Файл: Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе работы дети опосредовано знакомились с навыками релаксации и саморегуляции, что создавало условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышали эмоциональную устойчивость детей, что помогало им легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливало их и позволяло получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

Большое внимание было уделено обучению детей умению менять отношение к трудной ситуации, т.е. «позитивному переформулированию», своей целью мы так же ставили дать представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками. Для решения этих задач использовались игры «Я справлюсь», «Дела, которые мне хорошо удаются», «Настраиваем канал хорошего настроения», «Я сильный» и др. Используя эти и другие игры и упражнения, создавали условия для применения детьми полученных навыков изменения отношения к ситуации, саморегуляции, прогнозирования ситуации.

Еще одним направлением в работе было дать знания детям об успехе, об условиях его достижения, познакомить с составляющими успеха. Раскрывая перед детьми их возможности и умения, мы нивелировали их неуверенность в себе, страх перед предстоящей деятельностью, формировали у дошкольников представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них. Вся эта работа способствовала осуществлению главной цели всего педагогического эксперимента – формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки и как следствие – выправлению проблем с осанкой. Действительно, к концу формирующего эксперимента, нами были отмечены изменения, произошедшие в психоэмоциональном поведении детей: они стали более активными, исчезли прежние комплексы неуверенности в себе, развилась координация, дети стали больше участвовать в подвижных играх, групповых физкультурных упражнениях. Как следствие – у детей улучшилась осанка, что подтвердило контрольное тестирование, повысилась самооценка по тесту Урунтаевой в трудовой (5,2) и изобразительной деятельности (4,5) против 3,9 и 3 балла соответственно в начале эксперимента. Как следствие – эти дети перестали горбиться «съеживаться» во время развивающих занятия с элементами лепки, рисования, аппликации, что положительно сказалось на их осанке.


В процессе выполнения работы невозможно разделить влияние физкультурных упражнений и психологической помощи детям. Поэтому на следующих графиках указан суммарный результат проведения эксперимента, показывающий эффективность предложенных мероприятий.

Как видно из графика – проведенный эксперимент реально повысил физическое развитие детей экспериментально группы и способствовал формированию правильной осанки.
1 00%

5 0

4 5

4 0

3 5

3 0

2 5

2

0

1 5

1 0

5




1 2 3 4 5 6 7

Рисунок 1.

Динамика изменений данных показателей у детей 7-9 лет
У словные обозначения:

экспериментальная группа

контрольная группа

1 - поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине

2 - бег на 120 м

3 - приседание

4 - челночный бег

5 - ходьба по прямой линии с закрытыми глазами

6 - комплексное координационное упражнение

Тесты: индекс ловкости (тест фламинго)


Выводы
Одним из профилактических способов укрепления здоровья детей являются упражнения, формирующие правильную осанку. Исследования проводились на базе средней общеобразовательной школы № 80 г. Краснодара. В исследованиях приняло участие две группы по 20 человек - контрольная и экспериментальная. По анатомо-физиологическим и возрастным особенностям группы идентичны. Занятия проводились по два раза в неделю в обеих группах. Дети экспериментальной группы - по общепринятой методике физического воспитания дошкольников.

Длительность экспериментального исследования - 4 месяца. До начала эксперимента было проведено измерение силы мышц живота и спины, измерение шейного и поясничного лордоза. В результате исследования выявлено, что для формирования правильной осанки у детей 7-9 летнего возраста целесообразно: - выполнять упражнения из исходных положений на четвереньках и лежа (на груди, на спине, на боку), что способствует разгрузке позвоночника; - применять упражнения, локально воздействующие на конкретные мышцы, участвующие в поддержании осанки; - использовать нагрузку, несущую тренирующий эффект при выполнении гимнастических упражнений; - после 3-4 упражнений в комплексе выполнять дыхательные упражнения.

При этом необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности каждого ребенка: возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности. В начале подготовительной и в конце заключительной части занятия дети обучаются мышечным ощущениями правильной осанки. В основной части занятия выполнялся комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Все упражнения выполнялись из горизонтальных исходных положений. Комплекс включал 13 упражнений, длительность интервалов отдыха между ними составляла 3-5 секунд. Увеличение времени удержания статических положений происходило постепенно, начиная с 3-4 до 15 с.

Амплитуда выполнения упражнений постепенно увеличивалась до максимальной. Все упражнения выполнялись в медленном темпе.

По окончании выполнения специального комплекса применялись 1-2 гимнастических упражнения в вертикальном положении - в висе для разгрузки позвоночника. По итогам измерений после проведения экспериментального исследования различия между контрольной и экспериментальной группами достоверны.

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы: