Файл: Равовые основы усыновления (удочерения) сирот и детей оставшихся без попечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информация о детях, оставшихся без попечения родителей, переданная в региональный банк данных, незамедлительно передается в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования и науки Российской Федерации.

В течение не менее шести месяцев после внесения данных в федеральный банк данных региональные службы и Департамент социальной защиты детей и охраны прав детства предпринимают попытку устроить ребенка, данные о котором есть в банке данных, в дом ребенка.

В период пробной подготовки потенциальные усыновители имеют определенные права, в том числе право на ознакомление с личным делом потенциального усыновителя и право на информацию о наличии родственников. Это делается для того, чтобы усыновители были защищены от различных претензий со стороны родственников ребенка в будущем. Потенциальные усыновители имеют право на медицинское обследование усыновляемого ребенка в медицинском учреждении, по результатам которого выдается письменное заключение о состоянии здоровья ребенка. Усыновители обязаны ознакомиться с медицинским заключением и подписать его. Это снижает вероятность отмены заключения в будущем и дает возможность потенциальным усыновителям узнать все о конкретном состоянии здоровья усыновляемого ребенка.

К сожалению, на практике часто случается, что усыновители не понимают тонкостей медицинской диагностики, и в результате усыновления отменяются. Следует отметить, что потенциальные усыновители должны позаботиться о том, чтобы у них было право на осмотр не только лечащим врачом, но и независимым врачом для уточнения диагноза ребенка.

Анализируя процедуру усыновления, нельзя не упомянуть о праве потенциального усыновителя обжаловать принятое решение. Поэтому отрицательное заключение и отказ в постановке на учет в качестве кандидата в усыновители должны быть доведены до сведения заявителя муниципальным органом управления образованием в течение пяти дней со дня вынесения заключения. При этом заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения. Решение может быть обжаловано в суд как незаконное и нарушающее права и свободы граждан. Кроме того, любое лицо, которому муниципальные власти отказали в регистрации в качестве потенциального усыновителя, может подать жалобу в прокуратуру.

Уведомление об усыновлении действительно в течение одного года. Это правило эффективно с точки зрения упрощения досудебной процедуры усыновления, так как усыновитель может выбрать ребенка в течение одного года после получения соответствующего заключения.


Теперь рассмотрим саму процедуру судебного усыновления.

Потенциальный усыновитель встречается и общается с ребенком, получает информацию о нем, а затем обращается в суд с заявлением об усыновлении. Подсудность дел об усыновлении определяется законом с учетом интересов усыновляемого ребенка ( статья 269 Гражданского процессуального кодекса ). Для того чтобы усыновление стало возможным, при подаче заявления об усыновлении заявитель освобождается от государственных обязанностей. Заявления лиц, желающих усыновить ребенка, рассматриваются в особом порядке по правилам, установленным главой 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При принятии заявления об усыновлении следует помнить, что форма и содержание заявления должны соответствовать общим требованиям, установленным статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и требованиям, установленным статьей 270 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В заявлении должны быть указаны сведения о самих усыновителях, о ребенке, которого они желают усыновить, и его родителях, просьба об исправлении записи акта о рождении усыновляемого ребенка, обстоятельства, с которыми закон связывает возможность усыновления, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

К заявлению должны быть приложены заключение муниципального органа управления образованием о возможности усыновления и документы, указанные в разделе 6 Положения об устройстве детей на усыновление в Российской Федерации и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей. Обобщение материалов дел об усыновлении, рассмотренных судами с участием прокуроров, показывает, что практически всеми судами установлены нарушения норм материального и процессуального права. Заявления усыновителей не соответствуют требованиям статей 131 и 270 ГПК РФ, во многих из них не указаны сведения об усыновителях, не изложены обстоятельства, устанавливающие усыновление, не представлены доказательства, устанавливающие эти обстоятельства .

При подготовке дела судья требует от органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновленного ребенка представить в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновленного ребенка. Поскольку в Постановлении ничего не сказано о содержании заключения, представляется, что оно может рассматриваться как экспертное заключение, поскольку речь идет о вопросе, требующем применения специальных знаний в области педагогики и психологии, что требует от органа опеки обращения к медикам, психологам и социальным службам. С учетом таких экспертных заключений орган опеки и попечительства может дать свое заключение.



Статья 271 ГПК РФ содержит перечень документов, которые должны прилагаться к заключению органа опеки и попечительства, т.е. заключение должно быть основано на таких документах. К ним относятся:

- акт обследования условий жизни усыновителей, составленный органом опеки и попечительства по месту жительства ( месту пребывания ) усыновляемого ребенка или по месту жительства усыновителей;

- свидетельство о рождении усыновляемого ребенка и медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и психическом развитии усыновляемого ребенка; и

- документы, подтверждающие, что усыновляемый ребенок состоит на централизованном учете и что он не может быть усыновлен гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, либо гражданином Российской Федерации, иностранцем или лицом без гражданства, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, не являющимися родственниками ребенка

- согласие разных лиц на усыновление ( пункты 3 - 6 статьи 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ) и др. Это может быть зафиксировано как в отдельных документах, так и в протоколе судебного заседания.

Дела об усыновлении рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства ( пункт 1 статьи 125 Семейного кодекса РФ). Очевидно, что законодатель исходит из того, что органы опеки и попечительства обязательно должны участвовать в этом процессе, так как именно этот орган выполняет основную работу по подготовке дел об усыновлении, и все материалы по усыновлению в основном сосредоточены в нем.

Хотя слушание дела об усыновлении проводится одним судьей, закон (статья 273 Гражданского процессуального кодекса ) требует участия заявителя, лица, возглавляющего орган опеки и попечительства, и прокурора. Участие этих лиц служит дополнительной гарантией правильного разрешения такого рода дел, затрагивающих существенные права и интересы как ребенка, так и государства. Однако, вопреки требованиям статьи 125 Семейного кодекса РФ и статьи 273 Гражданского процессуального кодекса РФ, многие дела об усыновлении рассматриваются в суде без участия представителей органов опеки и попечительства и прокурора. Например, в 2013 году в Архангельской области без участия представителя было рассмотрено 24 дела. Это было связано с тем, что суд не был извещен о датах слушаний, а сами прокуроры не просили суд не допускать таких отступлений от закона.



К участию в деле могут быть привлечены другие заинтересованные лица, в том числе родители, родственники ребенка и даже сам ребенок по достижении им 10-летнего возраста. Необходимость их присутствия должна быть определена судьей на стадии подготовки дела, с учетом конкретных обстоятельств и представленных документов. При решении вопроса о вызове ребенка судья может запросить мнение органа опеки и попечительства, поскольку присутствие ребенка может оказать на него негативное влияние. В отличие от общих правил судопроизводства, существует специальное правило, согласно которому дела об усыновлении должны слушаться при закрытых дверях в качестве дополнительной меры защиты конфиденциальности.

Все эти правила направлены на всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и принятие справедливого и законного решения в интересах ребенка, что является основной социальной и правовой целью усыновления.

Судебное решение об усыновлении является универсальным правовым актом, который создает взаимные права и обязанности между усыновителями ( их родственниками ) и усыновленным ребенком ( а впоследствии и его потомками ) и одновременно прекращает их правоотношения как родителей. В соответствии со статьей 125 Семейного кодекса последствия решения суда об усыновлении вступают в силу со дня его вступления в законную силу.

Усыновление подлежит государственной регистрации в органах ЗАГС. Регистрация в данном случае не является учредительным требованием, но имеет важное значение для защиты прав и интересов усыновленного ребенка. Регистрация подтверждает факт усыновления и способствует сохранению конфиденциальности усыновления. Ребенку будет выдано новое свидетельство о рождении, в котором будет указана вся необходимая информация (имя, отчество, фамилия и сведения о родителях) в соответствии с решением суда об усыновлении. Без регистрации зачастую трудно доказать факт усыновления и, соответственно, защитить права усыновленного ребенка. Для своевременной регистрации усыновления закон требует направить копию решения суда регистратору по месту выдачи документов в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу (пункт 3 статьи 274 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ).