Файл: Страховые пенсии в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к. Если в 2018 году количество пенсионеров составляло 32 млн человек при численности трудоспособного населения в 87 млн. человек, то по итогам 2018 года доля граждан на пенсии уже составляет 37,3 млн человек, тогда как число работоспособных граждан снизилось до 82,2 миллионов.

Увеличение пенсионного возраста влечет дополнительный доход в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, метод оказывает принудительное воздействие, заставляя население работать дольше без пенсионных выплат, в которых очень нуждаются люди, находящиеся на грани бедности. Прожиточный минимум по стране крайне низкий и на октябрь 2019 года составляет:

s в расчете на душу населения – 11 019 руб.

s для трудоспособного населения – 11 763 руб.

s для пенсионеров – 9066 руб.

s для детей – 11 514 руб.

Многие пенсионеры находятся на грани бедности. На такую сумму, в реальных условиях, почти невозможно прожить. Для данной категории граждан выход на пенсию имеет существенное значение. Поэтому метод принудительного увеличения пенсионного возраста является болезненным для многих российских граждан.1

Решение данной проблемы представляется в целесообразном предложении гибкого подхода и предоставлении возможности людям самим выбирать возраст выхода на пенсию, начиная с момента, обусловленного особенностями профессий и установленного отраслевым законодательством. Необходимо стимулировать население надбавками к пенсиям при ус
ловии, если по достижению установленного пенсионного возраста гражданин не обратился с правом о назначении ему страховой пенсии, а продолжает трудовую деятельность. При этом срок трудовой деятельности, за которую полагается начисление надбавок, необходимо ограничить сроком в 7-10 лет, исходя из медицинских и иных показателей гражданина. Выплата надбавок, компенсирующих продолжение работы после достижения пенсионного возраста, должна быть осуществлена по заявлению пенсионера в установленном законом порядке. Если же лицо продолжило работать сверх установленного срока, начисление надбавок необходимо прекратить. Граждане, которые вышли на пенсию по достижению установленного возраста, но продолжают работать, должны получать пенсию без перерасчета, связанного с начислением надбавок, но с учетом ежегодной индексации по уровню инфляции в стране.

По итогам настоящего исследования предлагается пенсия, которую пенсионер сможет получать в увеличенном размере, пропорционально количеству лет, в течении которых он работал, после достижения установленного пенсионного возраста.

Представленный способ представляется эффективным для пенсионеров, которые в свои 60 – 65 лет чувствуют себя трудоспособными и энергичными. Таким образом, создается баланс, в котором будут предусмотрены интересы государства, связанные с ростом количества трудоспособного населения и интересы гражданина, способного реализовать свое же

лание на получение пенсионных надбавок.

Власти обещают ежегодно увеличивать средний размер пенсий неработающих пенсионеров на 1 тыс. руб. Парадокс в том, что «прибавка» не повысит коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до европейских значений. Пенсионный возраст в РФ подняли до уровня, близкого к европейскому, но коэффициент замещения будет в полтора-два раза меньше, чем в Европе.

Произведенные СП расчеты при формировании проекта бюджета на 2019–2021 годы показали, что «экономия бюджета ПФР от повышения пенсионного возраста может составить в целом за 2019–2024 годы около 2,94 трлн руб., или в среднем около 490 млрд руб. в год». Такие данные предоставили «НГ» в пресс-службе СП. Там уточнили: «На выплату страховой пенсии из федерального бюджета на 2019 год запланировано 1,87 трлн руб. Это на 34 млрд руб. больше, чем предусматривалось в 2018-м».

Негативные демографические тенденции и растущая нагрузка на пенсионную систему – основные причины, побудившие другие страны поднять пенсионный возраст. Об этом рассказывали россиянам чиновники и эксперты как до проведения пенсионной реформы, так и после.

В четверг в Москве прошел семинар Высшей школы экономики (ВШЭ), организованный при поддержке Всемирного банка. Исследователи обсуждали опыт пенсионных реформ в скандинавских странах, в странах Балтии и в РФ. Как заметил руководитель программ Всемирного банка в РФ Кристофер Миллер, проводить пенсионную реформу – то же самое, что ремонтировать машину на ходу, не зная, что ждет за поворотом. В частности, судя по обсуждению, одним из сюрпризов за поворотом может оказаться технологическая революция. Тем не менее, как считает старший партнер Beier Research Оле Бейер Соренсен (ранее был старшим специалистом по частным системам пенсионного обеспечения в Организации экономического сотрудничества и развития), главная мысль, которая должна сейчас лежать в основе стратегической политики, такова: «Когда дольше живешь, нужно дольше работать».

Свой вывод исследователь проиллюстрировал в презентации изображением молодых работников, несущих на плечах диван, на котором сидят пенсионеры. Но применительно к российским реалиям хотелось бы увидеть в повестке дня другие дискуссии – в частности, о том, что дало гражданам повышение пенсионного возраста. Ведь власти уточняли, что изменения делаются во благо не только пенсионной системы, но и населения.


«Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост, – пояснял в телеобращении президент Владимир Путин. – Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит около 7%... В предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц – сейчас, напомню, это 14 144 руб.».

Судя по всему, власти рассчитывают удивить россиян этими 20 тыс. руб. через шесть лет, которые, конечно, лучше, чем 14 тыс. Но что будет с коэффициентом замещения пенсией утраченного заработка? Например, по итогам 2018 года он составил около 31% – таким было, по данным Росстата, отношение среднего размера назначенных в стране пенсий к среднему размеру начисленной зарплаты. Рекордным это соотношение стало в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент достиг почти 51%. Но такой всплеск больше не повторялся. В январе 2019-го это отношение составило около 34%.

Такие показатели в полтора-два раза ниже, чем во многих европейских странах. В среднем по Евросоюзу отношение пенсий к зарплатам составляло в 2017 году, по данным Евростата, около 58-59%. Евростат дает отношение пенсионных доходов лиц в возрасте 65–74 лет к доходам от трудовой деятельности лиц в возрасте 50–59 лет. Росстат дает более обобщенные данные. Хотя если сравнить размер средней пенсии в России с уровнем зарплат предпенсионеров, коэффициент замещения хоть и увеличивается, но все равно в разы отстает от европейских значений.

При этом пенсионный возраст в России постепенно будет доведен до уровня, близкого к европейскому, и после поступательного повышения для женщин он составит 60 лет в 2028 году, а для мужчин – 65 лет. Как следует из данных, которые привел в своей презентации Оле Бейер Соренсен, в 2030 году пенсионный возраст мужчин должен составить около 65 лет в Польше, Венгрии, Румынии; 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании. У женщин в 2030 году он составит 60 лет в Польше; 63 года в Румынии; 65 лет в Венгрии; около 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании.

В конце августа прошлого года вице-премьер Татьяна Голикова сообщила: «Была принята, то есть ратифицирована парламентом, 102-я конвенция Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения, и как раз эта ратификация означает, что мы должны приблизиться к пенсиям по нормативу 40% утраченного заработка». Правительство будет над этим работать, оно, по словам Голиковой, предложит стратегию достижения размера пенсии до уровня не менее 40% от заработка. Правда, Голикова уточняла, что методология МОТ отличается от «того упрощенного похода, который существует у нас, когда берется средний размер пенсии и соотносится со средней зарплатой по экономике».


«Учитывая, что Россия в прошлом году ратифицировала 102-ю конвенцию, теперь есть только один ориентир по коэффициенту замещения прежнего заработка – не менее 40%, – и этот ориентир выполняется. Более того, он перевыполняется, – уверяют в ПФР. – Положительный финансовый эффект от повышения пенсионного возраста будет полностью направлен на повышенную индексацию пенсий, которая закреплена законом вплоть до 2024 года, а также на предоставление ряда смягчающих льгот, предусмотренных в рамках переходного периода».
3.2. Совершенствование развития и функционирования системы страховых пенсий в России
При осуществлении в России современной пенсионной реформы многим гражданам показалось выходом из ситуации, когда размер страховой пенсии невысокий, обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии через увеличение накопительной пенсии путем перевода ее в негосударственные пенсионные фонды.

В современной России негосударственные пенсионные фонды вызывают недоверие у населения. Главной причиной недоверия является разворовывание пенсионных накоплений и как следствие ликвидация фондов, в том числе в результате процедуры банкротства. При поиске решения сложившейся проблемы, необходимо определить механизм функционирования (принцип работы) нынешних НПФ.1

НПФ в России – это организация, занимающаяся разноплановой некоммерческой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств населения, их дальнейшего инвестирования в различные сектора экономики и последующего использования д