Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Раздел 1. Отрасль в условиях рынка Тема 1.1 Отрасль в системе национальной экономики. Роль и значение ТЭК в системе рыночной экономики. Сферы, комплексы, отрасли экономики. Перспективы развития ТЭК, н/п, н/х. Формы организации производства. [1]с 13-18[7]с 231-2721. «Сферы, комплексы и отрасли экономики»При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, секторы экономики.По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и на нематериальную сферу.К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство ) строительство,торговля,общественное питание, инфмационно-вычислительное обслуживание и пр.К непроизводственной сфере относятся ЖКХ, пассажирский транспорт, связь (обслуживающие организации непроизв. сферы и населения) здравоохранения, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли.Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, ОФ, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.Промышленность по российской статистики подразделяется на отрасли тяжёлой, лёгкой и пищевой промышленности. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда.Межотраслевой комплекс – это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. По принципу разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы в секторы экономики. Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение:сектор финансовых предприятийсектор государственных учрежденийсектор домашних хозяйстввнешний сектор государственный сектор (промышленные предприятия)частный секторПо международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли производящие услуги.Структурная перестройка экономики России. Эффективной признаётся та экономика, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи НТП и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:- развитие отрасли, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;- создание условий для развития перспективных наукоёмких производств;- свёртывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, прежде всего в промышленности.Отечественная экономика всё сильнее втягивается в худший вариант международного развития труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.В 2000г уд. вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров составил 53,2%, а с учётом древесины, чёрных цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства 80,4%Тем не менее, в отрасли имеются большие возможности в области высоких технологий (

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга.

2. Финансовое обеспечение предприятий

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


4. Сертификация продукции.
Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.

Сертификация – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду (продукты питания, автомобили и т.п.)

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе её изготовителя.

Самосертификация допускается для надёжного партнёра.

Сертификация третьей стороны, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

- выдаётся документ – сертификат соответствия;

- продукция маркируется знаком соответствия;

- продукция заносится в список изделий, разрешённых к продаже, который имеется в сертификационных центрах.
5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.
Конкурентоспособность предприятия – это его преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами. Это понятие относительное, это зависит от выбора базовых объектов для сравнения (фирмы – лидера). Такая фирма – лидер должна обладать параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции;

- соизмеримостью сегментов рынка;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. Иначе сравнение будет некорректным.

Далее конкурентоспособность характеризуется показателем рентабельности производства.

Для объективной оценки конкурентоспособности необходимо слежение рынка, но очень часто это невозможно из-за отсутствия доступа к информации( особенно на мировом рынке). А это приводит к самоуспокоению производителя.

Чтобы фирма была конкурентоспособной необходимы новые подходы в инвестиционной политике при проведении реконструкции и внедрении новой технологии.


Факторы влияющие на конкурентоспособность продукции можно разделить на:

- технико – экономические (качество, затраты на эксплуатацию, цена);

- коммерческие (коньюнктура рынка, реклама, предоставляемый сервис, имидж фирмы);

- нормативно- правовые факторы.

Одной из основных задач предприятия - это не только добиться выпуска конкурентоспособной продукции , но и сохранить её как можно дольше.
Формула конкурентоспособности:
Конк = качество+ цена + обслуживание.
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижение их удельной цены(отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту). В условиях конкуренции, чтобы избежать банкротства, фирмы сами стремятся повышать качество продукции.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведению , поиску и реализации инноваций.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие качества продукции.

  2. Значение повышения качества продукции.

  3. Показатели качества.

  4. Факторы, влияющие на качества.

  5. Условия ,обеспечивающие качество.

  6. Петля качества.

  7. Суть стандартизации.

  8. Для чего необходима сертификация продукции?

  9. Суть конкурентоспособности, от чего она зависит?



Тема 4.3. Инновационная и инвестиционная политика предприятия
Цель: 1. Знать сущность и содержание подготовки производства;

2. Знать структуру капитальных вложений, источники финансирования капитальных вложений;

3. Уметь рассчитать эффективность инвестиций.
Вопросы: 1. Понятие инноваций;

2. Сущность и содержание подготовки производства;

3. Капитальные вложения.
[1] С 193 – 226

[8] С 254 – 283
1. Понятие инноваций .
Под инновацией (англ. – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде готовых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Между понятиями « новшество», «нововведение», «инновация» есть различия.

Новшество – это новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.

Нововведение – процесс использования новшества.

Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Непременными свойствами инноваций является их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

В современной экономике инновация становится основным фактором экономического роста.



Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования, технологии и организации производства. На практике этот процесс именуется подготовкой производства.
2. Сущность и содержание подготовки производства.
Подготовка производства - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих создание новых и совершенствование выпускаемых видов продукции, внедрение передовой технологии, эффективных методов организации труда, производства и управления.

Подготовка производства включает следующие стадии:

- проведение исследований, связанных с подготовкой нового производства. Исследования производятся либо в специальных НИИ, либо на самом предприятии, либо в венчурных фирмах. Исследования обычно заканчиваются составлением ТУ для проектирования продукции;

- проектирование новой и совершенствование выпускаемой продукции – это конструкторская подготовка производства, которая определяет характер продукции, её конструкции, физико–химические свойства, внешний вид, ТЭП и д.р. показатели;

- технологическая подготовка производства включает отработку конструкции нового изделия, разработку технологических процессов изготовления, проектирование и определение потребности в оборудовании;

  • организационно – экономическая подготовка производства включает:

- комплекс мер по организации и планированию производства новых изделий и обеспечению процесса их производства всем необходимым;

- создание нормативной базы для планирования конструкторской и технологической подготовки;

- разработку смет затрат на подготовку производства.

Таким образом, подготовка производства - это комплекс работ, предшествующие внедрению нового производства, проведению реконструкции на предприятии. Для проведения всех работ, начиная от момента зарождения идеи о необходимости изучения новой продукции до момента её получения необходимы денежные средства (инвестиции).
3. Капитальные вложения

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, акции и д.р. ценные бумаги, технологии, машины, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного и социального эффекта.


Иными словами это капитальные вложения (затраты), направленные на создание новых, расширение и реконструкцию действующих объектов хозяйствования, т.е. на капитальное строительство, а также средства, направленные на увеличение собственного капитала (покупка акций, вклады на счета банков, вложения в паи).

В данной теме рассмотрим пути решения проблем, связанных с инвестированием в создании и модернизации основных фондов.

Инвестирование - капитальные вложения могут быть направлены:

  • на строительство новых объектов;

  • на расширение действующего предприятия;

  • на реконструкцию устарелых предприятий;

  • на техническое перевооружение.

По составу капитальные вложения – это производственные расходы на :

- проектно – изыскательские работы и подготовку персонала;

- строительно – монтажные работы;

- закупку оборудования, машин, инструментов.

Активной частью является стоимость приобретённого оборудования.

Капитальное строительство может проводится как хозяйственным (т.е. силами самого предприятия) так и подрядным способом, при котором заключается договор – подряд со специализированными строительно- монтажными организациями.

Капитальное строительство может финансироваться за счёт:

- собственных финансовых ресурсов (фонд накопления);

- заёмных финансовых средств( банковский кредит);

- привлечённых финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы);

- денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;

- инвестиционных ассигнований из гос. бюджета и внебюджетных фондов;

- иностранных инвестиций.

Государство в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, гарантирует защиту инвестиций, в том числе и иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.

Предприятие самостоятельно определяет объёмы , направления, размер и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно самостоятельно привлекает на конкурсной системе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Прежде чем вкладывать средства в капитальное строительство, предприятие проводит оценку эффективности инвестиций.

Для оценки эффективности определяют:

- показатели предполагаемой доходности от вложения средств в проект, а также показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия от реализации проекта для его непосредственных участников;


- показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта;

- показатели социальных и экологических последствий.

При определении экономической эффективности инвестиций определяют срок окупаемости или коэффициент эффективности и сравнивают получаемые величины с нормативами и заводскими показателями.

А) Если предлагается один вариант, то эффективность определяют по формулам:
Т= К/(Ц-S) Q или E=( Ц-S)Q\K,
где К – сумма инвестиций в процесс, руб.;

Ц– цена за единицу продукции, руб.;

S – себестоимость единицы продукции, руб.;

Q – годовой выпуск продукции ,т., шт.;

Т – срок окупаемости , время за которое окупаются кап. вложения за счет прибыли от проекта;

Е – коэффициент эффективности ( к-т дисконта), который показывает сколько прибыли приносит каждый рубль инвестиций.
Если Т ≤ Т н (6,7 года),
Е ≥ Е н ( 0,15)≥Е зав,
то внедрение проектируемого производства считается экономически целесообразным.

Б) Если предлагается реконструкция, что

Т ом= К2 –К1\(S1 –S2)Q2 = К\ ∆S·Q2,

E=(S1-S2)Q2\K2-K1= S•Q2\K.
Если Т доп≤ Тн, а Е≥Ен(0.15) ≥Е зав, то реконструкция эффективна.
В) Если сравниваются несколько вариантов, то эффективность инвестиций определяют по сумме приведённых затрат
З i = Si + Eн •ki min,
где Si – себестоимость единицы продукции сравниваемых вариантов, руб.;

кi – удельные капитальные затраты , руб.;

Eн – нормативный коэффициент эффективности кап. вложений, 0.15

кi = K\Q

Тот из вариантов считается наиболее эффективным, по которому Зi будет минимальной.
Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие инноваций;

2. Понятие, содержание подготовки производства;

3. Понятие, состав капитальных вложений;

4. Источники финансирования капитального строительства;

5. Способы ведения капитального строительства;

6. Определение экономической эффективности, капитальных вложений.
Раздел 5. Себестоимость, цена, рентабельность – основные показатели деятельности предприятия
Тема 5.1 Издержки производства и себестоимость продукции, услуг
Цель: Классификация затрат, значение и пути снижения себестоимости продукции.