Файл: Реферат Финансовый контроль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Ковровская государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева”

кафедра ЭиУП

РЕФЕРАТ

«Финансовый контроль»

Руководитель:

Щавелева И. В.

Исполнитель:

ст. гр. ЭБ-112

Чердакова Е. В.

Ковров, 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы финансового контроля…………………….

    1. Понятие финансового контроля и его значение…………………….

    2. Формы финансового контроля……………………………………….

    3. Классификация видов финансового контроля………………………

    4. Методы финансового контроля……………………………………….

    5. Процесс финансового контроля………………………………………

Глава 2. Государственный финансовый контроль……………………………

Глава 3. Негосударственный финансовый контроль…………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Введение

Одним из элементов системы управления финансами является финансовый контроль. С помощью финансового контроля можно сравнит фактически финансовые результаты с прогнозируемыми на каждой стадии деятельности и устранить причины несоответствия, таким образом, финансовый контроль является важным элементом системы управления финансами.

Финансовый контроль касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятий, организации и учреждений (которые с его помощью могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).

Рассмотрение вопросов, связанных с финансовым контролем в России является актуальной и важной темой, так как на сегодняшний день в России существует необходимость усиления регулирующей роли государства в финансовом контроле.

Современная ситуация в финансовой и бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления контролирующей роли государства в системе финансовых отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов, пополнение доходов в бюджет и их расходов.

Цель данной работы заключается в исследовании и изучении финансового контроля в России. Для достижения этой цели были поставлены следующие
задачи:

  • изучение сущности финансового контроля;

  • изучение форм и видов финансового контроля;

  • определение методов финансового контроля;

  • рассмотрение процесса ФК

  • Рассмотрение государственного и негосударственного ФК



1.1 Понятие финансового контроля и его значение

Финансовый контроль как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований является и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля.

Финансовый контроль — это контроль соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов. [1]

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

-выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

-соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

-повышение эффективности финансовой политики государства.

Главным объектом финансового контроля является отчетная документация, поэтому уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении финансового контроля. [6]

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Социально-экономические задачи современной России усиливают актуальность вопросов совершенствования финансового контроля. [1]



1.2 Формы финансового контроля

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. [8]

Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности. [2, с. 10-12]

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов. [8]

1.3 Классификация видов финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

  • В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.


Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

  • В зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношенийможно выделить обязательный и добровольный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль проводится:

o в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

o по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

  • В зависимости от сферы финансовой деятельности — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

  • В зависимости от органов, проводящих финансовый контроль:

Общегосударственный финансовый контроль - имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов (Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ). Он направлен на объекты, подлежащие контролю вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов.

Вневедомственный финансовый контроль - это контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.


Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Минфина России, финансовых органов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовыми и экономическими службами). Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность предприятия, а также входящих в него структурных подразделений.

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, - как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке регистрацию, и их аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии. [3]

1.4 Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения контроля:

1. проверки;

2. обследования;

3. надзор;

4. анализ финансового состояния;

5. наблюдение (мониторинг);

6. ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта для определения его финансового состоя­ния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.