ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к. Если в 2018 го ду количест во пенсионеро в составля ло 32 млн че ловек при ч исленности тру доспособно го населен ия в 87 мл н. человек, то по ито гам 2018 го да доля гр аждан на пе нсии уже сост авляет 37, 3 млн чело век, тогда к ак число р аботоспособ ных гражда н снизилос ь до 82,2 м иллионов.
Увеличение пе нсионного возр аста влечет до полнительн ый доход в Пе нсионный фо нд Российс кой Федера ции. При это м, метод о казывает пр инудительное воз действие, з аставляя н аселение р аботать до льше без пе нсионных в ыплат, в котор ых очень ну ждаются лю ди, находя щиеся на гр ани бедност и. Прожиточ ный миниму м по стране кр айне низки й и на окт ябрь 2019 го да составл яет:
s в расчете н а душу насе ления – 11 01 9 руб.
s для тру доспособно го населен ия – 11 76 3 руб.
s для пенс ионеров – 9066 руб.
s для дете й – 11 514 руб.
Многие пенс ионеры нахо дятся на гр ани бедност и. На таку ю сумму, в ре альных усло виях, почт и невозмож но прожить. Д ля данной к атегории гр аждан выхо д на пенси ю имеет су щественное з начение. Поэто му метод пр инудительно го увеличе ния пенсио нного возр аста являетс я болезнен ным для мно гих российс ких гражда н.1
Решение да нной пробле мы предста вляется в це лесообразно м предложе нии гибкого по дхода и пре доставлени и возможност и людям са мим выбират ь возраст в ыхода на пе нсию, начи ная с моме нта, обусло вленного особе нностями професс ий и устано вленного отр аслевым за конодательст вом. Необхо димо стиму лировать н аселение н адбавками к пе нсиям при ус
ловии, есл и по дости жению уста новленного пе нсионного возр аста гражд анин не обр атился с пр авом о наз начении ему стр аховой пенс ии, а продо лжает трудо вую деятел ьность. Пр и этом сро к трудовой де ятельности, з а которую по лагается н ачисление н адбавок, необ ходимо огр аничить сро ком в 7-10 лет, ис ходя из ме дицинских и и ных показате лей гражда нина. Выпл ата надбаво к, компенс ирующих про должение р аботы после дост ижения пенс ионного возр аста, долж на быть осу ществлена по з аявлению пе нсионера в уст ановленном з аконом пор ядке. Если же л ицо продол жило работ ать сверх уст ановленного сро ка, начисле ние надбаво к необходи мо прекрат ить. Гражд ане, котор ые вышли н а пенсию по дост ижению уст ановленного возр аста, но про должают работ ать, должн ы получать пе нсию без перер асчета, св язанного с н ачислением н адбавок, но с учето м ежегодно й индексац ии по уров ню инфляци и в стране.
По итогам н астоящего исс ледования пре длагается пе нсия, котору ю пенсионер с может получ ать в увел иченном раз мере, пропор ционально ко личеству лет, в тече нии которы х он работ ал, после дост ижения уст ановленного пе нсионного возр аста.
Представленный с пособ предст авляется эффе ктивным дл я пенсионеро в, которые в с вои 60 – 65 лет чу вствуют себ я трудоспособ ными и энер гичными. Т аким образо м, создаетс я баланс, в которо м будут пре дусмотрены и нтересы госу дарства, с вязанные с росто м количест ва трудоспособ ного населе ния и интерес ы граждани на, способ ного реализо вать свое же
лание на по лучение пе нсионных н адбавок.
Власти обещают ежегодно увеличивать средний размер пенсий неработающих пенсионеров на 1 тыс. руб. Парадокс в том, что «прибавка» не повысит коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до европейских значений. Пенсионный возраст в РФ подняли до уровня, близкого к европейскому, но коэффициент замещения будет в полтора-два раза меньше, чем в Европе.
Произведенные СП расчеты при формировании проекта бюджета на 2019–2021 годы показали, что «экономия бюджета ПФР от повышения пенсионного возраста может составить в целом за 2019–2024 годы около 2,94 трлн руб., или в среднем около 490 млрд руб. в год». Такие данные предоставили «НГ» в пресс-службе СП. Там уточнили: «На выплату страховой пенсии из федерального бюджета на 2019 год запланировано 1,87 трлн руб. Это на 34 млрд руб. больше, чем предусматривалось в 2018-м».
Негативные демографические тенденции и растущая нагрузка на пенсионную систему – основные причины, побудившие другие страны поднять пенсионный возраст. Об этом рассказывали россиянам чиновники и эксперты как до проведения пенсионной реформы, так и после.
В четверг в Москве прошел семинар Высшей школы экономики (ВШЭ), организованный при поддержке Всемирного банка. Исследователи обсуждали опыт пенсионных реформ в скандинавских странах, в странах Балтии и в РФ. Как заметил руководитель программ Всемирного банка в РФ Кристофер Миллер, проводить пенсионную реформу – то же самое, что ремонтировать машину на ходу, не зная, что ждет за поворотом. В частности, судя по обсуждению, одним из сюрпризов за поворотом может оказаться технологическая революция. Тем не менее, как считает старший партнер Beier Research Оле Бейер Соренсен (ранее был старшим специалистом по частным системам пенсионного обеспечения в Организации экономического сотрудничества и развития), главная мысль, которая должна сейчас лежать в основе стратегической политики, такова: «Когда дольше живешь, нужно дольше работать».
Свой вывод исследователь проиллюстрировал в презентации изображением молодых работников, несущих на плечах диван, на котором сидят пенсионеры. Но применительно к российским реалиям хотелось бы увидеть в повестке дня другие дискуссии – в частности, о том, что дало гражданам повышение пенсионного возраста. Ведь власти уточняли, что изменения делаются во благо не только пенсионной системы, но и населения.
«Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост, – пояснял в телеобращении президент Владимир Путин. – Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит около 7%... В предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц – сейчас, напомню, это 14 144 руб.».
Судя по всему, власти рассчитывают удивить россиян этими 20 тыс. руб. через шесть лет, которые, конечно, лучше, чем 14 тыс. Но что будет с коэффициентом замещения пенсией утраченного заработка? Например, по итогам 2018 года он составил около 31% – таким было, по данным Росстата, отношение среднего размера назначенных в стране пенсий к среднему размеру начисленной зарплаты. Рекордным это соотношение стало в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент достиг почти 51%. Но такой всплеск больше не повторялся. В январе 2019-го это отношение составило около 34%.
Такие показатели в полтора-два раза ниже, чем во многих европейских странах. В среднем по Евросоюзу отношение пенсий к зарплатам составляло в 2017 году, по данным Евростата, около 58-59%. Евростат дает отношение пенсионных доходов лиц в возрасте 65–74 лет к доходам от трудовой деятельности лиц в возрасте 50–59 лет. Росстат дает более обобщенные данные. Хотя если сравнить размер средней пенсии в России с уровнем зарплат предпенсионеров, коэффициент замещения хоть и увеличивается, но все равно в разы отстает от европейских значений.
При этом пенсионный возраст в России постепенно будет доведен до уровня, близкого к европейскому, и после поступательного повышения для женщин он составит 60 лет в 2028 году, а для мужчин – 65 лет. Как следует из данных, которые привел в своей презентации Оле Бейер Соренсен, в 2030 году пенсионный возраст мужчин должен составить около 65 лет в Польше, Венгрии, Румынии; 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании. У женщин в 2030 году он составит 60 лет в Польше; 63 года в Румынии; 65 лет в Венгрии; около 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании.
В конце августа прошлого года вице-премьер Татьяна Голикова сообщила: «Была принята, то есть ратифицирована парламентом, 102-я конвенция Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения, и как раз эта ратификация означает, что мы должны приблизиться к пенсиям по нормативу 40% утраченного заработка». Правительство будет над этим работать, оно, по словам Голиковой, предложит стратегию достижения размера пенсии до уровня не менее 40% от заработка. Правда, Голикова уточняла, что методология МОТ отличается от «того упрощенного похода, который существует у нас, когда берется средний размер пенсии и соотносится со средней зарплатой по экономике».
«Учитывая, что Россия в прошлом году ратифицировала 102-ю конвенцию, теперь есть только один ориентир по коэффициенту замещения прежнего заработка – не менее 40%, – и этот ориентир выполняется. Более того, он перевыполняется, – уверяют в ПФР. – Положительный финансовый эффект от повышения пенсионного возраста будет полностью направлен на повышенную индексацию пенсий, которая закреплена законом вплоть до 2024 года, а также на предоставление ряда смягчающих льгот, предусмотренных в рамках переходного периода».
3.2. Совершенствование развития и функционирования системы страховых пенсий в России
При осущест влении в Росс ии совреме нной пенсио нной рефор мы многим гр ажданам по казалось в ыходом из с итуации, ко гда размер стр аховой пенс ии невысок ий, обеспеч ить себе досто йный урове нь жизни н а пенсии через у величение н акопительно й пенсии путе м перевода ее в не государстве нные пенсио нные фонды.
В современ ной России не государстве нные пенсио нные фонды в ызывают не доверие у н аселения. Г лавной прич иной недовер ия являетс я разворов ывание пенс ионных нако плений и к ак следств ие ликвида ция фондов, в то м числе в резу льтате про цедуры бан кротства. Пр и поиске ре шения слож ившейся проб лемы, необ ходимо опре делить мех анизм функ ционирован ия (принци п работы) н ынешних НПФ.1
НПФ в Росс ии – это ор ганизация, з анимающаяс я разнопла новой неко ммерческой де ятельность ю, которая з аключается в а ккумулиров ании денеж ных средст в населени я, их даль нейшего ин вестирован ия в различ ные сектор а экономик и и последу ющего испо льзования д
Увеличение пе нсионного возр аста влечет до полнительн ый доход в Пе нсионный фо нд Российс кой Федера ции. При это м, метод о казывает пр инудительное воз действие, з аставляя н аселение р аботать до льше без пе нсионных в ыплат, в котор ых очень ну ждаются лю ди, находя щиеся на гр ани бедност и. Прожиточ ный миниму м по стране кр айне низки й и на окт ябрь 2019 го да составл яет:
s в расчете н а душу насе ления – 11 01 9 руб.
s для тру доспособно го населен ия – 11 76 3 руб.
s для пенс ионеров – 9066 руб.
s для дете й – 11 514 руб.
Многие пенс ионеры нахо дятся на гр ани бедност и. На таку ю сумму, в ре альных усло виях, почт и невозмож но прожить. Д ля данной к атегории гр аждан выхо д на пенси ю имеет су щественное з начение. Поэто му метод пр инудительно го увеличе ния пенсио нного возр аста являетс я болезнен ным для мно гих российс ких гражда н.1
Решение да нной пробле мы предста вляется в це лесообразно м предложе нии гибкого по дхода и пре доставлени и возможност и людям са мим выбират ь возраст в ыхода на пе нсию, начи ная с моме нта, обусло вленного особе нностями професс ий и устано вленного отр аслевым за конодательст вом. Необхо димо стиму лировать н аселение н адбавками к пе нсиям при ус
ловии, есл и по дости жению уста новленного пе нсионного возр аста гражд анин не обр атился с пр авом о наз начении ему стр аховой пенс ии, а продо лжает трудо вую деятел ьность. Пр и этом сро к трудовой де ятельности, з а которую по лагается н ачисление н адбавок, необ ходимо огр аничить сро ком в 7-10 лет, ис ходя из ме дицинских и и ных показате лей гражда нина. Выпл ата надбаво к, компенс ирующих про должение р аботы после дост ижения пенс ионного возр аста, долж на быть осу ществлена по з аявлению пе нсионера в уст ановленном з аконом пор ядке. Если же л ицо продол жило работ ать сверх уст ановленного сро ка, начисле ние надбаво к необходи мо прекрат ить. Гражд ане, котор ые вышли н а пенсию по дост ижению уст ановленного возр аста, но про должают работ ать, должн ы получать пе нсию без перер асчета, св язанного с н ачислением н адбавок, но с учето м ежегодно й индексац ии по уров ню инфляци и в стране.
По итогам н астоящего исс ледования пре длагается пе нсия, котору ю пенсионер с может получ ать в увел иченном раз мере, пропор ционально ко личеству лет, в тече нии которы х он работ ал, после дост ижения уст ановленного пе нсионного возр аста.
Представленный с пособ предст авляется эффе ктивным дл я пенсионеро в, которые в с вои 60 – 65 лет чу вствуют себ я трудоспособ ными и энер гичными. Т аким образо м, создаетс я баланс, в которо м будут пре дусмотрены и нтересы госу дарства, с вязанные с росто м количест ва трудоспособ ного населе ния и интерес ы граждани на, способ ного реализо вать свое же
лание на по лучение пе нсионных н адбавок.
Власти обещают ежегодно увеличивать средний размер пенсий неработающих пенсионеров на 1 тыс. руб. Парадокс в том, что «прибавка» не повысит коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до европейских значений. Пенсионный возраст в РФ подняли до уровня, близкого к европейскому, но коэффициент замещения будет в полтора-два раза меньше, чем в Европе.
Произведенные СП расчеты при формировании проекта бюджета на 2019–2021 годы показали, что «экономия бюджета ПФР от повышения пенсионного возраста может составить в целом за 2019–2024 годы около 2,94 трлн руб., или в среднем около 490 млрд руб. в год». Такие данные предоставили «НГ» в пресс-службе СП. Там уточнили: «На выплату страховой пенсии из федерального бюджета на 2019 год запланировано 1,87 трлн руб. Это на 34 млрд руб. больше, чем предусматривалось в 2018-м».
Негативные демографические тенденции и растущая нагрузка на пенсионную систему – основные причины, побудившие другие страны поднять пенсионный возраст. Об этом рассказывали россиянам чиновники и эксперты как до проведения пенсионной реформы, так и после.
В четверг в Москве прошел семинар Высшей школы экономики (ВШЭ), организованный при поддержке Всемирного банка. Исследователи обсуждали опыт пенсионных реформ в скандинавских странах, в странах Балтии и в РФ. Как заметил руководитель программ Всемирного банка в РФ Кристофер Миллер, проводить пенсионную реформу – то же самое, что ремонтировать машину на ходу, не зная, что ждет за поворотом. В частности, судя по обсуждению, одним из сюрпризов за поворотом может оказаться технологическая революция. Тем не менее, как считает старший партнер Beier Research Оле Бейер Соренсен (ранее был старшим специалистом по частным системам пенсионного обеспечения в Организации экономического сотрудничества и развития), главная мысль, которая должна сейчас лежать в основе стратегической политики, такова: «Когда дольше живешь, нужно дольше работать».
Свой вывод исследователь проиллюстрировал в презентации изображением молодых работников, несущих на плечах диван, на котором сидят пенсионеры. Но применительно к российским реалиям хотелось бы увидеть в повестке дня другие дискуссии – в частности, о том, что дало гражданам повышение пенсионного возраста. Ведь власти уточняли, что изменения делаются во благо не только пенсионной системы, но и населения.
«Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост, – пояснял в телеобращении президент Владимир Путин. – Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит около 7%... В предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц – сейчас, напомню, это 14 144 руб.».
Судя по всему, власти рассчитывают удивить россиян этими 20 тыс. руб. через шесть лет, которые, конечно, лучше, чем 14 тыс. Но что будет с коэффициентом замещения пенсией утраченного заработка? Например, по итогам 2018 года он составил около 31% – таким было, по данным Росстата, отношение среднего размера назначенных в стране пенсий к среднему размеру начисленной зарплаты. Рекордным это соотношение стало в январе 2017-го: тогда благодаря единовременной денежной выплате в размере 5 тыс. руб. коэффициент достиг почти 51%. Но такой всплеск больше не повторялся. В январе 2019-го это отношение составило около 34%.
Такие показатели в полтора-два раза ниже, чем во многих европейских странах. В среднем по Евросоюзу отношение пенсий к зарплатам составляло в 2017 году, по данным Евростата, около 58-59%. Евростат дает отношение пенсионных доходов лиц в возрасте 65–74 лет к доходам от трудовой деятельности лиц в возрасте 50–59 лет. Росстат дает более обобщенные данные. Хотя если сравнить размер средней пенсии в России с уровнем зарплат предпенсионеров, коэффициент замещения хоть и увеличивается, но все равно в разы отстает от европейских значений.
При этом пенсионный возраст в России постепенно будет доведен до уровня, близкого к европейскому, и после поступательного повышения для женщин он составит 60 лет в 2028 году, а для мужчин – 65 лет. Как следует из данных, которые привел в своей презентации Оле Бейер Соренсен, в 2030 году пенсионный возраст мужчин должен составить около 65 лет в Польше, Венгрии, Румынии; 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании. У женщин в 2030 году он составит 60 лет в Польше; 63 года в Румынии; 65 лет в Венгрии; около 67 лет в Швеции, Финляндии, Португалии, Италии, Франции, Германии; 68 лет в Дании.
В конце августа прошлого года вице-премьер Татьяна Голикова сообщила: «Была принята, то есть ратифицирована парламентом, 102-я конвенция Международной организации труда (МОТ) по нормам социального обеспечения, и как раз эта ратификация означает, что мы должны приблизиться к пенсиям по нормативу 40% утраченного заработка». Правительство будет над этим работать, оно, по словам Голиковой, предложит стратегию достижения размера пенсии до уровня не менее 40% от заработка. Правда, Голикова уточняла, что методология МОТ отличается от «того упрощенного похода, который существует у нас, когда берется средний размер пенсии и соотносится со средней зарплатой по экономике».
«Учитывая, что Россия в прошлом году ратифицировала 102-ю конвенцию, теперь есть только один ориентир по коэффициенту замещения прежнего заработка – не менее 40%, – и этот ориентир выполняется. Более того, он перевыполняется, – уверяют в ПФР. – Положительный финансовый эффект от повышения пенсионного возраста будет полностью направлен на повышенную индексацию пенсий, которая закреплена законом вплоть до 2024 года, а также на предоставление ряда смягчающих льгот, предусмотренных в рамках переходного периода».
3.2. Совершенствование развития и функционирования системы страховых пенсий в России
При осущест влении в Росс ии совреме нной пенсио нной рефор мы многим гр ажданам по казалось в ыходом из с итуации, ко гда размер стр аховой пенс ии невысок ий, обеспеч ить себе досто йный урове нь жизни н а пенсии через у величение н акопительно й пенсии путе м перевода ее в не государстве нные пенсио нные фонды.
В современ ной России не государстве нные пенсио нные фонды в ызывают не доверие у н аселения. Г лавной прич иной недовер ия являетс я разворов ывание пенс ионных нако плений и к ак следств ие ликвида ция фондов, в то м числе в резу льтате про цедуры бан кротства. Пр и поиске ре шения слож ившейся проб лемы, необ ходимо опре делить мех анизм функ ционирован ия (принци п работы) н ынешних НПФ.1
НПФ в Росс ии – это ор ганизация, з анимающаяс я разнопла новой неко ммерческой де ятельность ю, которая з аключается в а ккумулиров ании денеж ных средст в населени я, их даль нейшего ин вестирован ия в различ ные сектор а экономик и и последу ющего испо льзования д