Файл: Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста Содержание.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста
1.2 Анатомия позвоночного столба. Осанка и типы ее нарушения
1.3 Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста. Элементы ЛФК
1.4 Влияние семейного физического воспитания на здоровье ребенка
, двоек, конфликтов тоже портится осанка. Вообще психологических причин неправильной осанки очень много. Вы, к примеру, замечали когда-нибудь, что дети, к которым предъявляют непомерно высокие требования (а они честно пытаются этим требованиям соответствовать), сильно поднимают плечи? Эта привычка часто остается на всю жизнь. Что и свою очередь, влияет на работу мышц, состояние позвоночника и, как следствие, на работу внутренних органов.
Нередко встречается, правда, и обратный эффект: плохая осанка заставляет человека комплексовать, создает ему психологический дискомфорт, который, в свою очередь, опять приводит к разным недугам.
Именно поэтому при исследовании отдельно исследовался уровень адекватной самооценки.
Для выявления уровня самооценки у ребёнка использовался модифицированный тест разработанный С.Г. Якобсон и В.Г. Щур (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников, – Минск, 1997 с. 58).
Тест, разработанный Г.А. Урунтаевой, использовался с целью определить уровень самооценки в 3х видах деятельности: рисовании, труде, двигательных упражнениях (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).
Тест Т.А. Репиной использовался с целью определения самооценки и оценки личностных качеств детей группы (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).
Результаты каждого теста подсчитывались в баллах от 0 до 10. В зависимости от количества набранных баллов испытуемые были разделены на 3 группы:
1 гр. от 7 до 10 баллов – дети с завышенной самооценкой.
2 гр. от 4 до 6 баллов – дети с адекватной самооценкой.
3 гр. от 0 до 3 баллов – дети с заниженной самооценкой.
6. Педагогическое наблюдение
Важный элемент исследования – педагогическое наблюдение. Оно позволяет определить следующие влияющие на развитие осанки факты:
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось на базе школы № 80 города Краснодара с сентября по декабрь 2003 года .
В нем приняло участие 20 человек; 10 мальчиков, 10 девочек. Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе, был сделан выбор темы, осуществлен анализ научно-методической литературы, сформулированы цель и задачи исследования, подобраны и апробированы методы исследования.
На втором этапе были проведены предварительные исследования, разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий для детей 7-9 лет на основе упражнений корригирующего характера.
На третьем этапе, были произведены обработка и анализ результатов, написана выпускная квалификационная работа.
Математическая обработка и анализ результатов проводились в соответствии с рекомендациями, разработанными Ашмариным и адаптированными В.В. Лысенко, В.А. Долговым.
Рассчитывалось:
– средняя арифметическая величина
, где
- знак суммирования
– варианты признака,
– объём выборки.
при n 30, где
mx = , где
– стандартное отклонение
– количество данных.
– уровень достоверности определяется по формуле Стьюдента:
t
Глава Ш. Результаты исследования и их обсуждение
Первичное обследование детей в ходе педагогического эксперимента показало (таблицы 1,2) , что принципиальных различий по уровню физического развития и физической подготовленности у детей экспериментальной и контрольных групп не обнаружено. Дети 7-9 лет, принявшие участие в исследовании имеют показатели физического состояния в пределах нормативных значений для данного возраста.
Таблица 1.
Показатели физического развития детей 7-9 лет в начале педагогического эксперимента (2003 г. ., n = 20)
Таблица 2.
Показатели физической подготовленности детей 7-9 лет в начале педагогического эксперимента (2003 г. ,n= 20)
Как видно из таблиц 1,2 у обследуемых детей имеются проблемы с осанкой, которые возможно устранить комплексом упражнений, приведенных в приложении.
На основании данных первичного исследования в дошкольном образовательном учреждении в экспериментальной группе началась апробация системы физкультурных упражнений с детьми по укреплению осанки.
Проведенный в течении 4 месяцев педагогический эксперимент, во время которого использовались специально подобранные и распределенные в структуре недели и месяца подвижные игры (приложение 1 - 3), позволил получитьизменения по ряду показателей физической подготовленности. Результаты заключительного обследования детей представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты заключительного этапа педагогического тестирования детей 7-9лет (2003г.,
n = 20)
Используемые в ходе исследования комплекс корригирующей гимнастики в большей степени способствовал улучшению подвижности позвоночного столба и восстановлению его в нормальное положение у детей 7-9 лет.
Можно предположить, что полученные изменения, произошедшие за 3 месяца в ходе педагогического эксперимента могут быть более значимыми в процессе дальнейшего использования предлагаемой нами методики физкультурных занятий на основе подвижных игр для детей 7-9 лет.
Отдельным пунктом результатов хотелось бы рассмотреть результаты работы психолога с группой детей по повышению самооценки.
В результате исследования было выявлено, что уровень сформированности самооценки у детей контрольной и экспериментальной групп был одинаковым и составлял x = 6,2 балла, и в контрольной и в экспериментальной группе стандартное отклонение равно 2,4. Ошибка среднего арифметического тоже примерно одинакова.
В экспериментальной группе с детьми, имеющими пониженную самооценку и конфликтную обстановку в семье проводилась психологическая работа, направленная на развитие адекватной самооценки у детей.
Изначально у этих детей особенно низкий уровень самооценки оказался в трудовой и изобразительной деятельности (тест Урунтаевой). Поэтому особое внимание в формирующей работе было уделено выработке адекватных представлений о своих возможностях в трудовой, изобразительной деятельности, а также формированию у детей объективных представлений о себе, своих личностных и физических способностях. В неё входили этюды, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: элементы сказкотерапии, психодрама, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, рисование, кляксография. В занятия включались элементы, способствующие саморегуляции дошкольников: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); дыхательная гимнастика (успокаивающе действует на нервную систему); мимическая гимнастика (снятие общего напряжения).
Коррекционно-развивающая программа формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки включала 27 занятий по следующим темам:
Занятия строились в доступной и интересной для детей форме, кроме выше перечисленных в них так же включались следующие методы:
Эти методы являлись хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, предупреждения и снижения тревожности и страхов, повышения уверенности в себе, формирования позитивного отношения к своему «я», развития эмпатии и доброжелательного отношения к сверстникам.
Отработка навыков проходила в 3 этапа:
Нередко встречается, правда, и обратный эффект: плохая осанка заставляет человека комплексовать, создает ему психологический дискомфорт, который, в свою очередь, опять приводит к разным недугам.
Именно поэтому при исследовании отдельно исследовался уровень адекватной самооценки.
Для выявления уровня самооценки у ребёнка использовался модифицированный тест разработанный С.Г. Якобсон и В.Г. Щур (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников, – Минск, 1997 с. 58).
Тест, разработанный Г.А. Урунтаевой, использовался с целью определить уровень самооценки в 3х видах деятельности: рисовании, труде, двигательных упражнениях (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).
Тест Т.А. Репиной использовался с целью определения самооценки и оценки личностных качеств детей группы (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).
Результаты каждого теста подсчитывались в баллах от 0 до 10. В зависимости от количества набранных баллов испытуемые были разделены на 3 группы:
1 гр. от 7 до 10 баллов – дети с завышенной самооценкой.
2 гр. от 4 до 6 баллов – дети с адекватной самооценкой.
3 гр. от 0 до 3 баллов – дети с заниженной самооценкой.
6. Педагогическое наблюдение
Важный элемент исследования – педагогическое наблюдение. Оно позволяет определить следующие влияющие на развитие осанки факты:
-
Режим двигательной активности в детсаду -
психологическая атмосфера в группе -
индивидуальные особенности поведения детей, оказывающие влияние на осанку
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось на базе школы № 80 города Краснодара с сентября по декабрь 2003 года .
В нем приняло участие 20 человек; 10 мальчиков, 10 девочек. Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе, был сделан выбор темы, осуществлен анализ научно-методической литературы, сформулированы цель и задачи исследования, подобраны и апробированы методы исследования.
На втором этапе были проведены предварительные исследования, разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий для детей 7-9 лет на основе упражнений корригирующего характера.
На третьем этапе, были произведены обработка и анализ результатов, написана выпускная квалификационная работа.
Математическая обработка и анализ результатов проводились в соответствии с рекомендациями, разработанными Ашмариным и адаптированными В.В. Лысенко, В.А. Долговым.
Рассчитывалось:
– средняя арифметическая величина
, где
- знак суммирования
– варианты признака,
– объём выборки.
-
средне квадратическое отклонение:
при n 30, где
-
ошибка средней арифметической величины:
mx = , где
– стандартное отклонение
– количество данных.
– уровень достоверности определяется по формуле Стьюдента:
t
Глава Ш. Результаты исследования и их обсуждение
Первичное обследование детей в ходе педагогического эксперимента показало (таблицы 1,2) , что принципиальных различий по уровню физического развития и физической подготовленности у детей экспериментальной и контрольных групп не обнаружено. Дети 7-9 лет, принявшие участие в исследовании имеют показатели физического состояния в пределах нормативных значений для данного возраста.
Таблица 1.
Показатели физического развития детей 7-9 лет в начале педагогического эксперимента (2003 г. ., n = 20)
№ п/п | Показатели | эксперимен.группа х 1 ± m1 | контрольная группа х 1 ± m1 |
1 | Вес, кг | 19,2 ± 0,510 | 19,1 ± 0,448 |
2 | Рост , см | 115,7 ± 0,876 | 113,6 ± 0,867 |
3 | ОГК, см | 57,8 ± 0,465 | 57, 4 ± 0,475 |
4 | Динамометрия | 7,4 ± 0,948 | 6,9 ± 0, 653 |
Таблица 2.
Показатели физической подготовленности детей 7-9 лет в начале педагогического эксперимента (2003 г. ,n= 20)
№ п/п | Тесты | экспер. группа х 1 ± m1 | контр.группа х 1 ± m1 | t | p |
1 | Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине (кол-во раз) | 3,7 ± 0,20 | 3,8 ± 0,63 | 0,5 | > 0,05 |
2 | Бег 120 м (с) | 39,6 ± 0,878 | 38,5 ± 0,678 | 1,3 | > 0,05 |
3 | Приседания за 10 с (кол-во раз) | 4,2 ± 0,547 | 4,1 ± 0,637 | 0,2 | > 0.05 |
4 | Челночный бег 10 м х 3 (с) | 24,5 ± 0,396 | 25,0 ± 0,455 | 1,6 | > 0.05 |
5 | Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами (м) | 5,8 ± 0,40 | 5,3 ± 0,58 | 1,2 | > 0,05 |
6 | Комплекс координационных упражнений (балл) | 7,6 ± 0, 325 | 7,9 ± 0,143 | 1,0 | |
7 | Выкрут в плечевых суставах (см) | 53,4 ± 0,35 | 53,1 ± 0,48 | 0,8 | > 0,05 |
Как видно из таблиц 1,2 у обследуемых детей имеются проблемы с осанкой, которые возможно устранить комплексом упражнений, приведенных в приложении.
На основании данных первичного исследования в дошкольном образовательном учреждении в экспериментальной группе началась апробация системы физкультурных упражнений с детьми по укреплению осанки.
Проведенный в течении 4 месяцев педагогический эксперимент, во время которого использовались специально подобранные и распределенные в структуре недели и месяца подвижные игры (приложение 1 - 3), позволил получитьизменения по ряду показателей физической подготовленности. Результаты заключительного обследования детей представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты заключительного этапа педагогического тестирования детей 7-9лет (2003г.,
n = 20)
№ п/п | Тесты | экспер. группа х 1 ± m1 | контр.группа х 1 ± m1 | t | p |
1 | Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине (кол-во раз) | 5,1 ± 0,202 | 4,8 ± 0,135 | 1,5 | <0,05 |
2 | Бег 120 м (с) | 35,1 ± 0,838 | 36,5 ± 0,185 | 1,75 | <0,05 |
3 | Приседания за 10 с (кол-во раз) | 6,3 ± 0,378 | 5,5 ± 0,689 | 2,6 | <0,05 |
4 | Челночный бег 10 м х 3 (с) | 20,5 ± 0,472 | 22,1 ± 0,803 | 3,4 | <0,01 |
5 | Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами (м) | 7,8 ± 0,831 | 6,7 ± 0,667 | 1,3 | <0,05 |
6 | Комплекс координационных упражнений (балл) | 9,4 ± 0, 355 | 8,6 ± 0,531 | 2,2 | <0,05 |
7 | Выкрут в плечевых суставах (см) | 49,0 ± 0,636 | 51,3 ± 0,785 | 3,6 | <0,01 |
Используемые в ходе исследования комплекс корригирующей гимнастики в большей степени способствовал улучшению подвижности позвоночного столба и восстановлению его в нормальное положение у детей 7-9 лет.
Можно предположить, что полученные изменения, произошедшие за 3 месяца в ходе педагогического эксперимента могут быть более значимыми в процессе дальнейшего использования предлагаемой нами методики физкультурных занятий на основе подвижных игр для детей 7-9 лет.
Отдельным пунктом результатов хотелось бы рассмотреть результаты работы психолога с группой детей по повышению самооценки.
В результате исследования было выявлено, что уровень сформированности самооценки у детей контрольной и экспериментальной групп был одинаковым и составлял x = 6,2 балла, и в контрольной и в экспериментальной группе стандартное отклонение равно 2,4. Ошибка среднего арифметического тоже примерно одинакова.
В экспериментальной группе с детьми, имеющими пониженную самооценку и конфликтную обстановку в семье проводилась психологическая работа, направленная на развитие адекватной самооценки у детей.
Изначально у этих детей особенно низкий уровень самооценки оказался в трудовой и изобразительной деятельности (тест Урунтаевой). Поэтому особое внимание в формирующей работе было уделено выработке адекватных представлений о своих возможностях в трудовой, изобразительной деятельности, а также формированию у детей объективных представлений о себе, своих личностных и физических способностях. В неё входили этюды, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: элементы сказкотерапии, психодрама, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, рисование, кляксография. В занятия включались элементы, способствующие саморегуляции дошкольников: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); дыхательная гимнастика (успокаивающе действует на нервную систему); мимическая гимнастика (снятие общего напряжения).
Коррекционно-развивающая программа формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки включала 27 занятий по следующим темам:
-
Такие разные настроения… (3 занятия) -
Как справиться с плохим настроением (3 занятия) -
Как стать уверенным в себе? (4 занятия) -
Как делать выбор? (3 занятия) -
Как добиваться успеха (4 занятия) -
Трудное слово «нет» (2 занятия) -
Чем мы отличаемся друг от друга (3 занятия) -
Учимся говорить себе «стоп» (3 занятия) -
Как победить свой страх? (1 занятие) -
Подведение итогов (1 занятие)
Занятия строились в доступной и интересной для детей форме, кроме выше перечисленных в них так же включались следующие методы:
-
имитационные и ролевые игры; -
психогимнастика; -
рисуночные методы; -
элементы групповой дискуссии; -
метод направленного воображения;
Эти методы являлись хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения, предупреждения и снижения тревожности и страхов, повышения уверенности в себе, формирования позитивного отношения к своему «я», развития эмпатии и доброжелательного отношения к сверстникам.
Отработка навыков проходила в 3 этапа:
-
получение информации о содержании того или иного навыка; -
применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка); -
перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.