Файл: Демографические прогнозы (мир, рф, пфо, Ульяновская область, мо) методология, эмпирические оценки, рекомендации для демографической политики..docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 575
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Основные понятия выбранной темы
1.2. Регулирование демографии в РФ
1.3. Зарубежный опыт регулирования демографии
2.1. Статистический анализ демографической ситуации в РФ
2.3. Прогноз демографической ситуации
3.1. Проблемы демографической ситуации в Российской Федерации
3.2. Совершенствование демографической политики
3.3. Изменение государственной политики в сфере регулирования демографических процессов
Рисунок 2 - Меры демографической политики Российской Федерации
На сегодняшний день демографическая политика в Российской Федерации создает условия для обеспечения демографической безопасности, воспроизводства народонаселения и др. Однако большая часть семей ограничивается одним ребенком по множествам причинам.
Сегодня функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии в Российской Федерации выполняет Министерство труда и социальной защиты. Его деятельность тесно связана с реализацией национального проекта «Демография», рассчитанного на период с 2019 по 2024 годы. Данный национальный проект влияет на достижение такой национальной цели развития, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, и на решение связанных с этой целью задач по обеспечению устойчивого роста численности населения и увеличению до 70 % доли граждан, которые занимаются физической культурой и спортом на систематической основе. Достижение поставленной цели должно быть обеспечено реализацией следующих федеральных проектов, которые входят в состав национального проекта «Демография»: «Финансовая поддержка семей при рождении детей» - проект направлен на расширение мер социальной (в том числе, адресной) поддержки в отношении семей с детьми; «Содействие занятости» - проект направлен на расширение возможностей детей получить дошкольное образование и возможностей взрослого населения повысить квалификацию и приобрести дополнительные знания и навыки, на модернизацию центров занятости населения, предоставляемых услуги работодателям; «Старшее поколение» - проект направлен на обеспечение пожилых нуждающихся людей системой долговременного ухода, на повышение для них качества и доступности медицинской помощи; «Укрепление общественного здоровья» -проект направлен на формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (в частности, потребления сигарет, папирос, алкогольной продукции); «Спорт-норма жизни» - проект направлен на обеспечение граждан спортивными сооружениями и на создание других условий для занятий ими физической культурой и спортом [4, стр. 68].
Как утверждают специалисты, преодоление демографических проблем возможно только в том случае, если подходы к ним будут изменены глубоким и коренным образом. Прежде всего, совершают призывы к повышению научной обоснованности всех мер, которые предпринимаются в рамках реализации демографической политики. Речь идет о предварительном проведении комплексного анализа проблем и их отдельных составляющих. Демографическое развитие страны во многом зависит от того, насколько крепка экономическая основа жизнедеятельности населения. В свою очередь, от государственных органов требуется принятие решений и совершение действий, направленных на постоянное
увеличение уровня и качества жизни граждан, обеспечение современного и комфортного проживания. А это можно сделать в результате содействия созданию новых рабочих мест в стране, повышению уровня оплаты труда, строительству новых жилых домов и т.д. Благодаря этим изменениям у граждан появится больше возможностей для создания семей, рождению детей, ведения здорового образа жизни.
Несомненно, пропадут стимулы для того, чтобы уехать из Российской Федерации на постоянное проживание в другую страну. В то же время будет повышаться привлекательность нашего государства как места жительства для людей с более высоким образовательным и профессиональным уровнями, чем у тех, кто сейчас стремится к нам. Особое внимание при реализации демографической политики необходимо уделить контролю за ходом выполнения принятых решений. Повышение его эффективности требует системности и регулярности, поскольку важно не только принять правильное управленческое решение, но и правильно его воплотить в жизнь.
Предпринимаемые государством меры демографической политики на сегодняшний день хотя и показали себя в определённых моментах в эффективной степени, но в целом, вся ситуация в области воспроизводства населения: естественного прироста и убыли, его социально-экономического положения и других аспектов требует пристального внимания. На мой взгляд, решение демографических проблем должно исходить из того, что семья и рождаемость - вот главные составляющие духовного и материального единства, то есть, меры должны охватывать и возрождать не только духовное понимание семьи, но и материально стимулировать ячейку социума. Выходом из ситуации может быть возврат к пониманию ценности семьи и многодетности, а для этого необходима пропагандистская политика государства через СМИ, социальную рекламу, телевидение, школу.
1.3. Зарубежный опыт регулирования демографии
За рубежом нет четкой градации между понятиями социальная, демографическая и семейная политика. Они объединены в одну политику, которая обозначается как социальная политика по отношению к семье. Она в сущности сводится к мерам поддержки семьи для создания ей максимально благоприятных условий функционирования и выполнения своих семейных обязанностей.
В настоящее время социально-демографическая политика в различных формах проводится во многих странах мира. Ее содержание, цели, масштабы и методы осуществления неодинаковы в каждой стране, так как существенно различаются и демографическое состояние, и тенденции социально-экономического развития разных стран. Во многих европейских странах широко реализуются ежемесячные, систематически растущие выплаты на детей. Политика материальной поддержки семей с детьми составляет важную часть социально-демографической политики во всех странах Европейского Союза, хотя между ними существуют и немалые различия.
В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.
В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.
Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.
В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии -соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.
Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.
В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.
Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.
Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.
Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.
В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х гг., особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались - в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.
В сфере поддержки семьи правительством Франции в последние десятилетия был проведен целый ряд мероприятий:
-
ежемесячное пособие на детей — выплачивается начиная с рождения ребенка, и при рождении третьего оно достигает максимальной величины; -
введен гарантированный минимальный уровень дохода семьи; -
дотации — их получают семьи с минимальным уровнем дохода, преимущество отдается семьям с тремя детьми; -
подоходный налог при его уплате — определенные преимущества отдаются семьям в зависимости от числа детей; -
единовременные пособия до и после рождения ребенка, которые достигают значительной суммы на третьего ребенка; -
установлен размер декретного отпуска в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличено до 26 недель; -
матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка; -
семьям на обзаведение хозяйством выдаются ссуды. При рождении каждого ребенка часть ссуды погашается, при рождении четвертого ребенка погашается 90% ссуды; -
предусмотрена существенная ежегодная компенсация расходов семьи на обучение детей; -
матери, имеющие трех детей, автоматически становятся застрахованными в системе государственного пенсионного обеспечения; -
создана всеохватывающая система внесемейного воспитания, предусматривающая относительно недорогое пребывание ребенка в частных или государственных дошкольных и школьных учреждениях в течение всего дня.
Проведение таких мероприятий в свое время позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране, а всеохватывающая