорожного транспорта.
Расширение сферы услуг предприятий железнодорожного транспорта способствует структурным преобразованиям в экономике страны, активизации производства товаров, расширению межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, развитию территорий, росту доходов субъектов рынка, улучшению качества жизни населения.
Главным объектом в конкурентной борьбе предприятий является потребитель транспортных услуг. Мнение покупателей в оценке конкурентоспособности предприятий приобрело особую значимость с приходом информационных технологий. Следовательно, для предприятия железнодорожного транспорта конкурентоспособность - способность не только конкурировать с другими предприятиями на рынке, но и соответствовать требованиям потребителей. Кроме того, все более актуальной становится способность предприятия успевать за всеми изменениями, которые происходят в мире, и предугадывать, какие новые тенденции будут востребованы.
С учетом вышеизложенного предлагается сформировать модель качества услуг на железнодорожном транспорте на основе анализа конкурентоспособности ОАО «РЖД» (рис. 3).
Рис. 3 Модель качества услуг на железнодорожном транспорте
Анализируя представленную модель с точки зрения конкурентоспособности, можно констатировать, что конкурентоспособность предприятия железнодорожного транспорта следует определить как способность соответствовать текущим потребностям и предугадывать будущие потребности в услугах в большей мере по сравнению с конкурентами.