Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы общей и дошкольной педагогики Практическое занятие 4.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Основы общей и дошкольной педагогики

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Барсегян Сусанна Артёмовна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна

Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

 

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.

 

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

 

  Раздел возрастной педагогики, который занимается исследованием закономерностей, условий воспитания ребёнка до трёх лет.

 Педагогический процесс, исполняющий функцию социального контроля за физическим, психическим, интеллектуальным состоянием ребенка до 3-х лет.

2.

Дошкольная педагогика

 

  Изучает теорию и практику образования детей от трех до семи лет, средствами обучения и воспитания;

 изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления.



   Ребенок с момента рождения до поступления в школу.

3.

Специальная педагогика

 

 Занимается вопросами образования людей с нарушением психического или физического развития

 Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями.

4.

Социальная педагогика

 

  Занимается вопросами социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий, посредством педагогического воздействия окружающего социума

  Все люди, которым необходимо социализироваться в обществе, т.е. решить вопросы их успешной социализации в процессе развития

5.

Коррекционная педагогика

 

 Занимается разработкой и реализацией в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей

  Личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно — двигательной, соматической, интеллектуально — речевых сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию

6.

Дефектология:

6.1  Сурдопедагогика

 

 Изучает процессы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.



  Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха

6.2  Тифлопедагогика

 

 отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих.

 Воспитание и обучение лиц с нарушением функции зрения вплоть до полной слепоты;

6.3  Олигофренопедагогика

 

   Направление, которое изучает проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также пути коррекции недостатков их развития и аспекты социальной реабилитации.

  Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

6.  Логопедия

 

 Наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

 Система обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.



Задание 2.Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

 

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения     

           умений и первичных навыков;

2.      восприятие новых знаний и получение умений;

3.      ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.      организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.      познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных

           связей;

6.      проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7.      практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих  

           проблем;

8.      управление процессом перехода от теории к практике;

9.      приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;

14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.

 

Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса



п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога



п/п

Направления и виды деятельность обучаемых



Разъяснение учащимся целей и задач обучения



 Собственная деятельность по со­зданию положительной мотива­ции учения



 Ознакомление обучаемых с новы­ми знаниями (явлениями, собы­тиями, предметами, законами)



 Восприятие новых знаний, уме­ний



 Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений



 Анализ, синтез, сравнение, сопо­ставление, систематизация



 Управление процессом познания научных закономерностей и за­конов



 Познание закономерностей и за­конов, понимание причинно-следственных связей



 Управление процессом перехода от теории к практике



 Приобретение умений и навыков, их систематизация



Организация эвристической и ис­следовательской деятельности



Практическая деятельность по са­мостоятельному решению возни­кающих проблем



Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащих­ся



Самоконтроль, самодиагностика достижений


 

 

Задание 3.Современными педагогами используются различные концепций воспитания. Все они ценны своими идеями и взглядами на процесс становления человека как личности, и каждая из них имеет свои положительные черты и характеристики, требующие уточнения и доработки.

На основании изученного лекционного материала по теме «Современные концепции воспитания», прочтения рекомендованных литературных источников и рассмотрения информационных ресурсов сети Интернет проведите самостоятельный информационный поиск и заполните таблицу 5 «Основные концепции воспитания в современной педагогике». Для этого выберите три концепции воспитания, наиболее актуальные для вашей будущей профессиональной практики. Заполняя таблицу последовательно представьте основную информацию об анализируемых концепциях и её авторах.

 

Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике




Наименования концепций воспитания

Авторы

Ф.И.О.

Положительные черты концепций

Недостатки концепций

Практическое применение концепции воспитания

1

Воспитание на основе потребностей человека

В.П. Созонов

Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализоваться, быть нужным в социальном обществе

Происходит воздействие на эмоцианальную сферу личности и на сознание ребенка

-Организация разнообразной творческой деятельности
-Формирование благоприятного нравственно-психического климата
-Создание условий для укрепления и сохранения здоровья
-Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы
-Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации
-Стать примером для воспитанников


2

 Системное построение процесса воспитания

В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова

Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм

Воздействие на личность и сознание

-Эффективен только при системном процессе воспитания


-Формирование патриотизма
-Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям
-Развитие 
личности и творческой самореализации

3

 Воспитание ребенка как человека культуры

Е.В. Бондаревская

Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей

Индивидуальный подход

-Воздействие на личность и сознание


-Формирование и психологической и культуры личности

-Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей



В качестве результата проведённого исследования оформите вывод, представив развёрнутые ответы на следующие вопросы:

А) Какая из современных концепций воспитания является наиболее востребованной и перспективной? Что является основанием для этого? 

Ответ: Концепция воспитание на основе потребностей человека, на мой взгляд важна в современном обществе и педагогике, так как современный мир и данная концепция направлены на развитие. В наше время очень важно развиваться, вести здоровый образ жизни, чтобы не отставать от нынешнего прогресса. Важно самореализоваться и самосовершенствоваться.

Б) Какой из анализируемых концепций вы отдаёте собственное профессиональное предпочтение? Обоснуйте свой ответ, используя систему чётких аргументов и примеров

Ответ: Я отдаю предпочтение концепции, в основу которой входит личностное, индивидуальное развитие, оно ориентируется на формирование глубоко личных, внутренних качеств, самоценность личности, а не на её служение обществу. Это гуманистическая психология.

Так как даже в образовательных стандартах в основе лежит системно-деятельностный подход, всестороннее развитие личности.

Задание 4.  Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка. Методическая детализация воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе её проектирования и реализации.

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

 

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1)   формирование социальной активности и ответственности;

2)   привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих

      сущность государственности;

3)   формирование психологической и мыслительной культуры личности;


4)   воспитание патриотизма и любви к Родине;

5)   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6)   развитие ценностного отношения к природе;

7)   формирование чувства прекрасного;

8)   освоение правил этикета;

9)   формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-

      познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

       деятельности;

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

  

Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога





п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1                   

Трудовое воспитание

 

 

 воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;

формирование социальной активности и ответственности;

2.                   

Экологическое воспитание

 

 

 выработка ценностного отношения к мировому культурному наследи

развитие ценностного отношения к природе;


3.    

Патриотическое воспитание

 

 

 привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

воспитание патриотизма и любви к Родине;

4.                   

Эстетическое воспитание

 

 

 освоение правил этикета;

формирование чувства прекрасного;

5.                   

Нравственное воспитание

 

 

приобщение к общечеловеческим ценностям;

формирование психологической и мыслительной культуры личности;

 

6.                   

Физическое воспитание

 

 

формирование навыков здорового образа жизни;
выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

7.                   

Умственное   воспитание

 

 

формирование умений и навыков мыслительных операций;
освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

8.                   

Правовое воспитание

 

 

воспитание законопослушного гражданина общества;
освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;