Файл: Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста

Содержание
Введение

Глава I. Обзор литературы

Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования

Глава Ш. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Приложение

Введение



Актуальность. Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней.

Физическое воспитание дошкольников 6-7 лет, имеющих нарушение осанки является объектом постоянного внимания ученых и практиков. В последние 10 лет данной проблеме были посвящены исследования Байкина Н.Г. (1991) , Сермеева Б.В. (1991) и других. Состояние физического воспитания в начальных классах средних школ сегодня не обеспечивает необходимого фундамента физического развития учащихся на этапе первого звена обучения в школе. В связи с этим актуальной задачей является разработка и обоснование методик применения различных средств физического воспитания у детей, имеющих патологические состояния осанки в младших классах, а также предотвращение нарушений правильной осанки, способствующих развитию как физических, так и умственных способностей (Коршунова Л.С., Пружинин Б.И., 1979).

Рабочая гипотеза.

Предполагалось, что средства оздоровительно физической культуры (элементы спортивных и подвижных игр, корригирующие упражнения) позволят предотвратить и устранить нарушения осанки детей.

Предмет исследования. Содержание методики и организации физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 7-10 лет, имеющими нарушения осанки.

Объект исследования. Изучение физического состояния детей младшего школьного возраста.

Научная новизна заключается в том, что в процессе проведения научных исследований нами определены патологические состояния осанки детей, причины их возникновения и устранение путем проведения физкультурно-оздоровительных занятий по уникальной методике .


Практическая значимость.

Методика использования элементов спортивных и подвижных игр, корригирующей гимнастики для устранения патологий неправильной осанки и совершенствования уровня физической подготовленности детей 7-10 лет может быть рекомендована к применению в работе учителям физической культуры средних школ на уроках физкультуры, тренеров детских физкультурно-оздоровительных групп и специальных медицинских групп с детьми, имеющими нарушения осанки.

Глава I. Обзор литературы




1.1 Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста



Нервная система, с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой – при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Наиболее интенсивное развитие центральной нервной системы происходит у детей раннего возраста. И.П. Павлов подчеркивал, что характер высшей нервной деятельности является синтезом факторов наследственности и условий воспитания. Полагают, что общее развитие умственных способностей человека на 50% происходит в течение первых четырех лет жизни, на 1/3 между 4 и 8 годами, а на остальные 20% между 8 и 17 годами. Поскольку, по приблизительным оценкам, за всю жизнь мозг среднего человека усваивает 1015 (десять квадриллионов) бит информации, то становится понятным, что именно на ранний возраст попадает наибольшая нагрузка, и именно в этот период неблагоприятные факторы могут вызывать более тяжелые повреждения центральной нервной системы.

Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к моменту рождения. С возрастом изменяются топографическое положение, форма, количество и размер борозд и извилин головного мозга. Интересны показатели массы мозга на 1 кг массы тела у новорожденного - 1/8 –1/9, у ребенка 1 года - 1/11 – 1/12, у ребенка 5 лет - 1/13 – 1/14, у взрослого - 1/40. Таким образом, на 1 кг массы тела новорожденного приходится мозгового вещества 109 г, у взрослого – всего 20-25 кг.



С возрастом масса головного мозга быстро увеличивается. К 9 месяцам масса мозга удваивается, к 3 годам утраивается, а затем, к 6-7 годам скорость нарастания замедляется. Темп развития нервной системы происходит быстрее, чем меньше ребенок. К 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека. Однако, и в старшем детском возрасте отдельные волокна в головном мозге (особенно в коре) еще остаются непокрытыми миелиновой оболочкой. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте. Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяет и низкую скорость проведения возбуждения по ним.

Кровоснабжение головного мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде. Ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщение начинают контурироваться после 3 лет жизни.

После рождения, благодаря морфологическим и анатомическим особенностям головного мозга, тип развития движений у детей отличается от развития моторики у детенышей животных. Сравнение обоих типов позволяет считать, что тем большую роль играет кора головного мозга в развитии движений, тем неорганизованнее моторика новорожденных, тем продолжительнее период ее развития и тем сложнее и разнообразнее движения взрослого человека. У ребенка вначале начинают функционировать высшие анализаторы и лишь затем развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Совершенствование движений продолжается многие годы. Наиболее высокий уровень организации движений, присущий почти исключительно человеку, назван Бернштейном уровнем предметного действия. Это чисто кортикальный уровень. Совершенствование моторной деятельности связано с формирование соответствующих регулирующих звеньев и в значительной степени зависит от повторяемости действий, т.е. от двигательного воспитания или тренировки. Самообучение ребенка движению также является мощным стимулом развития нервной регуляции движений.
Некоторые физиологи считают даже, что имеется какой-то суточный минимум активности движений и, если ребенок не мог набрать его во время бодрствования, сон его будет беспокойным.

Практика показывает, что поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживают за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка и дедушка, то такие дети хуже адаптируются к школе, так как в свое время обычно при таком воспитании уменьшается «отторжение», а следовательно, происходит меньшая стимуляция к познанию окружающего мира. У этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

Знаменитый общественный педагог К.Д. Ушинский совершенно правильно считал : «В семье должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантизма, а главное, постоянная разумная деятельность». Дети в неблагоприятных условиях испытывают как бы «психическое голодание», по П.С. Медовикову, это недостаток «психического пайка», а по Н.М. Щеглову – «дефицит воспитания».

Масса мышц по отношению к массе тела у детей значительно меньше, чем у взрослых. Так, у новорожденного она составляет 23,3% от массы тела, у ребенка 8 лет – уже 27,7 %, 15 лет – 32, 6%, а у взрослого – 44,2%. Общее нарастание массы мышечной ткани в процессе постнатального развития является 37% - крайним, в то время, как масса скелета увеличивается только в 27 раз. Ни одна другая ткань не дает такого прироста после рождения. С возрастом изменяется гистологическая структура мышечной ткани за счет утолщения миофибрилл. Параллельно с развитием мышечных волокон идет формирование соединительно-тканного каркаса мышц, который достигает окончательной степени дифференцирования в 8-10 годам.


Мышечная работа, выполняемая за 1 минуту измеренная для мышц – сгибателей указательного пальца, возрастает от 290 кгм в 7-летнем возрасте до 1000-1200 кгм в 16-18 лет. Наивысшие показатели восстановления мышечной работоспособности после стандартного отдыха длительностью 1 минута отмечены у детей. Достигших 7-9 лет, после этого возраста восстановление проходит хуже.

Интенсивность прироста мышечной силы различна у мальчиков и девочек. Как правило, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Однако, в возрасте от 10 до 12 лет по показателю становой силы девочки сильнее мальчиков. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) остается почти одинаковой до 6-7 лет, а затем быстро увеличивается к 13-14 годам. Способность к быстрым движениям достигает максимума к 14 годам. Мышечная выносливость, измеренная по максимальному времени напряжения мышц с силой, равной половине максимальной, достигает к 17 годам величин, вдвое превышающих аналогичные величины у 7-летних, причем наивысший прирост выносливости отмечен в период от 7 до 10 лет.

Развитие мышц у детей идет неравномерно. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. До 6 лет тонкая работа пальцами детям не удается. С 8-9 лет у детей уже укрепляются связки, усиливается мышечное развитие и отмечается значительный прирост объема мышц. В конце периода полового созревания идет прирост мышц не только рук, но и мышц плечевого пояса и ног.

После 15 лет интенсивно развиваются и мелкие мышцы, совершенствуется точность и координация мелких движений. Учитывая эти особенности физической нагрузки, упражнения должны быть строго дозированы, не должны проводиться в быстром темпе.

Развитие моторики у детей происходит не равномерно, а скачкообразно, это связано с особенностями нейроэндокринной регуляции. Так, к 10-12 годам координация движений достаточно совершенна. Однако, дети младшего и отчасти старшего возраста все еще не способны к длительной продуктивной физической работе и к продолжительному мышечному напряжению.

В период полового созревания гармоничность движений нарушается: появляется неловкость, угловатость, резкость движений, как результат дисгармонии между увеличивающейся интенсивной массой мышц и отставанием их регуляции. Для нормального развития мышц у детей и подростков необходимы умеренные физические упражнения (спорт и физический труд). Стимуляция детей к движению, создание стереотипного поведения, ориентированных их на высокую двигательную активность, являются важной задачей воспитания. Поэтому в комплексах занятий даже с детьми первого года жизни предусматриваются специальные методы стимуляции движений (переворачивание, ползание и другие). Широко применяются массаж и гимнастика у детей всех возрастных групп. При строительстве детских учреждений предусматриваются помещения и специальные площадки для занятий физкультурой.