Файл: Отчет по практике вид практики (учебная, производственная или преддипломная) Специальность.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 1252
Скачиваний: 29
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целях управления платежами из федерального бюджета в пределах его реальных возможностей ограничение платежей бюджетных учреждений осуществляется распорядителями бюджетных средств через органы федерального казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах федерального казначейства. При этом бюджетные учреждения не должны иметь отдельных счетов для операций со средствами федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Однако это не ограничивает самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений в рамках предоставленных им полномочий по использованию выделенных им бюджетных средств.
Для выдачи бюджетным учреждениям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждении Банка России или кредитной организации, услуги которой закупаются по конкурсу на возмездной основе.
Стоящая перед государством задача обеспечения управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов осложняется из-за большой территории и множества часовых поясов. Решение этой задачи путем внедрения Концепции функционирования ЕКС возможно только при условии создания обязательных для исполнения всеми участниками бюджетного процесса процедур и правил, регламентирующих порядок исполнения федерального бюджета, создания интегрированной компьютерной информационной системы федерального казначейства, а также повсеместного перевода учреждений Банка России и кредитных организаций на полноформатные электронные платежи.
После утверждения Правительством Российской Федерации в 2000 г. Концепции функционирования ЕКС Минфин России последовательно шаг за шагом реализует мероприятия, направленные на достижение ее конечной цели - сосредоточить все средства бюджета на одном счете для эффективного управления ими.
Внедрение системы ЕКС предполагается осуществить в 1999 - 2004 гг. в два этапа.
На переходном этапе, до 2002 г. включительно:
-
завершен перевод всех бюджетных учреждений на лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства; -
осуществлена централизация операций по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне УФК; -
введена система электронного документооборота на уровне УФК и ОФК; -
установлена система электронного обмена полноформатными документами между учреждением Банка России и УФК в субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных документов; -
проведен эксперимент по отработке технологии централизованного на уровне УФК учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета в наиболее подготовленных регионах, имеющих соответствующую электронную систему передачи данных между ОФК и УФК и участвующих в обмене электронными платежными документами с подразделениями расчетной сети Банка России.
На завершающем этапе должны быть осуществлены следующие мероприятия:
-
объединение на уровне УФК четырех счетов по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, доходов федерального бюджета, доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов и доходов федерального бюджета, перечисляемых на транзитный счет в учреждениях Банка России; -
открытие ГУФК счета ЕКС для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации; -
установление системы электронного документооборота между ГУФК и учреждением Банка России, а также ГУФК и УФК; -
подключение учреждений Банка России во всех субъектах Российской Федерации к системе межрегиональных электронных расчетов; -
обеспечение регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России и регламента работы УФК и ГУФК таким образом, чтобы зачисление средств, перечисленных ГУФК, и списание остатков неиспользованных средств по счетам УФК на ЕКС производились в один операционный день учреждения Банка России; -
пересмотр совместных указаний Минфина России и Банка России, касающихся взаимоотношений органов федерального казначейства, учреждений Банка России и кредитных организаций по обслуживанию счетов органов федерального казначейства; -
внесение изменений в нормативные документы Банка России в части составления отчетности учреждениями Банка России и кредитными организациями.
Для централизации доходных и расходных операций на уровне УФК в переходный период при наличии системы электронного документооборота между УФК и ОФК закрываются счета ОФК по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, доходов федерального бюджета и средств федерального бюджета.
Налогоплательщики перечисляют в установленном порядке налоги и сборы на счета по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, открытые УФК. При этом большое значение имеет качество поступающих в УФК через платежную систему Банка России платежных документов, заполняемых налогоплательщиками.
УМНС передают в УФК информацию, необходимую для учета и распределения доходов в разные уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. УФК ежедневно распределяет налоги, поступившие за прошлый день, по разным уровням бюджетов и перечисляет суммы доходов, причитающиеся соответствующим бюджетам, на их счета в учреждении Банка России или в кредитных организациях, а также возвращает излишне уплаченные или излишне взысканные налоги на основании распоряжений УМНС. На счет УФК и ГУФК по учету доходов федерального бюджета перечисляется доля доходов федерального бюджета.
В случае обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления с просьбой о принятии на кассовое обслуживание исполнения их бюджета органами федерального казначейства (УФК, ОФК) могут открываться дополнительные счета по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, на которые зачисляются распределяемые и нераспределяемые налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы. Если дополнительные счета не открываются, то все налоги и сборы учитываются и распределяются на одном счете УФК. УФК перечисляет доходы федерального бюджета на финансирование расходов через специальный счет "Доходы федерального бюджета, перечисленные на финансирование расходов". Сумма доходов, причитающаяся соответствующим бюджетам после распределения в установленном порядке, перечисляется органами федерального казначейства на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Операции по расходам федерального бюджета со счета "Средства федерального бюджета" осуществляются УФК на основании платежных документов, поступающих в электронном виде из ОФК. При отсутствии системы электронного документооборота между УФК и ОФК, а также УФК и учреждением Банка России счета ОФК по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, по учету доходов и по учету средств федерального бюджета в учреждениях Банка России или кредитных организация, сохраняются до внедрения этой системы в ОФК, УФК и учреждениях Банка России. В этом случае доходы бюджетов со счета по учету налогов и сборов, распределяемых органами федерального казначейства, ОФК перечисляет на соответствующие счета бюджетов.
Для осуществления расходов федерального бюджета ОФК представляет заявку в УФК о перечислении средств в объеме, необходимом для проведения расходов следующего дня. УФК перечисляет в течение дня средства федерального бюджета на счет ОФК. На основании поручений получателей средств федерального бюджета ОФК осуществляет кассовые расходы в соответствии с целевым назначением, указанным распорядителем средств федерального бюджета в документах по доведению объемов финансирования до получателя средств федерального бюджета.
ОФК ежедневно перечисляет остатки неиспользованных средств на счет УФК. Расходные операции по перечислению средств со счета по учету средств федерального бюджета ОФК после перечисления остатков не производятся.
Работа по внедрению элементов ЕКС начала проводиться отдельными УФК начиная с 1999 г. Особенно активно такая работа велась в 2001 г. 2002 г. является очень важным в процессе реализации Концепции функционирования ЕКС, поскольку в нем заканчивается переходный этап и начинается завершающий этап этой работы.
В настоящее время практически созданы условия для централизации доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на ЕКС. Среди основных положительных моментов можно назвать следующие:
-
внедрена Инструкция о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н (с изм. и доп. от 30.12.2002). В ней заложены принципы учета доходов органами федерального казначейства без привязки к налогоплательщикам и распределения регулирующих доходов на основе "общего котла"; -
в платежное поручение на перечисление налогов введены необходимые реквизиты. На протяжении последних двух лет повсеместно был введен в действие Приказ Минфина России и МНС России от 29.02.2000 N N 21н, АП-3-25/82 "Об утверждении Правил проставления в платежных документах идентификационного номера налогового органа, кода причины постановки на учет и кода бюджетной классификации Российской Федерации при осуществлении операций по счетам по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации". В настоящее время вводится совместный Приказ МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации"; -
утверждено Указание Банка России от 21.01.2002 N 1100-У "О порядке работы с расчетными документами при изменении реквизитов получателей денежных средств и банков получателей в связи с закрытием счетов по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, учету доходов федерального бюджета и учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности", определяющее работу с закрываемыми счетами органов федерального казначейства; -
закрыты счета налоговой службы для учета и распределения доходов, а также транзитные счета ОФК по учету доходов федерального бюджета и 2150 счетов по учету доходов федерального бюджета всех ОФК. Тем самым большинством УФК выполнены поручения, данные им в решении расширенной коллегии Минфина России (от 20.02.2002), завершить в 2002 г. централизацию операций по исполнению доходной части федерального бюджета на уровне УФК, обеспечив закрытие банковских счетов ОФК по учету доходов федерального бюджета, и продолжить в 2002 г. централизацию операций по исполнению федерального бюджета на уровне УФК, обеспечив постепенное закрытие ОФК банковских счетов по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства; -
разработан и был введен в действие новый порядок движения доходов федерального бюджета, ускоривший на пять дней прохождение средств федерального бюджета (совместные Указания Минфина России и Банка России от 29.11.2001 N N 101н, 162-П в настоящее время утратили силу); -
осуществлено оснащение органов федерального казначейства компьютерной техникой, разработаны программные продукты, обеспечивающие централизованный на уровне УФК учет операций на счете по учету и распределению доходов; -
в 85 УФК с учреждениями Банка России установлен электронный документооборот в части платежей в бюджет. В УФК Республики Дагестан, Ингушской и Чеченской Республик связь с Банком России не установлена по причине отказа Банка России, в Эвенкийском автономном округе отсутствует РКЦ Банка России, Корякский автономный округ в настоящее время получил согласие Банка России на установление электронного документооборота с РКЦ. В июле 2002 г. Банк России отменил в Московском регионе ограничение размером в 5 тыс. руб. на полноформатные электронные платежные поручения, что позволило УФК г. Москвы и Московской области приступить к внедрению единого счета по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства. В соответствии с Указанием Банка России от 11.06.2002 N 1160-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России "О многорейсовой обработке платежей в Московском регионе" от 20.02.1998 N 18-П" к выписке по счетам УФК г. Москвы и Московской области поступают только электронные полноформатные платежные поручения; -
по данным УФК, в 89 субъектах Российской Федерации установлен электронный обмен информацией с УМНС.
Это стало возможным благодаря утверждению Приказа Минфина России и МНС России от 23.05.2003 N 46н/БГ-3-10/266 (с изм. и доп. от 10.10.2003) "Об обмене информацией между управлениями федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации".
Главными препятствиями на пути завершения работы по централизации операций по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, нам представляются:
-
отсутствие электронного документооборота УФК с учреждениями Банка России в УФК по Республике Дагестан, Ингушской и Чеченской Республикам и электронного документооборота в платежной системе Банка России на территориях этих субъектов Российской Федерации; -
плохое качество заполнения платежных документов, поступающих для учета и распределения доходов в УФК, в результате чего большой объем платежей в доход бюджета, попадая в невыясненные поступления, задерживается на счетах УФК; -
поступление в УФК от РКЦ Банка России и полевых банков платежных документов на бумажном носителе, например инкассовых поручений и платежных ордеров банков. В том же виде ГУФК передает их в УМНС, что сильно затрудняет обработку и контроль платежей. Банк России в настоящее время уделяет внимание этой проблеме, и по полевым банкам уже завершена подготовительная работа по их подключению к электронной системе межрегиональных расчетов. Со своей стороны УМНС и УФК совместно работают по этому вопросу с банками, которые формируют неполноформатные электронные платежные документы; -
затянувшееся решение вопроса со АО Россельхозбанком России об обеспечении автоматизированного формирования его структурными подразделениями платежных документов, а также группировке платежных документов форм N ПД (налог) и N ПД-4сб (налог) в разрезе трех показателей - ИНН налогового органа, кода бюджетной классификации (КБК) и кода муниципального образования по ОКАТО; -
отсутствие в некоторых регионах единого потока местных, региональных и федеральных налогов на счет органа федерального казначейства. Если повсеместно удастся соединить потоки региональных и местных налогов с потоком федеральных налогов, направив их на счет органа федерального казначейства, то это будет удобно и налогоплательщикам, и налоговым органам. Во многих регионах такое объединение уже произошло. Однако не все региональные органы исполнительной власти согласны с подобным подходом, а без их согласия УФК не могут закрыть дополнительные счета по учету региональных налогов и сборов, распределяемых органами федерального казначейства.