Файл: Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, двоек, конфликтов тоже портится осанка. Вообще психологических причин неправильной осанки очень много. Вы, к примеру, замечали когда-нибудь, что дети, к которым предъявляют непомерно высокие требования (а они честно пытаются этим требованиям соответствовать), сильно поднимают плечи? Эта привычка часто остается на всю жизнь. Что и свою очередь, влияет на работу мышц, состояние позвоночника и, как следствие, на работу внутренних органов.

Нередко встречается, правда, и обратный эффект: плохая осанка заставляет человека комплексовать, создает ему психологический дискомфорт, который, в свою очередь, опять приводит к разным недугам.

Именно поэтому при исследовании отдельно исследовался уровень адекватной самооценки.

Для выявления уровня самооценки у ребёнка использовался модифицированный тест разработанный С.Г. Якобсон и В.Г. Щур (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников, – Минск, 1997 с. 58).

Тест, разработанный Г.А. Урунтаевой, использовался с целью определить уровень самооценки в 3х видах деятельности: рисовании, труде, двигательных упражнениях (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).

Тест Т.А. Репиной использовался с целью определения самооценки и оценки личностных качеств детей группы (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).

Результаты каждого теста подсчитывались в баллах от 0 до 10. В зависимости от количества набранных баллов испытуемые были разделены на 3 группы:

1 гр. от 7 до 10 баллов – дети с завышенной самооценкой.

2 гр. от 4 до 6 баллов – дети с адекватной самооценкой.

3 гр. от 0 до 3 баллов – дети с заниженной самооценкой.

6. Педагогическое наблюдение

Важный элемент исследования – педагогическое наблюдение. Оно позволяет определить следующие влияющие на развитие осанки факты:

  1. Режим двигательной активности в детсаду

  2. психологическая атмосфера в группе

  3. индивидуальные особенности поведения детей, оказывающие влияние на осанку


2.2 Организация исследования
Исследование проводилось на базе школы № 80 города Краснодара с сентября по декабрь 2003 года .

В нем приняло участие 20 человек; 10 мальчиков, 10 девочек. Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе, был сделан выбор темы, осуществлен анализ научно-методической литературы, сформулированы цель и задачи исследования, подобраны и апробированы методы исследования.


На втором этапе были проведены предварительные исследования, разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий для детей 7-9 лет на основе упражнений корригирующего характера.

На третьем этапе, были произведены обработка и анализ результатов, написана выпускная квалификационная работа.

Математическая обработка и анализ результатов проводились в соответствии с рекомендациями, разработанными Ашмариным и адаптированными В.В. Лысенко, В.А. Долговым.

Рассчитывалось:

– средняя арифметическая величина
, где
 - знак суммирования

– варианты признака,

– объём выборки.

  • средне квадратическое отклонение:


при n  30, где


  • ошибка средней арифметической величины:


mx = , где
– стандартное отклонение

– количество данных.

– уровень достоверности определяется по формуле Стьюдента:

t
Глава Ш. Результаты исследования и их обсуждение
Первичное обследование детей в ходе педагогического эксперимента показало (таблицы 1,2) , что принципиальных различий по уровню физического развития и физической подготовленности у детей экспериментальной и контрольных групп не обнаружено. Дети 7-9 лет, принявшие участие в исследовании имеют показатели физического состояния в пределах нормативных значений для данного возраста.
Таблица 1.

Показатели физического развития детей 7-9 лет в начале педагогического эксперимента (2003 г. ., n = 20)



п/п

Показатели

эксперимен.группа

х 1 ± m1

контрольная группа

х 1 ± m1

1

Вес, кг

19,2 ± 0,510

19,1 ± 0,448

2

Рост , см

115,7 ± 0,876

113,6 ± 0,867

3

ОГК, см

57,8 ± 0,465

57, 4 ± 0,475

4

Динамометрия

7,4 ± 0,948

6,9 ± 0, 653



Таблица 2.

Показатели физической подготовленности детей 7-9 лет в начале педагогического эксперимента (2003 г. ,n= 20)



п/п

Тесты

экспер. группа

х 1 ± m1

контр.группа

х 1 ± m1

t

p

1

Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине

(кол-во раз)

3,7 ± 0,20

3,8 ± 0,63

0,5

> 0,05

2

Бег 120 м (с)

39,6 ± 0,878

38,5 ± 0,678

1,3

> 0,05

3

Приседания за 10 с

(кол-во раз)

4,2 ± 0,547

4,1 ± 0,637

0,2

> 0.05

4

Челночный бег 10 м х 3 (с)

24,5 ± 0,396

25,0 ± 0,455

1,6

> 0.05

5

Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами

(м)

5,8 ± 0,40

5,3 ± 0,58

1,2

> 0,05

6

Комплекс координационных упражнений (балл)

7,6 ± 0, 325

7,9 ± 0,143

1,0




7

Выкрут в плечевых суставах (см)

53,4 ± 0,35

53,1 ± 0,48

0,8

> 0,05


Как видно из таблиц 1,2 у обследуемых детей имеются проблемы с осанкой, которые возможно устранить комплексом упражнений, приведенных в приложении.

На основании данных первичного исследования в дошкольном образовательном учреждении в экспериментальной группе началась апробация системы физкультурных упражнений с детьми по укреплению осанки.

Проведенный в течении 4 месяцев педагогический эксперимент, во время которого использовались специально подобранные и распределенные в структуре недели и месяца подвижные игры (приложение 1 - 3), позволил получитьизменения по ряду показателей физической подготовленности. Результаты заключительного обследования детей представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты заключительного этапа педагогического тестирования детей 7-9лет (2003г.,
n = 20)



п/п

Тесты

экспер. группа

х 1 ± m1

контр.группа

х 1 ± m1

t

p

1

Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине

(кол-во раз)

5,1 ± 0,202

4,8 ± 0,135

1,5

<0,05

2

Бег 120 м (с)

35,1 ± 0,838

36,5 ± 0,185

1,75

<0,05

3

Приседания за 10 с

(кол-во раз)

6,3 ± 0,378

5,5 ± 0,689

2,6

<0,05

4

Челночный бег 10 м х 3 (с)

20,5 ± 0,472

22,1 ± 0,803

3,4

<0,01

5

Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами

(м)

7,8 ± 0,831

6,7 ± 0,667

1,3

<0,05

6

Комплекс координационных упражнений (балл)

9,4 ± 0, 355

8,6 ± 0,531

2,2

<0,05

7

Выкрут в плечевых суставах (см)

49,0 ± 0,636

51,3 ± 0,785

3,6

<0,01

Используемые в ходе исследования комплекс корригирующей гимнастики в большей степени способствовал улучшению подвижности позвоночного столба и восстановлению его в нормальное положение у детей 7-9 лет.

Можно предположить, что полученные изменения, произошедшие за 3 месяца в ходе педагогического эксперимента могут быть более значимыми в процессе дальнейшего использования предлагаемой нами методики физкультурных занятий на основе подвижных игр для детей 7-9 лет.

Отдельным пунктом результатов хотелось бы рассмотреть результаты работы психолога с группой детей по повышению самооценки.

В результате исследования было выявлено, что уровень сформированности самооценки у детей контрольной и экспериментальной групп был одинаковым и составлял x = 6,2 балла, и в контрольной и в экспериментальной группе стандартное отклонение равно 2,4. Ошибка среднего арифметического тоже примерно одинакова.


В экспериментальной группе с детьми, имеющими пониженную самооценку и конфликтную обстановку в семье проводилась психологическая работа, направленная на развитие адекватной самооценки у детей.

Изначально у этих детей особенно низкий уровень самооценки оказался в трудовой и изобразительной деятельности (тест Урунтаевой). Поэтому особое внимание в формирующей работе было уделено выработке адекватных представлений о своих возможностях в трудовой, изобразительной деятельности, а также формированию у детей объективных представлений о себе, своих личностных и физических способностях. В неё входили этюды, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: элементы сказкотерапии, психодрама, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, рисование, кляксография. В занятия включались элементы, способствующие саморегуляции дошкольников: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); дыхательная гимнастика (успокаивающе действует на нервную систему); мимическая гимнастика (снятие общего напряжения).

Коррекционно-развивающая программа формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки включала 27 занятий по следующим темам:

  1. Такие разные настроения… (3 занятия)

  2. Как справиться с плохим настроением (3 занятия)

  3. Как стать уверенным в себе? (4 занятия)

  4. Как делать выбор? (3 занятия)

  5. Как добиваться успеха (4 занятия)

  6. Трудное слово «нет» (2 занятия)

  7. Чем мы отличаемся друг от друга (3 занятия)

  8. Учимся говорить себе «стоп» (3 занятия)

  9. Как победить свой страх? (1 занятие)

  10. Подведение итогов (1 занятие)

Занятия строились в доступной и интересной для детей форме, кроме выше перечисленных в них так же включались следующие методы:

  • имитационные и ролевые игры;

  • психогимнастика;

  • рисуночные методы;

  • элементы групповой дискуссии;

  • метод направленного воображения;

Эти методы являлись хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, предупреждения и снижения тревожности и страхов, повышения уверенности в себе, формирования позитивного отношения к своему «я», развития эмпатии и доброжелательного отношения к сверстникам.

Отработка навыков проходила в 3 этапа:

  • получение информации о содержании того или иного навыка;

  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);

  • перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.