Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы общей и дошкольной педагогики Практическое занятие 4.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Основы общей и дошкольной педагогики
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Барсегян Сусанна Артёмовна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.
Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.
Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний |
1. | Преддошкольная педагогика | Раздел возрастной педагогики, который занимается исследованием закономерностей, условий воспитания ребёнка до трёх лет. | Педагогический процесс, исполняющий функцию социального контроля за физическим, психическим, интеллектуальным состоянием ребенка до 3-х лет. |
2. | Дошкольная педагогика | Изучает теорию и практику образования детей от трех до семи лет, средствами обучения и воспитания; изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. | Ребенок с момента рождения до поступления в школу. |
3. | Специальная педагогика | Занимается вопросами образования людей с нарушением психического или физического развития | Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями. |
4. | Социальная педагогика | Занимается вопросами социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума | Все люди, которым необходимо социализироваться в обществе, т.е. решить вопросы их успешной социализации в процессе развития |
5. | Коррекционная педагогика | Занимается разработкой и реализацией в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей | Личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно — двигательной, соматической, интеллектуально — речевых сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию |
6. | Дефектология: 6.1 Сурдопедагогика | Изучает процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. | Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха |
6.2 Тифлопедагогика | отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих. | Воспитание и обучение лиц с нарушением функции зрения вплоть до полной слепоты; | |
6.3 Олигофренопедагогика | Направление, которое изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации. | Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта. | |
6. Логопедия | Наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. | Система обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. |
Задание 2.Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:
1.управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения
умений и первичных навыков;
2. восприятие новых знаний и получение умений;
3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями;
4. организация эвристической и исследовательской деятельности;
5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных
связей;
6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;
7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих
проблем;
8. управление процессом перехода от теории к практике;
9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация;
10. разъяснение целей и задач обучения;
11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;
12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;
13. управление процессом познания научных закономерностей и законов;
14. самоконтроль, самодиагностика достижений.
Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых |
| Разъяснение учащимся целей и задач обучения | | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
| Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | | Восприятие новых знаний, умений |
| Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений | | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
| Управление процессом познания научных закономерностей и законов | | Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
| Управление процессом перехода от теории к практике | | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
| Организация эвристической и исследовательской деятельности | | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
| Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся | | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Задание 3.Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.
На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.
Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике
№ | Наименования концепций воспитания | Авторы Ф.И.О. | Положительные черты концепций | Недостатки концепций | Практическое применение концепции воспитания |
1 | Воспитание на основе потребностей человека | В.П. Созонов | Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализоваться, быть нужным в социальном обществе | Происходит воздействие на эмоцианальную сферу личности и на сознание ребенка | -Организация разнообразной творческой деятельности -Формирование благоприятного нравственно-психического климата -Создание условий для укрепления и сохранения здоровья -Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы -Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации -Стать примером для воспитанников |
2 | Системное построение процесса воспитания | В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова | Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм | Воздействие на личность и сознание -Эффективен только при системном процессе воспитания | -Формирование патриотизма -Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям -Развитие личности и творческой самореализации |
3 | Воспитание ребенка как человека культуры | Е.В. Бондаревская | Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей | Индивидуальный подход -Воздействие на личность и сознание | -Формирование и психологической и культуры личности -Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей |
В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:
А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной и перспективной? Что является основанием для этого?
Ответ: Концепция воспитание на основе потребностей человека, на мой взгляд важна в современном обществе и педагогике, так как современный мир и данная концепция направлены на развитие. В наше время очень важно развиваться, вести здоровый образ жизни, чтобы не отставать от нынешнего прогресса. Важно самореализоваться и самосовершенствоваться.
Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров
Ответ: Я отдаю предпочтение концепции, в основу которой входит личностное, индивидуальное развитие, оно ориентируется на формирование глубоко личных, внутренних качеств, самоценность личности, а не на её служение обществу. Это гуманистическая психология.
Так как даже в образовательных стандартах в основе лежит системно-деятельностный подход, всестороннее развитие личности.
Задание 4. Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих
сущность государственности;
3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;
9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-
познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов
деятельности;
16) приобщение к общечеловеческим ценностям.
Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1 | Трудовое воспитание | воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности; формирование социальной активности и ответственности; |
2. | Экологическое воспитание | выработка ценностного отношения к мировому культурному наследи развитие ценностного отношения к природе; |
3. | Патриотическое воспитание | привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; воспитание патриотизма и любви к Родине; |
4. | Эстетическое воспитание | освоение правил этикета; формирование чувства прекрасного; |
5. | Нравственное воспитание | приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование психологической и мыслительной культуры личности; |
6. | Физическое воспитание | формирование навыков здорового образа жизни; выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам; |
7. | Умственное воспитание | формирование умений и навыков мыслительных операций; освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности; |
8. | Правовое воспитание | воспитание законопослушного гражданина общества; освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства; |