Файл: Реферат Финансовый контроль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффектив­ное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требова­нию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фи­нансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. [3]

1.5 Процесс финансового контроля

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

  • -планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

  • -проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

  • -систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

  • -реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. [4]


Глава 2. Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. [7]


Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

Органы государственного финансового контроля:

  • Президент РФ

  • Правительство

  • Министерство финансов

  • Федеральное казначейство

  • Счетная палата

  • ЦБ

  • Налоговые органы

  • Таможенные органы

Президентский финансовый контроль - реализуется через контрольное управление президента - призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы. 

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществляет единую политику в области финансов, денег, кредита. При правительстве РФ действует департамент контроля и проверки исполнения решений правительства РФ, который выполняет в том числе контрольные функции в области финансов.

Министерство финансов РФ среди исполнительных органов власти является важнейшим контролером за осуществлением в стране финансовой политики, организует бухгалтерский учет, проводит аттестацию и лицензирование аудиторской деятельности. Министерство финансов контролирует финансовые средства только федерального уровня, субъекты федерации и органы местного самоуправления сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетных и внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство как орган подведомственных министерству финансов осуществляет государственную бюджетную политику, управляет процессом исполнения федерального бюджета . Контролирует поступление и целевое использование государственных средств.

Счетная палата РФ. Относиться к органам финансового контроля к полномочиями счетной палаты относится контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат юридические лица (государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и центральный банк РФ, органы местного самоуправления, коммерческие организации -банки, страховые фирмы и некоммерческие ).

Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга. Эффективность использования иностранных кредитов и займов, а так же предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам. Результаты проверок должны быть оснащены в СМИ.



Счетная палата создана в 1995 году. Главной функцией является формирование заключения по бюджету, его формированию, исполнению бюджета. Счетная палата анализирует эффективность использования бюджетных средств. С 2013 года счетной палате дано право на представление заключений по законам, касающимся расходования бюджетных средств. Результаты проверок в случае выявления нарушений, касающихся неэффективного расходования бюджетных инвестиций и других нарушений направляются в следственные органы.

Центральный банк РФ. ЦБ принадлежит особая роль в осуществлении финансового контроля . ЦБ контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

В структуре ЦБ создано специальное подразделение Департамент банковского регулирования и надзора для осуществления проверки соблюдения коммерческими банками и банковской законодательства и установленных нормативов банковской деятельности.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые све­дения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тай­ну), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих до­кументов и приостановления операций по счетам в банках в случаях нарушения финансовой дисциплины последними. Контроль за нало­гоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке, является одной из важнейших функций налого­вых органов.

Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с по­ложениями Таможенного кодекса осуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через та­моженную границу России. [7]

По отношению к нарушителям бюджетного законодательства ор­ганы государственного контроля могут применять следующие меры:

· сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств;

· изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому на­значению;

· приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

· наложение штрафов на руководителей — получателей бюджет­ных средств, на руководителей государственных органов, органов ме­стного самоуправления, а также изъятие в бесспорном порядке бюд­жетных средств, полученных на возвратной основе, и сумм процен­тов за пользование бюджетными средствами;


· вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюд­жетного процесса;

· начисление пени, а также взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

· сокращение или прекращение всех других форм финансовой по­мощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление от­срочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. [7]

Глава 3. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государ­ственных контролирующих органов.

К негосударственным видам финансового контроля отно­сятся:

1)  внутрифирменный (корпоративный);

2)  контроль со стороны коммерческих банков за организация­ми-клиентами;

3)  аудиторский контроль. [8]

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпо­рации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансо­вого менеджмента и прочими — за финансами своего предприя­тия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финан­совые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестиро­вания капитала.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.

Основной целью аудиторской деятельности является установле­ние достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Рос­сийской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности по­нимается такая степень точности ее данных, которая позволяет ком­петентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения. [9]


В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный ау­дит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью оценки достоверности со­стояния бухгалтерского учета и отчетности.

Внешний аудит в государственном секторе, как правило, наряду с проверкой достоверности данных финансовой отчетности предпола­гает (включает в себя) и оценку эффективности использования госу­дарственных средств.

Внутренний аудит осуществляется специальным подразделением аппарата управления экономического субъекта, который, как правило, непосредственно подчиняется высшему руководству. Главной задачей внутреннего аудита является защита имущественных интересов орга­низации и ее собственников; содействие обеспечению эффективности функционирования организации на всех уровнях управления.

Среди основных задач, возлагаемых на подразделения внутреннего аудита, можно выделить следующие:

· проведение проверок отдельных вопросов деятельности органи­зации, составление различных справок-докладов по результатам та­ких проверок и предоставление их руководству,

· проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетно­сти, экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов;

· проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и своевременности уплаты налогов;

· экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации про­дукции (работ, услуг), точности формирования финансовых резуль­татов, правомерности использования прибыли и фондов;

· разработка и предоставление руководству организации предло­жений по улучшению организации бухгалтерского учета и системы контроля;

· организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам нало­говых и других органов внешнего контроля. [9]

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами России, а также по поруче­нию государственных органов дознания, следователя при наличии санкций прокурора, прокурора, суда и арбитражного суда, налоговой службы.