Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Ковровская государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева”
кафедра ЭиУП
РЕФЕРАТ
«Финансовый контроль»
Руководитель:
Щавелева И. В.
Исполнитель:
ст. гр. ЭБ-112
Чердакова Е. В.
Ковров, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля…………………….
-
Понятие финансового контроля и его значение……………………. -
Формы финансового контроля………………………………………. -
Классификация видов финансового контроля……………………… -
Методы финансового контроля………………………………………. -
Процесс финансового контроля………………………………………
Глава 2. Государственный финансовый контроль……………………………
Глава 3. Негосударственный финансовый контроль…………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Введение
Одним из элементов системы управления финансами является финансовый контроль. С помощью финансового контроля можно сравнит фактически финансовые результаты с прогнозируемыми на каждой стадии деятельности и устранить причины несоответствия, таким образом, финансовый контроль является важным элементом системы управления финансами.
Финансовый контроль касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятий, организации и учреждений (которые с его помощью могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).
Рассмотрение вопросов, связанных с финансовым контролем в России является актуальной и важной темой, так как на сегодняшний день в России существует необходимость усиления регулирующей роли государства в финансовом контроле.
Современная ситуация в финансовой и бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления контролирующей роли государства в системе финансовых отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов, пополнение доходов в бюджет и их расходов.
Цель данной работы заключается в исследовании и изучении финансового контроля в России. Для достижения этой цели были поставлены следующие
задачи:
-
изучение сущности финансового контроля; -
изучение форм и видов финансового контроля; -
определение методов финансового контроля; -
рассмотрение процесса ФК -
Рассмотрение государственного и негосударственного ФК
1.1 Понятие финансового контроля и его значение
Финансовый контроль как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований является и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля.
Финансовый контроль — это контроль соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов. [1]
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Основными задачами финансового контроля являются:
-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
-выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
-соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
-повышение эффективности финансовой политики государства.
Главным объектом финансового контроля является отчетная документация, поэтому уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении финансового контроля. [6]
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Социально-экономические задачи современной России усиливают актуальность вопросов совершенствования финансового контроля. [1]
1.2 Формы финансового контроля
В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. [8]
Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности. [2, с. 10-12]
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов. [8]
1.3 Классификация видов финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
-
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).
Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
-
В зависимости от инициативы субъекта финансовых правоотношенийможно выделить обязательный и добровольный финансовый контроль.
Обязательный финансовый контроль проводится:
o в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;
o по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).
Добровольный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
-
В зависимости от сферы финансовой деятельности — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. -
В зависимости от органов, проводящих финансовый контроль:
Общегосударственный финансовый контроль - имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов (Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ). Он направлен на объекты, подлежащие контролю вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Контролируются законность и эффективность использования государственных средств, проекты бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчеты об исполнении бюджетов.
Вневедомственный финансовый контроль - это контроль специальных финансово-кредитных органов, направленный на объекты независимо от их ведомственной принадлежности. Имеет повседневный, систематический и регулярный характер.
Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств и ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Минфина России, финансовых органов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовыми и экономическими службами). Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность предприятия, а также входящих в него структурных подразделений.
Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, - как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке регистрацию, и их аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии. [3]
1.4 Методы финансового контроля
Различают следующие методы проведения контроля:
1. проверки;
2. обследования;
3. надзор;
4. анализ финансового состояния;
5. наблюдение (мониторинг);
6. ревизии.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.