Файл: Страховые пенсии в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ля выплат пенсий и пособий участникам фонда. Как подчеркивает директор Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Евгений Гонтмахер: «Инвестирование гражданами накопительной части пенсии в НПФ – это во многом патриотический поступок с их стороны. Средства пенсионных накоплений размещаются в государственные ценные бумаги, депозиты в системообразующих банках, акции высшего котировального списка, а значит, инвестируется в развитие экономики страны». Данный метод функционирования НПФ имеет свои значительные преимущества, но между тем, в условиях современной России он не работает.

По данным в конце 2018 года только 9% активов НПФ было вложено в акции. Следовательно, если 89% пенсионных накоплений и резервов НПФ вложено в депозиты и облигации, то их реальная стоимость не может расти.

Так например, по сообщению в прессе доходность крупных НПФ в 2019 году была ниже инфляции. По другим сообщениям, за 5 лет только 12 НПФ смогли дать доходность ненамного больше инфляции (всего несколько процентов). Примечательно, что нигде нет открытой статистики НПФ по накопленной доходности за 5-10-15 лет. Всё, что есть -это доходность за 1 год, но она не показательна. Как следствие, доверие к этой структуре у населения падает.1

Плохо функционирующая негосударственная пенсионная система значительно скажется на уровне пенсий. Государственная пенсионная система, как правило, гарантирует скромный уро
вень всеобщего пенсионного обеспечения, в то время как негосударственная обеспечивает дополнительные надбавки к пенсиям. Возможность населения накопить на старость в современной России, лучший вариант пенсионного обеспечения на данный момент. С учетом роста продолжительности жизни, возросло количество пенсионеров по отношению к молодым. Пенсионная система, в которой молодые платят за пожилых, в современных условиях не справляется.

Негосударственные пенсионные фонды необходимы населению России, поскольку они дают возможность влиять на уровень своих пенсий. Негосударственная пенсионная система как правило, позволяет накопить пенсию выше, чем государственная пенсионная система. Необходимость НПФ является очевидной.

Решение проблемы. В настоящее время негосударственные пенсионные фонды функционируют по принципу аккумулирования денежных средств населения и их дальнейшего инвестирования в различные сектора экономики. Представляется целесообразным изменить структуру НПФ, которые должны функционировать по принципу капитализации пенсионных накоплений. В фондах, основанных на капитализации накоплений, происходит капитализация средств, и их суммарные активы должны быть равны обязательствам перед будущими и настоящими пенсионерами. НПФ должны отчитываться государству о соответствии данных показателей. Отчисления в данные фонды должны быть освобождены от налогов. Средства, перечисленные уч

астником в НПФ не могут быть использованы этим фондом, до тех пор, пока не произойдет расплата по всем обязательствам перед участником. При этом, для финансовой устойчивости данной структуры, необходимо ограничить возможность участников досрочно изымать средства, накопленные за счет их отчислений.

Негосударственная пенсионная система предлагает целый набор пенсионных схем – от пожизненных выплат до выплат в течение 3-5 лет. Считаю целесообразным внести предложение о создании фонда, использующего схемы только с пожизненными выплатами и только на условиях капитализации накоплений. Данная схема ограничивает возможность разворовывать накопления, поскольку их суммарные активы будут равны обязательствам перед участниками. При этом государство обязано контролировать это равенство. Сам фонд не вправе распоряжаться средствами до тех пор, пока его обязательство перед участником не будет выполнено.

акже предлагаю дать населению право добровольного выбора накопительных фондов. В частности, выбор между государственным ПФ и НПФ. То есть, предоставить право добровольного отказа от государственной накопительной части пенсии.

Также необходимо ввести страхование пенсионных накоплений. Создаваемый в России Национальный расчетный депозитарий (НРД) может застраховать негосударственные пенсионные накопления россиян. При этом страховать планируется не только сами накопления, но и заработанны
й по ним инвестиционный доход. Также НРД станет отслеживать и хранить полную историю накоплений россиян в счет будущей пенсии. Депозитарий создается в рамках реформирования существующей системы. Он открывает человеку счет, куда перечисляются деньги, а также отслеживает движение денег и по требованию владельца отправляет их в тот или иной негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или другим участникам рынка. Также предполагается, что НРД будет знать всю историю накоплений человека, независимо от того, сколько раз он менял место работы и негосударственные пенсионные фонды. В начале сентября 2019 года Министерство финансов подготовило законопроект c предварительным рабочим названием «О гарантированном пенсионном продукте». Он предполагает гарантию сохранности долгосрочных пенсионных накоплений, регистрацию накопительных счетов центральным администратором и налоговые льготы для бизнеса. Россияне смогут присоединить к гарантированному продукту накопления, имеющиеся в системе обязательного пенсионного страхования. «Гарантированный пенсионный продукт» подразумевает, что с добровольных накоплений россиян не будет взиматься налог на доходы физических лиц. На данном этапе предполагается, что страховой порог составит 1,4 млн рублей. Это представляется крайне недостаточной инициативой, так как остальные накопленные средства граждан остаются по-прежнему незащищенными, а это не способствует возвр
ату доверия к НПФ среди российского населения. В этой ситуации, автору данной работы видится только один возможный выход -все пенсионные накопления граждан, независимо от их размера, должны быть полностью застрахованы государством, которое выступит гарантом сохранения денежных средств населения, чьи пенсионные накопления находятся в негосударственных пенсионных фондах.

Совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ уделяется в настоящее время много времени, однако реформирование данной отрасти не должно сводится лишь к изменениям системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышением пенсионного возраста и т. д. [1] Совершенствование пенсионной системы, должно проводится в комплексе мероприятий направленных на упразднение причин, задерживающих развитие пенсионных реформ в полной мере. Основные мероприятия должны быть следующего характера: − проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной заработной платы, то есть население страны, должно быть заинтересовано в получении легальной «белой» заработной платы, с которой взымаются страховые взносы; − совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. Данные технологии должны быть направлены не только на взаимодействие с населением, но и другими организациями, такими как Фонд социального страхования, Федеральный фонд ОМС и т. д.; − повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ. Рассмотрим подробнее каждое из названных мероприятий: 1. Мероприятия по снижению уровня неофициальной заработной платы у населения. Несмотря на довольно негативные последствия теневой занятости, многие работодатели вынуждают работников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если сам работник этого не хочет [2]. Из-за высокой безработицы граждане конкурируют за свободные рабочие места, а работодатели, в свою очередь, пользуются данной ситуацией. Рост неофициальной заработной платы приводит к росту цен, отсутствия стабильности в экономики, а также уменьшению заработной платы [3]. В связи с этим необходимо усилить контроль соответствующих ведомств с целью устранения нарушений налогового законодательства. Необходимо также усилить разъяснительную и агитационную работу по поводу необходимости в «белой» заработной плате, а также в перечислении страховых взносов в бюджет. 2. Совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. В настоящее время у каждого фонда (ПФР, ФСС, ФФОМС) создана своя информационная система, так как функции данных учреждений сопрягаются, по сути у них должна быть единая информационная база. Данная база должна включать данные социальных учреждений, а также взаимодействовать с населением и организациями страны. Данные должны быть синхронизированы, отшлифованы и очищены от сторонней информации. Данная база позволит человеку по умолчанию пользоваться своими социальными правами, без доказывания их в суде. Совершенствование системы предоставления услуг ПФР