Файл: Равовые основы усыновления (удочерения) сирот и детей оставшихся без попечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По смыслу закона, если место жительства супруга известно, необходимо получить его согласие. Однако могут возникнуть ситуации, когда супруг лица, желающего усыновить ребенка, выступает против усыновления на основании своих прав, например, на необоснованных основаниях (шантаж, угрозы). Это тот случай, когда супруги юридически не разведены, но брак фактически прекращен, и они живут отдельно. Другими словами, буквальный смысл закона заключается в том, что в усыновлении должно быть отказано в случае такого возражения. Поэтому было бы желательно, чтобы закон предусматривал возможность предоставления разрешения на усыновление в исключительных случаях, даже если супруг усыновителя возражает против этого. Такое право может быть предоставлено судом в случаях, когда выясняется, что супруг усыновителя не будет участвовать в воспитании ребенка.
Предлагается дополнить пункт 3 статьи 133 Семейного кодекса Российской Федерации следующего содержания: "Усыновление может быть произведено без согласия другого супруга, если суд придет к выводу, что этот супруг не будет участвовать в воспитании ребенка (тяжелая болезнь, длительная командировка, осуждение к длительному лишению свободы)". Обстоятельства, исключающие необходимость получения согласия супруга, могут быть установлены средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, и вступившим в законную силу решением суда о признании этого супруга безвестно отсутствующим.
На основании вышеизложенного можно сделать несколько выводов
- вопрос о понятии и правовой природе условий усыновления практически не исследован в литературе Условия усыновления - это требования, предъявляемые к строго определенному кругу лиц в связи с усыновлением, которые закреплены в законе.
- каждое условие является юридическим фактом. Отсутствие хотя бы одного из этих условий означает, что усыновление невозможно. Это объясняется тем, что каждое условие образует комплекс только в совокупности, и каждое условие не имеет самостоятельного значения (за исключением согласия усыновителей). В этом смысле можно сказать, что это полный комплекс юридических фактов.
- юридические факты, входящие в состав, являются его структурными элементами, некоторые из которых выполняют функцию фактов-условий, необходимых для формирования данного состава
- согласие усыновителей является первым решающим фактом-условием, инициирующим возникновение правоотношения по усыновлению. Все остальные условия взаимосвязаны, но их единство обусловлено и зависит от одного условия - согласия усыновителей на усыновление. Правоотношение по усыновлению возникает с момента волеизъявления потенциального усыновителя.
- анализ условий усыновления позволяет рассматривать каждое условие как одностороннее заявление о намерении (сделку)
- для усиления государственного контроля над процессом усыновления необходимо совершенствовать нормы, регулирующие условия усыновления.
2.2 Порядок усыновления (удочерения)
В современном российском семейном праве защита интересов ребенка является основной целью, и все нормы, регулирующие систему усыновления, способствуют ее реализации. Среди них особое место занимают нормы
, регулирующие процедуру усыновления. Соблюдение строго определенной процедуры усыновления позволяет гарантировать, что усыновление отвечает интересам ребенка и не ущемляет права других лиц. Устанавливая конкретные процедуры усыновления, включая требования к форме, месту и срокам совершения правового акта семьи, законодатель подчеркивает социальную значимость усыновления и те правовые последствия, которые оно влечет. Фактическое усыновление не является юридическим усыновлением.
Для обеспечения законности усыновления необходимо установить процедуру усыновления, чтобы не нарушить права заинтересованных лиц и, самое главное, интересы ребенка.
Одним из нововведений Семейного кодекса Российской Федерации является положение о судебном порядке усыновления ( статья 125). В период принятия Семейного кодекса в литературе рассматривались причины перехода от административного к судебному порядку усыновления. Предпосылкой к этому послужило то, что чиновники городских и районных администраций, с одной стороны, не были специалистами в области права, а с другой - пренебрегали своими обязанностями. Серьезность правовых последствий усыновления является причиной необходимости тщательного подхода, изложения правовых условий усыновления и процедур, позволяющих минимизировать возможные риски для ребенка. Другими словами, публичное слушание заявления об усыновлении отвечает интересам ребенка. Суд является наиболее авторитетным органом и, в соответствии со своим статусом и полномочиями, гарантирует законность и справедливость процедуры усыновления. Кроме того, судебное разбирательство по усыновлению не только гарантирует защиту прав и интересов ребенка, но и предотвращает незаконные усыновления как юридический фактор.
Преимущества судебного разбирательства по усыновлению очевидны: суды независимы и подчиняются только закону; они не связаны узкоотраслевыми интересами; судьи являются экспертами в области права.
Отнесение Семейным кодексом РФ дел об усыновлении к подведомственности судов обусловило необходимость введения специальных процессуальных норм, регулирующих судебное производство по их рассмотрению.
Как известно, такие дела связаны с установлением фактов, касающихся статуса лиц ( усыновленных детей и усыновителей ), хотя правовой спор отсутствует. 29.1 Специфика таких дел и необходимость полной защиты прав и интересов ребенка обусловили прописание ряда специальных норм. Теперь, с принятием нового ГПК РФ, дела об усыновлении также рассматриваются в особом порядке (ст. 262 ГПК РФ). Гражданский процессуальный кодекс (ст. 263) фактически устанавливает порядок досудебной подготовки дел об усыновлении. Дела в особом производстве по усыновлению рассматриваются судом по правилам искового производства с изъятиями, установленными главами 28 - 38 ГПК РФ ( ст. 263 (1 ) ) .
Формально, согласно теории гражданского процесса РФ, досудебная подготовка по данной категории дел не требуется, поскольку отсутствует правовой спор и производство по делу. В то же время о "досудебной подготовке" можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все подготовительные мероприятия, которые определяются с момента подачи потенциальным усыновителем заявления об усыновлении. В узком смысле под досудебной подготовкой следует понимать саму процедуру, предусмотренную главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Поэтому, учитывая положения Семейного кодекса, до принятия специальных норм следует руководствоваться Постановлением № 275 от 29 марта 2000 года "О Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) в Российской Федерации и осуществления контроля за условиями жизни приемных семей и учета детей граждан Российской Федерации консульством Российской Федерации ". Об утверждении Положения" следует применять.
Согласно пункту 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ, органы опеки и попечительства обязаны осуществлять учет детей-сирот и детей, лишенных родительских прав. Однако уже на этом этапе имеют место серьезные нарушения. Учет первых детей ведется беспорядочно и зачастую не содержит необходимых сведений о ребенке, либо такие записи не полностью соответствуют установленным формам .
При отсутствии таких нарушений процедура подготовки к процедуре усыновления выглядит следующим образом Будущий усыновитель должен обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства (к специалисту отдела охраны детства Министерства образования) с письменным заявлением о даче заключения о возможности стать усыновителем. Необходимые документы: паспорт, копия справки с места работы или справка о доходах о должности и заработной плате, копия финансового счета или иного документа, подтверждающего наличие жилья, копия свидетельства о браке, справка о состоянии здоровья, справка из органа внутренних дел об отсутствии в прошлом у гражданина умышленных преступлений против жизни и здоровья граждан. Специалисты органов опеки обязаны разъяснять населению все вопросы, связанные с усыновлением.
На основании заявления и подтверждающих документов, а также заключения об условиях жизни потенциального усыновителя орган образования обязан составить заключение о возможности усыновления в течение 15 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами. Такой срок составления заключения ускоряет устройство ребенка в семью и в то же время исключает риск поверхностного изучения условий жизни потенциальных усыновителей и соответствующих документов. Поэтому при рассмотрении дел об усыновлении ребенка целесообразно обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой подтвердить правомерность выдачи заключения о возможности усыновления в судебном порядке.
Заключение о возможности усыновления должно быть зарегистрировано в качестве кандидата на усыновление и послужить основанием для подбора ребенка. Все дети, подлежащие усыновлению, и дети, желающие усыновить ребенка, подлежат единой регистрации ( статья 126 Семейного кодекса ). Согласно пункту 2 статьи 126 Семейного кодекса РФ, учет лиц, желающих усыновить ребенка, ведется в порядке, установленном административными органами каждого государства Российской Федерации. Представляется, что в целях упрощения процедуры усыновления такая регистрация должна осуществляться органом, дающим заключение о возможности стать усыновителем, т.е. муниципальными органами управления образованием. Строго говоря, эта деятельность входит в содержание досудебной подготовки дела, но не может быть названа таковой, по крайней мере, до принятия соответствующего законодательства об этом. На практике на этом этапе возникают серьезные проблемы, поскольку не обо всех детях, которые теоретически могут быть усыновлены, сообщается в органы опеки. Например, если ребенок помещен в родильный дом, администрация родильного дома обязана передать эту информацию в органы опеки и попечительства и принять меры по устройству ребенка в дом ребенка.
В соответствии с Законом № 44-ФЗ от 16 апреля 2001 года была введена централизованная система учета детей, оставшихся без попечения родителей . Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется в Первом регистре, и в течение одного месяца со дня регистрации органы опеки и попечительства федерального органа управления Российской Федерации обязаны организовать устройство ребенка в семью гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности - уведомить федеральный орган управления ( Семейный кодекс РФ Статья 122 , пункт 3 ).
Федеральный орган исполнительной власти, в свою очередь, организует устройство ребенка в семью гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, что отвечает интересам семьи, желающей усыновить ребенка из другого субъекта Российской Федерации, в целях охраны тайны усыновления.
При невозможности устройства ребенка в семью орган опеки и попечительства направляет сведения о ребенке в соответствующий орган администрации субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, лишенных родительских прав. В течение месяца со дня получения сведений о ребенке орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации организует устройство ребенка в дом гражданина, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности сведения направляются в федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных .