Файл: Методическое пособие по дисциплине Экономика отрасли по специальностям 2501,2505 для студентов дневной и заочной форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Сертификация продукции.
Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.
Сертификация – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.
Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду (продукты питания, автомобили и т.п.)
Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе её изготовителя.
Самосертификация допускается для надёжного партнёра.
Сертификация третьей стороны, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:
- выдаётся документ – сертификат соответствия;
- продукция маркируется знаком соответствия;
- продукция заносится в список изделий, разрешённых к продаже, который имеется в сертификационных центрах.
5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.
Конкурентоспособность предприятия – это его преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами. Это понятие относительное, это зависит от выбора базовых объектов для сравнения (фирмы – лидера). Такая фирма – лидер должна обладать параметрами:
- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции;
- соизмеримостью сегментов рынка;
- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. Иначе сравнение будет некорректным.
Далее конкурентоспособность характеризуется показателем рентабельности производства.
Для объективной оценки конкурентоспособности необходимо слежение рынка, но очень часто это невозможно из-за отсутствия доступа к информации( особенно на мировом рынке). А это приводит к самоуспокоению производителя.
Чтобы фирма была конкурентоспособной необходимы новые подходы в инвестиционной политике при проведении реконструкции и внедрении новой технологии.
Факторы влияющие на конкурентоспособность продукции можно разделить на:
- технико – экономические (качество, затраты на эксплуатацию, цена);
- коммерческие (коньюнктура рынка, реклама, предоставляемый сервис, имидж фирмы);
- нормативно- правовые факторы.
Одной из основных задач предприятия - это не только добиться выпуска конкурентоспособной продукции , но и сохранить её как можно дольше.
Формула конкурентоспособности:
Конк = качество+ цена + обслуживание.
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижение их удельной цены(отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту). В условиях конкуренции, чтобы избежать банкротства, фирмы сами стремятся повышать качество продукции.
Движущей силой конкуренции является стимул к нововведению , поиску и реализации инноваций.
Вопросы для самоконтроля:
-
Понятие качества продукции. -
Значение повышения качества продукции. -
Показатели качества. -
Факторы, влияющие на качества. -
Условия ,обеспечивающие качество. -
Петля качества. -
Суть стандартизации. -
Для чего необходима сертификация продукции? -
Суть конкурентоспособности, от чего она зависит?
Тема 4.3. Инновационная и инвестиционная политика предприятия
Цель: 1. Знать сущность и содержание подготовки производства;
2. Знать структуру капитальных вложений, источники финансирования капитальных вложений;
3. Уметь рассчитать эффективность инвестиций.
Вопросы: 1. Понятие инноваций;
2. Сущность и содержание подготовки производства;
3. Капитальные вложения.
[1] С 193 – 226
[8] С 254 – 283
1. Понятие инноваций .
Под инновацией (англ. – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде готовых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Между понятиями « новшество», «нововведение», «инновация» есть различия.
Новшество – это новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.
Нововведение – процесс использования новшества.
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.
Непременными свойствами инноваций является их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
В современной экономике инновация становится основным фактором экономического роста.
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования, технологии и организации производства. На практике этот процесс именуется подготовкой производства.
2. Сущность и содержание подготовки производства.
Подготовка производства - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих создание новых и совершенствование выпускаемых видов продукции, внедрение передовой технологии, эффективных методов организации труда, производства и управления.
Подготовка производства включает следующие стадии:
- проведение исследований, связанных с подготовкой нового производства. Исследования производятся либо в специальных НИИ, либо на самом предприятии, либо в венчурных фирмах. Исследования обычно заканчиваются составлением ТУ для проектирования продукции;
- проектирование новой и совершенствование выпускаемой продукции – это конструкторская подготовка производства, которая определяет характер продукции, её конструкции, физико–химические свойства, внешний вид, ТЭП и д.р. показатели;
- технологическая подготовка производства включает отработку конструкции нового изделия, разработку технологических процессов изготовления, проектирование и определение потребности в оборудовании;
-
организационно – экономическая подготовка производства включает:
- комплекс мер по организации и планированию производства новых изделий и обеспечению процесса их производства всем необходимым;
- создание нормативной базы для планирования конструкторской и технологической подготовки;
- разработку смет затрат на подготовку производства.
Таким образом, подготовка производства - это комплекс работ, предшествующие внедрению нового производства, проведению реконструкции на предприятии. Для проведения всех работ, начиная от момента зарождения идеи о необходимости изучения новой продукции до момента её получения необходимы денежные средства (инвестиции).
3. Капитальные вложения
Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, акции и д.р. ценные бумаги, технологии, машины, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного и социального эффекта.
Иными словами это капитальные вложения (затраты), направленные на создание новых, расширение и реконструкцию действующих объектов хозяйствования, т.е. на капитальное строительство, а также средства, направленные на увеличение собственного капитала (покупка акций, вклады на счета банков, вложения в паи).
В данной теме рассмотрим пути решения проблем, связанных с инвестированием в создании и модернизации основных фондов.
Инвестирование - капитальные вложения могут быть направлены:
-
на строительство новых объектов; -
на расширение действующего предприятия; -
на реконструкцию устарелых предприятий; -
на техническое перевооружение.
По составу капитальные вложения – это производственные расходы на :
- проектно – изыскательские работы и подготовку персонала;
- строительно – монтажные работы;
- закупку оборудования, машин, инструментов.
Активной частью является стоимость приобретённого оборудования.
Капитальное строительство может проводится как хозяйственным (т.е. силами самого предприятия) так и подрядным способом, при котором заключается договор – подряд со специализированными строительно- монтажными организациями.
Капитальное строительство может финансироваться за счёт:
- собственных финансовых ресурсов (фонд накопления);
- заёмных финансовых средств( банковский кредит);
- привлечённых финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы);
- денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
- инвестиционных ассигнований из гос. бюджета и внебюджетных фондов;
- иностранных инвестиций.
Государство в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, гарантирует защиту инвестиций, в том числе и иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.
Предприятие самостоятельно определяет объёмы , направления, размер и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно самостоятельно привлекает на конкурсной системе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.
Прежде чем вкладывать средства в капитальное строительство, предприятие проводит оценку эффективности инвестиций.
Для оценки эффективности определяют:
- показатели предполагаемой доходности от вложения средств в проект, а также показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия от реализации проекта для его непосредственных участников;
- показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта;
- показатели социальных и экологических последствий.
При определении экономической эффективности инвестиций определяют срок окупаемости или коэффициент эффективности и сравнивают получаемые величины с нормативами и заводскими показателями.
А) Если предлагается один вариант, то эффективность определяют по формулам:
Т= К/(Ц-S) Q или E=( Ц-S)Q\K,
где К – сумма инвестиций в процесс, руб.;
Ц– цена за единицу продукции, руб.;
S – себестоимость единицы продукции, руб.;
Q – годовой выпуск продукции ,т., шт.;
Т – срок окупаемости , время за которое окупаются кап. вложения за счет прибыли от проекта;
Е – коэффициент эффективности ( к-т дисконта), который показывает сколько прибыли приносит каждый рубль инвестиций.
Если Т ≤ Т н (6,7 года),
Е ≥ Е н ( 0,15)≥Е зав,
то внедрение проектируемого производства считается экономически целесообразным.
Б) Если предлагается реконструкция, что
Т ом= К2 –К1\(S1 –S2)Q2 = ∆К\ ∆S·Q2,
E=(S1-S2)Q2\K2-K1= ∆S•Q2\∆K.
Если Т доп≤ Тн, а Е≥Ен(0.15) ≥Е зав, то реконструкция эффективна.
В) Если сравниваются несколько вариантов, то эффективность инвестиций определяют по сумме приведённых затрат
З i = Si + Eн •ki min,
где Si – себестоимость единицы продукции сравниваемых вариантов, руб.;
кi – удельные капитальные затраты , руб.;
Eн – нормативный коэффициент эффективности кап. вложений, 0.15
кi = K\Q
Тот из вариантов считается наиболее эффективным, по которому Зi будет минимальной.
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие инноваций;
2. Понятие, содержание подготовки производства;
3. Понятие, состав капитальных вложений;
4. Источники финансирования капитального строительства;
5. Способы ведения капитального строительства;
6. Определение экономической эффективности, капитальных вложений.
Раздел 5. Себестоимость, цена, рентабельность – основные показатели деятельности предприятия
Тема 5.1 Издержки производства и себестоимость продукции, услуг
Цель: Классификация затрат, значение и пути снижения себестоимости продукции.