Файл: Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.

При стойких нарушениях осанки занятия с детьми следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются дети с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой, каждым ребенком.

Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.

В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений 6, 8 повторений.

Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8,16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.


Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.

Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.

Учащихся с нарушениями осанки необходимо научить искусству расслабления. С этой целью в группах корригирующей ритмической гимнастики для школьников среднего и старшего возраста до начала занятий и в конце их полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий учащиеся расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос учителя, медленно и властно произносящего фразу: Мышцы расслаблены. Я встану, голову вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза! Учащиеся мысленно повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза.

Определяя учащегося в группу корригирующей ритмической гимнастики, учитель физкультуры и врач должны провести беседу с его родителями, ознакомив их с объемом его двигательной активности в школе и достижениями на уроках физкультуры, с особенностями режима дня детей, у которых осанка нарушена. Родителям надо дать конкретные задачи по физическому воспитанию ребенка в семье. Кроме того, им будет полезно услышать о том, что в целях профилактики и исправления нарушений осанки спать ребенку лучше на животе или спине, на плоской подушке. Вместо портфеля лучше носить ранец. За письменным столом надо сидеть так, чтобы спина опиралась о спинку стула, руки были чуть отведены от нее, предплечья находились на столе, голова в положении прямо, а расстояние между столом и туловищем составляло не более ширины ладони. Свет должен падать слева. Напоминать сгорбившемуся школьнику о необходимости удерживать тело в правильном положении лучше не окриком, а легким прикосновением руки или спокойным, ровным голосом.



1.3 Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста. Элементы ЛФК



Физическое воспитание является составной частью воспитания человека и как педагогический процесс представляет собой систему организованных занятий, тренировок с целью развития и совершенствования двигательных навыков человека, форм и функций его организма. Процесс обучения должен, в конечном счете, воспитать умение целесообразно и экономно использовать свои мышечные усилия не только во время занятий физическими упражнениями, но и в повседневной деятельности.

Физическое воспитание как педагогический процесс постоянно и неразрывно связан с другими сторонами воспитания человека в целом, т.е. умственным, эстетическим, трудовым обучением.

Положительное влияние на физическое развитие оказывают систематические занятия физическими упражнениями в виде гимнастики, спорта, игр туризма.

Ряд физическим исследований по вопросам физического воспитания показывают, что люди, постоянно и систематически занимающиеся физическими упражнениями, тем или иным видом спорта, растут и развиваются значительно лучше, чем их сверстники, которые пренебрегают гимнастикой, спортом или другими видами физических упражнений.

Важным фактором влияния физического воспитания на физическое развитие человека и функциональное состояние организма является правильная организация всей работы по физическому воспитанию, соответствие физических нагрузок состоянию здоровья, возрасту, полу и уровню физической подготовленности человека с обязательным соблюдением санитарно гигиенических требований.

Занятия физическими упражнениями и тренировки должны быть четко согласованы с вопросами труда, отдыха, питания.

Физические упражнения представляют собой своеобразные раздражители и при дозированном их применении оказывают, как писал академик И.П. Павлов, «благоприятствующее влияние окружающей среды на организм». Конечный, результативный эффект физических упражнений стоит в связи с выработкой новых сложных условно-безусловных рефлексов, приводящих в созданию нормальных кортико-висцеральных взаимоотношений с реализацией принципа экономизации функций (А.А. Ухтомский) и тем самым содействующих нормализации процессов обмена веществ.


Система регулярного применения физических упражнений с постепенно усложняющейся нагрузкой и формой движения приводит организм к более совершенному состоянию приспособления к изменяющимся условиям внешней среды и позволяет сохранить эту приспособляемость. Такие изменения в организме возможны благодаря пластичности высшего отдела центральной нервной системы.

В силу следовых процессов в коре больших полушарий от постоянно повторяющихся упражнений, что связывает однородное предыдущее с последующим, формируется навык, позволяющий легко, без изменений затраты сил выполнять тот или иной комплекс мышечных движений, т.е. образовывается динамический стереотип.

В процессе тренировки и систематических занятий физическими упражнениями, в связи с нервными импульсами от пропреорецепторов (афферентных нервных окончаний в мышцах), раздражений от зрительного и других анализаторов и при словесном инструктаже формируются условно-безусловные рефлексы, следующие один за другим в определенном порядке, что создает в коре больших полушарий определенную связь, т.е. кортиковый стереотип.

Кортиковый стереотип и взаимоотношения очагов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, сменяющих друг друга в определенной последовательности при их слаженности и уравновешенности, выражены в двигательных актах, И.П. Павлов назвал подвижным стереотипом.

Передозировка, перетренировка могут привести к нарушению двигательного стереотипа, к «срыву» в деятельности нервной системы, а следовательно, к ухудшению процессов общего обмена веществ организма и его реакций на различные нагрузки.

При длительном, несоразмерном выполнении движений, как следствие определенной мышечной работы возникает утомление. Утомление следует рассматривать как результат определенных сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы. Утомление постоянно повторяющееся, нарастающее, приводит в переутомлению, нарушению динамического стереотипа.

Перетренировка является состоянием хронического переутомления в результате несоразмерных по типу и интенсивности физических упражнений, они проявляются как невротическая реакция. Переключение с одного вида физических упражнений на другой позволяет снимать утомление и является активным отдыхом (И.М. Сеченов).