Файл: Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Уровень физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет, посещавших школу № 80 Краснодара в 2003 г., оценивается как соответствующий средненормативным значениям показателей для данного возраста.

2. В целом за указанный период показатели физической подготовленности детей повысились. Наблюдался устойчивый рост показателей уровня физического здоровья детей: с 8,4 балла в г. до 11,25 балла в г. По данным медосмотров гг., уровень физического развития из 40 детей, наблюдаемых врачами, у 18 человек улучшился, у 8 ухудшился, у 14 человек осталcя без изменения. Снижение показателей по физической подготовленности и уровню восстановления нормальной осанки отмечалось у детей, не посещавших дополнительные факультативные занятия и часто пропускавших школу по болезни. И в контрольной, и в экспериментальной группе в целом показатели ОФП в ходе эксперимента улучшились.

3. При использовании методики корригирующей гимнастики в структуре недели рекомендуется в первой половине дня перед учебными занятиями проводить несколько упражнений из методики, а в дальнейшем – на занятиях по физической культуре использовать весь комплекс упражнений.

4. В результате применения разработанной методики в течении четырех месяцев в экспериментальной группе улучшение показателей физической подготовленности произошло по всем характеристикам уровня развития, физических качеств и двигательных способностей. Наиболее выраженное улучшение произошло в тестах "Приседание за 10 секунд" от 4,2 ± 0,5 до 6,3± 0,4 раз, результатом оценки выполнения комплексного координационного упражнения с 7,6 ± 0,3 до 9,4 ± 0,35 балла. Улучшение по другим показателям составило от 8,5% (выкрут в плечевых суставах) до 31,8% (поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине), в контрольной группе соответственно 3.4% и 23,2%. В целом улучшение параметров показателей физической подготовленности детей экспериментальной группы достоверно выше, чем у детей контрольной группы.

5. Наряду с этим наблюдается уменьшение сутулости. Все эти изменения благоприятно отражаются на функциях дыхания и кровообращения в организме ребенка. В обеих группах наблюдался прирост всех показателей, но в экспериментальной группе он достоверно больше. Итоги проведения экспериментального исследования показывают, что предлагаемая методика позволила достоверно улучшить основные показатели, которые характеризуют правильную осанку. Проведенный эксперимент подтверждает высокую эффективность предлагаемой методики, что говорит о необходимости ее широкого внедрения в практику

Практические рекомендации
Методика физкультурно-оздоровительных занятий для детей 7-9 лет на основе корригирующей гимнастики предполагает обучение всего педагогического коллектива учителей младших классов нескольким упражнениям корригирующей гимнастики, используемых в течении физкульт-минуток между уроками выбранных методистом по ОФК для использования в структуре недели, месяца или других периодов.

На занятиях по физической культуре рекомендуется на 1 неделе детям предлагать подвижные игры с направленностью на развитие, координационных способностей. На 2 неделе - помимо игр, начать использовать корригирующие упражнения.

Описание игр их распределение в течении 2 недель представлено в приложении.

Список литературы





  1. Абросимова Л.И., Карасик В.Е. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры. - Киев,1978.-Вып.6.-С.38-41.
  2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС., 1983 - 176 .

  3. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994.-110с.


  4. Аганянц Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. - Краснодар, 1991

  5. Аганянц Е.К. , Ваганов Н.В., Синкина З.П., Шкляренко А.П. Тактика лечебной физической культуры при сколиозе 1-2 степени у детей 8-15 лет. Методические рекомендации. –Краснодар 1995.

  6. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993- 245с.

  7. Алиев В.А., Андреева В.П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника //Гигиена и санитария, 1989. - №9. - С. 13-16.

  8. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев.: Здоровье, 1985 - 80 с.

  9. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Сериал «Гиппократ».- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-248 с.

  10. Арсян А.Б. К вопросу о физическом состоянии детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Ереван, 1990

  11. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М., Наука, 1991.-с. 282

  12. Астоян А.Х. Если хочешь быть здоровым. - Краснодар, 1998

  13. Баландин В.А. Сравнительная характеристика динамики и показателей физической подготовленности и морфологических особенностей детей 6-7 лет // сборник научно-методических трудов НИИ КГАФК, 1997.

  14. Бальмагия Т.А. Морфофункциональное созревание детей с различным развитием скелетной мускулатуры //Вопросы антропологии. - 1975 б. - Вып. 50. - С. 152 - 161.

  15. Бальсевич В.К., Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека. // Теория и практика физической культуры-1994.-№5-С.68

  16. Беков Д.П. Индивидуальная анатомическая изменчивость органов, систем и форм тела человека// Под ред. Д.Б. Бекова - Киев.: Здоровье, 1988. - 224 с.

  17. Борисевич А.И., Ерейменашвили А.В. Влияние антропогенных факторов на физическое развитие детей //Влияние антропогенных факторов на морфогенез и структурные преобразования органов: Тезисы докладов - Астрахань, 1991. - С. 18-19.

  18. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М: Просвещение, 1983 - 128 с.

  19. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение,1991. - 64 с.

  20. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. М., Просвещение, 1991- с. 7-47

  21. Варпаховская О.Г. Типы конституций и онтогенез //Конституция и здоровье человека: Тезисы докладов. - Л., 1991. - С. 10.

  22. Волкова С.С. Как воспитать здорового ребенка. - Киев: Здоровье, 1972

  23. Вопросы морфофункциональной адаптации опорно-двигательного аппарата. - Омск: ОГИФК, 1986. - 82 с.

  24. Гальперин С.И. Физические особенности детей. - М: ПО"Сфера" ВГФ им. Пушкина, 1992 .- 89с.

  25. Горшков В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды // Итоги науки и техники. Серия «Теоретические и общие вопросы географии». Т.7. М., 1990

  26. Гронская А.С., Фомина И.Е. Возрастная динамика функциональной асимметрии. - Краснодар, 1994

  27. Гулыга А.В., Андреев И.С., Пол и «золотой запас» человека // Медицинская газета 1990, 18 апр.

  28. Дарская С.С. Акселерация физического развития восьмилетних школьников г. Москвы за последние 70 лет //Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1979. - №1. - С. 3-9.

  29. Дворкин Л.С., Медведев А.С. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Методическая разработка. - М.,1985

  30. Детская спортивная медицина / под. ред. Тихвинского С.Б., Хрущева С.В. М., Медицина, 1991

  31. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1991. - 560 с.

  32. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков /по материалам продольных соматометрических исследований: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук, - М., 1984. - 36 с.

  33. Дубова А.Е. Потребность в занятиях спортивными и подвижными играми у людей разного возраста и пола. - Краснодар, 1994

  34. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - Краснодар, 1996

  35. Игнатова Л.Ф. Состояние здоровья детей как критерий готовности к обучению в школе / Школа здоровья. - 1996, № 4

  36. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние). - М.: Просвещение, 1980. - 195 с.

  37. Кардашенко В.Н., Суханова Н.Н. Изменение темпов роста и развития школьников //Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков: тезисы докладов. - М., 1990. - С. 121-122.

  38. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. М., Медицина, 1989

  39. Лысенко В.В., Долгов В.А. Методическое пособие по математической статистике. Краснодар, 1991

  40. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: - М.: ФиС, 1991.-113 с.

  41. Никитюк Б.А. - Факторы роста и морфофункционального созревания - М., 1987. - 144 с.

  42. Никитюк Б.А. Конституция и онтогенез // Дифференцированная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. - Пермь, 1975. - С. 226-229.

  43. Огапов Р.Г. Первичная профилактика ИБС. М., медицина, 1990 – с.167

  44. Осик В.И. Валеология. Краснодар, Советская Кубань, 1997-с.147

  45. Пекарь Р.А. Некоторые закономерности роста частей тела у детей 3-7 лет: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Донецк, 1970. - 19 с.

  46. Покровская Т.И., Рыскулова А.Б. К вопросу акселерации детей в школьном возрасте// Здравоохранение Киргизии. - 1981. - № 2. - С.12 - 17.

  47. Страновская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.:Новая школа, 1994. - 288с.

  48. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - М.: Медицина, 1986. -240 с.

  49. Сулимова Т.Г. Особенности тестирования и оценки физической работоспособности у детей и подростков: Автореф. кандид. дис.-Краснодар, 1997

  50. Требмач А.Б., Анохов А.А. Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания. - Краснодар, 1996

  51. Тюрина Т.В. Конституция, одаренность и здоровье детей на разных этапах онтогенеза //Конституция и здоровье человека: Тезисы докладов. - Л., 1991. - С. 63-64.

  52. Фомин И.А. , Филин В.Т. Возрастные основы физического воспитания . - М.: ФиС., 1988- 32с.

  53. Фролов В.Г., Юрио П.П. Физкультурные занятия на воздухе. - М.: просвещение, 1988 - 165с.

  54. Экология человека: Словарь-справочник. / под. ред. Агаджаняна Н.А. М., 1997.


Приложение
Комплекс корригирующей гимнастики на занятиях по оздоровительной физической культуре
п/п Исходное положение Выполнение упражнений Дозировка

1. Стоя у зеркала (проверить осанку лопатки сведены) плечи развести 30 сек.

2. Стоя у стены - приседание, скользя спиной по стенке, руки вверх с 3-х раз

3. Ходьба на носках, палка на лопатках от 1-3 мин.

4. Ходьба на носках - палка вверх от 1-3 мин.

5. Лежа на животе, в руках палка. Самовытяжение на 8 счетов, вытягивая руки вперед с 3-х раз

6. Руки с палкой вытянутые 1 - поднять руки с палкой , 2 - палку над головой, 3-4 исходное положение - выдох с 3-х раз

7. Палка за спиной 1-2 отвести палку назад «вожжи» (свести лопатки), 3-держать,4-исходное положение с 3-х раз

8. То же. Поочередное поднимание ног невысоко от пола с отведением палки назад с 3-х раз

9. Сидя, в упоре руками сзади 1-2 поочередное поднимание ног, невысоко от пола, на 3-держать «угол», 4-отдых с 3-х раз. Каждой ногой

10. Сидя, руки вверх, в руках палка. От 1 до 8 медленно лечь на спину, опуская палку и медленно подняться, сесть с 3-х раз

11. Лежа на спине, ноги приподнять невысоко от пола, руки за голову Имитация работы ног при кроле, смотреть на носки ног с 3-х раз

12. Дыхательное упражнение. Лежа на спине, руки вдоль туловища 1-2 руки вверх-вытянуться-вдох, 3-4 колени к животу, прижимая палкой - выдох дыхательное упражнение 2 - 3 раза

13. Лежа на спине руки согнуты за голову, ноги согнуты в коленях 1-2 поочередное выпрямление прямых ног и «пистолет» с 3-х раз

14. Лежа на боку, другая рука вдоль туловища, ноги вытянуты 1-2 поднимание руки вверх с касанием головы, ноги поднять в «угол» вверх, 3- держать, 4 - отдых с 3-х раз

15. Тоже лежа на боку с 3-х раз

16. Стоять на четвереньках, ладони внутрь 1-2 медленно, сгибая руки, грудью коснуться пола, вытягивая голову вперед, 3-4 исходное положение с 3-х раз

17. Стоя на четвереньках 1-2-3 вытягивая спину сесть на пятки, 4- исходное положение «Кошечка»

30 сек.

18. Стоя у зеркала - проверить осанку см. № 1

19. Поза для отдыха (по рекомендациям врача ЛФК)
Подвижные игры, используемые для развития координационных способностей

"ЗАЯЦ БЕЗ ДОМИКА"

Дети, за исключением двух водящих, разделяются на группы 3-5 человек. Каждая группа образует кружок. Кружки размещаются в разных местах площадки на расстоянии 2-3 м один от другого. Кружок - домик. В каждом домике один из ребят становится в середину и изображает зайца. Первый водящий - охотник, второй - заяц, не имеющий домика. По команде ведущего охотник начинает ловить зайца. Заяц, спасаясь от охотника, может вбежать в любой домик. Тогда, заяц, находящийся там, выбегает, а охотник начинает его преследовать. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями. Чтобы все дети смогли поучаствовать в игре, ведущий может ввести правило: каждый раз, когда заяц вбежал в домик, он меняется местом с очередным игроком, стоящим в кружке, т.е. изображающим дом.

"БЕГ ПО КРУГУ"

На земле чертится круг диаметром 10 м. Отмечается линия старта. По сигналу ведущего дети начинают бег по кругу. После каждого круга из игры выбывает участник, который пересекает стартовую линию последним. Победителям становится игрок, опередивший всех других участников.

"ТЯНИ - ТОЛКАЙ"

Ребята становятся попарно спиной друг к другу и захватывают согнутыми в локтях руками. По сигналу ведущего пары устремляются к указанной им линии. Достигнув ее, возвращаются обратно. Сначала один игрок бежит лицом вперед, а другой спиной вперед, а потом наоборот. Выпрыгивает пара, быстрей других вернувшаяся назад.

"НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ"

На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

"УСПЕЙ ВСТАТЬ В ОБРУЧ"

9 обручей кладут в круг на полу, плотно друг к другу. Перед обручами становятся 10 игроков, по сигналу ведущего они начинают ходить, затем бегут вокруг обручей (вправо или влево) до команды " Стоп". Тогда каждый играющий должен впрыгнуть в обруч. Кому обруча не досталось - выбывает. Игроков остается на одного меньше, поэтому снимают из круга и 1 обруч. Когда останется 1 обруч и 2 участника, они разыгрывают между собой первое место.