Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. [3]
1.5 Процесс финансового контроля
Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:
-
-планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений; -
-проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка; -
-систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности; -
-реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. [4]
Глава 2. Государственный финансовый контроль
Государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. [7]
Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.
Органы государственного финансового контроля:
-
Президент РФ -
Правительство -
Министерство финансов -
Федеральное казначейство -
Счетная палата -
ЦБ -
Налоговые органы -
Таможенные органы
Президентский финансовый контроль - реализуется через контрольное управление президента - призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществляет единую политику в области финансов, денег, кредита. При правительстве РФ действует департамент контроля и проверки исполнения решений правительства РФ, который выполняет в том числе контрольные функции в области финансов.
Министерство финансов РФ среди исполнительных органов власти является важнейшим контролером за осуществлением в стране финансовой политики, организует бухгалтерский учет, проводит аттестацию и лицензирование аудиторской деятельности. Министерство финансов контролирует финансовые средства только федерального уровня, субъекты федерации и органы местного самоуправления сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетных и внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство как орган подведомственных министерству финансов осуществляет государственную бюджетную политику, управляет процессом исполнения федерального бюджета . Контролирует поступление и целевое использование государственных средств.
Счетная палата РФ. Относиться к органам финансового контроля к полномочиями счетной палаты относится контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат юридические лица (государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и центральный банк РФ, органы местного самоуправления, коммерческие организации -банки, страховые фирмы и некоммерческие ).
Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга. Эффективность использования иностранных кредитов и займов, а так же предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам. Результаты проверок должны быть оснащены в СМИ.
Счетная палата создана в 1995 году. Главной функцией является формирование заключения по бюджету, его формированию, исполнению бюджета. Счетная палата анализирует эффективность использования бюджетных средств. С 2013 года счетной палате дано право на представление заключений по законам, касающимся расходования бюджетных средств. Результаты проверок в случае выявления нарушений, касающихся неэффективного расходования бюджетных инвестиций и других нарушений направляются в следственные органы.
Центральный банк РФ. ЦБ принадлежит особая роль в осуществлении финансового контроля . ЦБ контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.
В структуре ЦБ создано специальное подразделение Департамент банковского регулирования и надзора для осуществления проверки соблюдения коммерческими банками и банковской законодательства и установленных нормативов банковской деятельности.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих документов и приостановления операций по счетам в банках в случаях нарушения финансовой дисциплины последними. Контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке, является одной из важнейших функций налоговых органов.
Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса осуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России. [7]
По отношению к нарушителям бюджетного законодательства органы государственного контроля могут применять следующие меры:
· сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств;
· изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
· приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
· наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств, на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и сумм процентов за пользование бюджетными средствами;
· вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
· начисление пени, а также взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
· сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. [7]
Глава 3. Негосударственный финансовый контроль
Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.
К негосударственным видам финансового контроля относятся:
1) внутрифирменный (корпоративный);
2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;
3) аудиторский контроль. [8]
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими — за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.
Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.
Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения. [9]
В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.
Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности.
Внешний аудит в государственном секторе, как правило, наряду с проверкой достоверности данных финансовой отчетности предполагает (включает в себя) и оценку эффективности использования государственных средств.
Внутренний аудит осуществляется специальным подразделением аппарата управления экономического субъекта, который, как правило, непосредственно подчиняется высшему руководству. Главной задачей внутреннего аудита является защита имущественных интересов организации и ее собственников; содействие обеспечению эффективности функционирования организации на всех уровнях управления.
Среди основных задач, возлагаемых на подразделения внутреннего аудита, можно выделить следующие:
· проведение проверок отдельных вопросов деятельности организации, составление различных справок-докладов по результатам таких проверок и предоставление их руководству,
· проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов;
· проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и своевременности уплаты налогов;
· экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, правомерности использования прибыли и фондов;
· разработка и предоставление руководству организации предложений по улучшению организации бухгалтерского учета и системы контроля;
· организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам налоговых и других органов внешнего контроля. [9]
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами России, а также по поручению государственных органов дознания, следователя при наличии санкций прокурора, прокурора, суда и арбитражного суда, налоговой службы.