ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ля выплат пе нсий и пособий уч астникам фо нда. Как по дчеркивает д иректор Инст итута миро вой эконом ики и между народных от ношений Росс ийской ака демии наук Е вгений Гонт махер: «Ин вестирован ие граждан ами накопите льной част и пенсии в Н ПФ – это во м ногом патр иотический посту пок с их сторо ны. Средст ва пенсион ных накопле ний размещ аются в госу дарственные це нные бумаг и, депозит ы в системообр азующих ба нках, акци и высшего кот ировального с писка, а з начит, инвест ируется в р азвитие эко номики стр аны». Данн ый метод фу нкциониров ания НПФ и меет свои з начительные пре имущества, но ме жду тем, в ус ловиях совре менной Росс ии он не р аботает.
По данным в ко нце 2018 го да только 9% а ктивов НПФ б ыло вложено в а кции. Следо вательно, ес ли 89% пенс ионных нако плений и резер вов НПФ вло жено в депоз иты и обли гации, то и х реальная сто имость не мо жет расти.
Так например, по сооб щению в прессе до ходность кру пных НПФ в 201 9 году был а ниже инф ляции. По дру гим сообще ниям, за 5 лет то лько 12 НПФ с могли дать до ходность не намного бо льше инфля ции (всего нес колько про центов). Пр имечательно, что н игде нет от крытой стат истики НПФ по н акопленной до ходности з а 5-10-15 лет. Всё, что ест ь -это дохо дность за 1 го д, но она не по казательна. К ак следств ие, доверие к это й структуре у н аселения п адает.1
Плохо функ ционирующа я негосударст венная пенс ионная систе ма значите льно скажетс я на уровне пе нсий. Госу дарственна я пенсионн ая система, к ак правило, г арантирует с кромный уро
вень всеоб щего пенсио нного обес печения, в то вре мя как негосу дарственна я обеспечи вает допол нительные н адбавки к пе нсиям. Воз можность н аселения н акопить на ст арость в со временной Росс ии, лучший в ариант пенс ионного обес печения на д анный моме нт. С учето м роста про должительност и жизни, возрос ло количест во пенсионеров по от ношению к мо лодым. Пенс ионная систе ма, в которо й молодые п латят за по жилых, в со временных ус ловиях не с правляется.
Негосударственные пе нсионные фо нды необхо димы населе нию России, пос кольку они д ают возмож ность влият ь на урове нь своих пе нсий. Негосу дарственна я пенсионн ая система к ак правило, поз воляет нако пить пенси ю выше, че м государст венная пенс ионная систе ма. Необхо димость НПФ я вляется оче видной.
Решение проб лемы. В насто ящее время не государстве нные пенсио нные фонды фу нкционируют по пр инципу акку мулировани я денежных сре дств населе ния и их д альнейшего и нвестирова ния в разл ичные сектор а экономик и. Предста вляется це лесообразн ым изменит ь структуру Н ПФ, которые до лжны функц ионировать по пр инципу кап итализации пе нсионных н акоплений. В фо ндах, осно ванных на к апитализац ии накопле ний, проис ходит капит ализация сре дств, и их су ммарные акт ивы должны б ыть равны об язательств ам перед бу дущими и н астоящими пе нсионерами. Н ПФ должны отч итываться госу дарству о соот ветствии д анных показ ателей. Отч исления в д анные фонд ы должны б ыть освобо ждены от н алогов. Сре дства, переч исленные уч
астником в Н ПФ не могут б ыть использо ваны этим фо ндом, до те х пор, пок а не произо йдет распл ата по все м обязател ьствам пере д участнико м. При это м, для фин ансовой усто йчивости д анной стру ктуры, необ ходимо огр аничить воз можность уч астников досроч но изымать сре дства, нако пленные за счет и х отчислен ий.
Негосударственная пе нсионная с истема пре длагает це лый набор пе нсионных с хем – от по жизненных в ыплат до в ыплат в тече ние 3-5 лет. Сч итаю целесообр азным внест и предложе ние о созд ании фонда, ис пользующего с хемы только с по жизненными в ыплатами и то лько на ус ловиях кап итализации н акоплений. Д анная схем а ограничи вает возмо жность раз воровывать н акопления, пос кольку их су ммарные акт ивы будут р авны обязате льствам пере д участник ами. При это м государст во обязано ко нтролироват ь это раве нство. Сам фо нд не впра ве распоря жаться средствами до те х пор, пок а его обяз ательство пере д участнико м не будет в ыполнено.
акже предл агаю дать н аселению пр аво доброво льного выбор а накопите льных фондо в. В частност и, выбор ме жду государст венным ПФ и Н ПФ. То ест ь, предост авить право добро вольного от каза от госу дарственно й накопите льной част и пенсии.
Также необ ходимо ввест и страхова ние пенсио нных накоп лений. Соз даваемый в Росс ии Национа льный расчет ный депозит арий (НРД) мо жет застра ховать негосу дарственные пе нсионные н акопления росс иян. При это м страховат ь планируетс я не только с ами накопле ния, но и з аработанны
й по ним и нвестицион ный доход. Т акже НРД ст анет отсле живать и хр анить полну ю историю н акоплений росс иян в счет бу дущей пенс ии. Депозит арий создаетс я в рамках рефор мирования су ществующей с истемы. Он от крывает че ловеку счет, ку да перечис ляются ден ьги, а так же отслежи вает движе ние денег и по требо ванию владе льца отпра вляет их в тот и ли иной не государстве нный пенсио нный фонд ( НПФ) или дру гим участн икам рынка. Т акже предпо лагается, что Н РД будет з нать всю истор ию накопле ний челове ка, независ имо от того, с колько раз о н менял место р аботы и не государстве нные пенсио нные фонды. В н ачале сент ября 2019 го да Министерст во финансо в подготов ило законо проект c пре дварительн ым рабочим н азванием «О г арантирова нном пенсио нном проду кте». Он пре дполагает г арантию со хранности до лгосрочных пе нсионных н акоплений, ре гистрацию н акопительн ых счетов це нтральным а дминистраторо м и налого вые льготы д ля бизнеса. Росс ияне смогут пр исоединить к г арантирова нному проду кту накопле ния, имеющ иеся в систе ме обязате льного пенс ионного стр ахования. « Гарантиров анный пенс ионный про дукт» подр азумевает, что с добро вольных на коплений росс иян не будет вз иматься на лог на дохо ды физичес ких лиц. Н а данном эт апе предпо лагается, что стр аховой поро г составит 1,4 м лн рублей. Это пре дставляетс я крайне не достаточно й инициати вой, так к ак остальн ые накопле нные средст ва граждан ост аются по-пре жнему неза щищенными, а это не способст вует возвр
ату довери я к НПФ сре ди российс кого населе ния. В это й ситуации, а втору данно й работы в идится тол ько один воз можный выхо д -все пенс ионные нако пления гра ждан, неза висимо от и х размера, до лжны быть по лностью застр ахованы госу дарством, которое в ыступит гар антом сохр анения дене жных средст в населени я, чьи пенс ионные нако пления нахо дятся в не государстве нных пенсио нных фонда х.
Совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ уделяется в настоящее время много времени, однако реформирование данной отрасти не должно сводится лишь к изменениям системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышением пенсионного возраста и т. д. [1] Совершенствование пенсионной системы, должно проводится в комплексе мероприятий направленных на упразднение причин, задерживающих развитие пенсионных реформ в полной мере. Основные мероприятия должны быть следующего характера: − проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной заработной платы, то есть население страны, должно быть заинтересовано в получении легальной «белой» заработной платы, с которой взымаются страховые взносы; − совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. Данные технологии должны быть направлены не только на взаимодействие с населением, но и другими организациями, такими как Фонд социального страхования, Федеральный фонд ОМС и т. д.; − повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ. Рассмотрим подробнее каждое из названных мероприятий: 1. Мероприятия по снижению уровня неофициальной заработной платы у населения. Несмотря на довольно негативные последствия теневой занятости, многие работодатели вынуждают работников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если сам работник этого не хочет [2]. Из-за высокой безработицы граждане конкурируют за свободные рабочие места, а работодатели, в свою очередь, пользуются данной ситуацией. Рост неофициальной заработной платы приводит к росту цен, отсутствия стабильности в экономики, а также уменьшению заработной платы [3]. В связи с этим необходимо усилить контроль соответствующих ведомств с целью устранения нарушений налогового законодательства. Необходимо также усилить разъяснительную и агитационную работу по поводу необходимости в «белой» заработной плате, а также в перечислении страховых взносов в бюджет. 2. Совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. В настоящее время у каждого фонда (ПФР, ФСС, ФФОМС) создана своя информационная система, так как функции данных учреждений сопрягаются, по сути у них должна быть единая информационная база. Данная база должна включать данные социальных учреждений, а также взаимодействовать с населением и организациями страны. Данные должны быть синхронизированы, отшлифованы и очищены от сторонней информации. Данная база позволит человеку по умолчанию пользоваться своими социальными правами, без доказывания их в суде. Совершенствование системы предоставления услуг ПФР
По данным в ко нце 2018 го да только 9% а ктивов НПФ б ыло вложено в а кции. Следо вательно, ес ли 89% пенс ионных нако плений и резер вов НПФ вло жено в депоз иты и обли гации, то и х реальная сто имость не мо жет расти.
Так например, по сооб щению в прессе до ходность кру пных НПФ в 201 9 году был а ниже инф ляции. По дру гим сообще ниям, за 5 лет то лько 12 НПФ с могли дать до ходность не намного бо льше инфля ции (всего нес колько про центов). Пр имечательно, что н игде нет от крытой стат истики НПФ по н акопленной до ходности з а 5-10-15 лет. Всё, что ест ь -это дохо дность за 1 го д, но она не по казательна. К ак следств ие, доверие к это й структуре у н аселения п адает.1
Плохо функ ционирующа я негосударст венная пенс ионная систе ма значите льно скажетс я на уровне пе нсий. Госу дарственна я пенсионн ая система, к ак правило, г арантирует с кромный уро
вень всеоб щего пенсио нного обес печения, в то вре мя как негосу дарственна я обеспечи вает допол нительные н адбавки к пе нсиям. Воз можность н аселения н акопить на ст арость в со временной Росс ии, лучший в ариант пенс ионного обес печения на д анный моме нт. С учето м роста про должительност и жизни, возрос ло количест во пенсионеров по от ношению к мо лодым. Пенс ионная систе ма, в которо й молодые п латят за по жилых, в со временных ус ловиях не с правляется.
Негосударственные пе нсионные фо нды необхо димы населе нию России, пос кольку они д ают возмож ность влият ь на урове нь своих пе нсий. Негосу дарственна я пенсионн ая система к ак правило, поз воляет нако пить пенси ю выше, че м государст венная пенс ионная систе ма. Необхо димость НПФ я вляется оче видной.
Решение проб лемы. В насто ящее время не государстве нные пенсио нные фонды фу нкционируют по пр инципу акку мулировани я денежных сре дств населе ния и их д альнейшего и нвестирова ния в разл ичные сектор а экономик и. Предста вляется це лесообразн ым изменит ь структуру Н ПФ, которые до лжны функц ионировать по пр инципу кап итализации пе нсионных н акоплений. В фо ндах, осно ванных на к апитализац ии накопле ний, проис ходит капит ализация сре дств, и их су ммарные акт ивы должны б ыть равны об язательств ам перед бу дущими и н астоящими пе нсионерами. Н ПФ должны отч итываться госу дарству о соот ветствии д анных показ ателей. Отч исления в д анные фонд ы должны б ыть освобо ждены от н алогов. Сре дства, переч исленные уч
астником в Н ПФ не могут б ыть использо ваны этим фо ндом, до те х пор, пок а не произо йдет распл ата по все м обязател ьствам пере д участнико м. При это м, для фин ансовой усто йчивости д анной стру ктуры, необ ходимо огр аничить воз можность уч астников досроч но изымать сре дства, нако пленные за счет и х отчислен ий.
Негосударственная пе нсионная с истема пре длагает це лый набор пе нсионных с хем – от по жизненных в ыплат до в ыплат в тече ние 3-5 лет. Сч итаю целесообр азным внест и предложе ние о созд ании фонда, ис пользующего с хемы только с по жизненными в ыплатами и то лько на ус ловиях кап итализации н акоплений. Д анная схем а ограничи вает возмо жность раз воровывать н акопления, пос кольку их су ммарные акт ивы будут р авны обязате льствам пере д участник ами. При это м государст во обязано ко нтролироват ь это раве нство. Сам фо нд не впра ве распоря жаться средствами до те х пор, пок а его обяз ательство пере д участнико м не будет в ыполнено.
акже предл агаю дать н аселению пр аво доброво льного выбор а накопите льных фондо в. В частност и, выбор ме жду государст венным ПФ и Н ПФ. То ест ь, предост авить право добро вольного от каза от госу дарственно й накопите льной част и пенсии.
Также необ ходимо ввест и страхова ние пенсио нных накоп лений. Соз даваемый в Росс ии Национа льный расчет ный депозит арий (НРД) мо жет застра ховать негосу дарственные пе нсионные н акопления росс иян. При это м страховат ь планируетс я не только с ами накопле ния, но и з аработанны
й по ним и нвестицион ный доход. Т акже НРД ст анет отсле живать и хр анить полну ю историю н акоплений росс иян в счет бу дущей пенс ии. Депозит арий создаетс я в рамках рефор мирования су ществующей с истемы. Он от крывает че ловеку счет, ку да перечис ляются ден ьги, а так же отслежи вает движе ние денег и по требо ванию владе льца отпра вляет их в тот и ли иной не государстве нный пенсио нный фонд ( НПФ) или дру гим участн икам рынка. Т акже предпо лагается, что Н РД будет з нать всю истор ию накопле ний челове ка, независ имо от того, с колько раз о н менял место р аботы и не государстве нные пенсио нные фонды. В н ачале сент ября 2019 го да Министерст во финансо в подготов ило законо проект c пре дварительн ым рабочим н азванием «О г арантирова нном пенсио нном проду кте». Он пре дполагает г арантию со хранности до лгосрочных пе нсионных н акоплений, ре гистрацию н акопительн ых счетов це нтральным а дминистраторо м и налого вые льготы д ля бизнеса. Росс ияне смогут пр исоединить к г арантирова нному проду кту накопле ния, имеющ иеся в систе ме обязате льного пенс ионного стр ахования. « Гарантиров анный пенс ионный про дукт» подр азумевает, что с добро вольных на коплений росс иян не будет вз иматься на лог на дохо ды физичес ких лиц. Н а данном эт апе предпо лагается, что стр аховой поро г составит 1,4 м лн рублей. Это пре дставляетс я крайне не достаточно й инициати вой, так к ак остальн ые накопле нные средст ва граждан ост аются по-пре жнему неза щищенными, а это не способст вует возвр
ату довери я к НПФ сре ди российс кого населе ния. В это й ситуации, а втору данно й работы в идится тол ько один воз можный выхо д -все пенс ионные нако пления гра ждан, неза висимо от и х размера, до лжны быть по лностью застр ахованы госу дарством, которое в ыступит гар антом сохр анения дене жных средст в населени я, чьи пенс ионные нако пления нахо дятся в не государстве нных пенсио нных фонда х.
Совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ уделяется в настоящее время много времени, однако реформирование данной отрасти не должно сводится лишь к изменениям системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышением пенсионного возраста и т. д. [1] Совершенствование пенсионной системы, должно проводится в комплексе мероприятий направленных на упразднение причин, задерживающих развитие пенсионных реформ в полной мере. Основные мероприятия должны быть следующего характера: − проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной заработной платы, то есть население страны, должно быть заинтересовано в получении легальной «белой» заработной платы, с которой взымаются страховые взносы; − совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. Данные технологии должны быть направлены не только на взаимодействие с населением, но и другими организациями, такими как Фонд социального страхования, Федеральный фонд ОМС и т. д.; − повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ. Рассмотрим подробнее каждое из названных мероприятий: 1. Мероприятия по снижению уровня неофициальной заработной платы у населения. Несмотря на довольно негативные последствия теневой занятости, многие работодатели вынуждают работников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если сам работник этого не хочет [2]. Из-за высокой безработицы граждане конкурируют за свободные рабочие места, а работодатели, в свою очередь, пользуются данной ситуацией. Рост неофициальной заработной платы приводит к росту цен, отсутствия стабильности в экономики, а также уменьшению заработной платы [3]. В связи с этим необходимо усилить контроль соответствующих ведомств с целью устранения нарушений налогового законодательства. Необходимо также усилить разъяснительную и агитационную работу по поводу необходимости в «белой» заработной плате, а также в перечислении страховых взносов в бюджет. 2. Совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. В настоящее время у каждого фонда (ПФР, ФСС, ФФОМС) создана своя информационная система, так как функции данных учреждений сопрягаются, по сути у них должна быть единая информационная база. Данная база должна включать данные социальных учреждений, а также взаимодействовать с населением и организациями страны. Данные должны быть синхронизированы, отшлифованы и очищены от сторонней информации. Данная база позволит человеку по умолчанию пользоваться своими социальными правами, без доказывания их в суде. Совершенствование системы предоставления услуг ПФР