Файл: Вопросы для экзамена по курсу Политическая социология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Передача от поколения к поколению социально-политического опыта, основных норм и ценностей в переходное время протекает особенно болезненно. Среди представителей среднего и старшего поколения преобладают прежние ценностно-политические ориентации, традиционные стереотипы политического мышления и поведения, что неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения. В середине ХХ века появилось новое явление, по своему назначению идентичное возникновению в истории системы образования, - государственная молодежная политика – новый тип социальной деятельности, который взял на себя функции социализации с положительной социальной ориентацией, охватывающий всё пространство социальной жизни молодежи за пределами института формального образования. Появление государственной молодежной политики - показатель новых общественно-исторических условий и ограниченности в них возможностей прежних социализационных институтов [12].
Стабильность социально-политического развития страны возможна лишь в сочетании новаций и традиций как взаимосвязанных сторон культуры общества. В противном случае Россия в очередной раз может пережить национальную трагедию. Сегодня в России остро стоит вопрос о необходимости выработки действенной формы солидарности граждан страны независимо от их происхождения и положения. Россия переживает сейчас процесс смены национально-государственной символики, возрождения старых традиций и церемоний. Умелое использование политической символики придает эмоциональный накал восприятию политических знаний, постижению исторических свершений, пробуждает в гражданах чувство гордости за свое Отечество.
Принимая во внимание сегодняшние процессы социализации в изменяющейся России, мы должны отметить фундаментально возрастающую роль СМИ, телевидения, информатизации, воздействия, которых чаще всего носит негативный, стрессовый характер. Используемые в современных СМИ, псевдоискусстве штампы ведут к формированию наивных, упрощенных представлений о людях, шаблонов в восприятии людей. Назрела настоятельная необходимость совершенствования законодательной базы в СМИ [5]. Недостаток достоверной информации ведёт к отчуждению власти от общества и не способствует формированию гражданских качеств личности. Одной из основных задач в этом направлении является диалог власти, гражданского общества и средств массовой информации. К сожалению, СМИ больше внимания уделяют подчас отрицательным явлениям (неудачи лидеров, скандалы и т. д.), что формирует негативное отношение к политике и политикам, вызывает нездоровый скептицизм, нигилизм. Трудно рассчитывать на реальные успехи в формировании чувства гражданского долга и ответственности без повышения требовательности к уровню политической культуры. В период преобразования общественно-политической системы в России усложняются и изменяются требования к процессу политической социализации, который осуществляется в системе среднего и высшего образования (этот процесс является основополагающим в социализации). Цель процесса политической социализации - обеспечить бесперебойное функционирование политической системы при смене поколений в политике и способствовать становлению гражданина, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры и готов сам принимать решения по важнейшим вопросам [10]. Однако процесс социализации как освоение людьми политической культуры реально осуществим лишь при условии заинтересованности в нем политического режима, ведущих политических сил и при подлинно демократическом климате в обществе.
Для того чтобы человек мог свободно ориентироваться в потоке противоречивой информации, ему необходимо обладать устойчивым внутренним мотивационным ядром, которое должно быть способным выдерживать высокие информационные нагрузки и быстрые изменения среды, при этом человеку необходимо сохранять свою идентичность и одновременно с этим обладать большой психологической гибкостью, лабильностью, позволяющей и в зрелом возрасте не только усваивать новую информацию, но и самому продуцировать что-то новое, для того, чтобы выступать в качестве полноправного члена общества. Сегодняшний процесс социализации носит на себе черты забвения прошлого, утраты позитивных традиций. Это характерно для некоторых современных новаторов. Как говорил Ф. Ницше, там, где гордость непреклонна, память предпочитает отступать [7]. Исходя из вышесказанного следует добавить, что на сегодняшний день, если наше государство заинтересовано в воспитании грамотных граждан, заинтересовано в воспитании культуры, то оно должно делать главный упор на поддержку семьи и образования. Потому что семья является одновременно и тем, на чём держится сильное государство. Т.е. обеспечивается стабильная политическая система.
В заключение отметим, процесс социализации как освоение людьми политической культуры реально осуществим лишь при условии заинтересованности в нём политического режима, ведущих политических сил и при подлинно демократическом климате в обществе.
-
Содержание, особенности и причины возникновения социально-политических конфликтов.
Социально-политические конфликты происходят меж социальными общностями, организациями, институтами из-за противоположных политических интересов, предмет которых представляет собой политические блага – статус, власть, привилегии и т. д.
Участниками социально-политических конфликтов выступают большие общности людей, которые охватывают основные уровни общественной структуры (политический, идеологический, экономический). В таких конфликтах противоборство ведется за власть, и в таком смысле они – политические, но происходит она между большими общественными группами, и не просто за власть, а за власть в общественной сфере, и потому они – социальные.
Социально-политический конфликт как бы совмещает в себе социальный и политический конфликты, каждый из которых возникает на разных основаниях и решает «свои» проблемы. Кроме того, в этих конфликтах противоборствуют различные по своим качественным характеристикам стороны (субъекты). Основные отличия социального конфликта от политического состоят в следующем.
1. В социальном конфликте противоборство происходит между социальными субъектами (индивидами, группами, социальными организациями, движениями и институтами), в политическом конфликте — между субъектами политики (политическими партиями, политическими (государственными) институтами, государствами). В ходе развития как социального, так и политического конфликта не исключается трансформация социальных субъектов в политические и наоборот.
2. Объектом социального конфликта (в узком смысле) являются социальные интересы, потребности, ценности, социальные статусы и т. д., а интегральным объектом политического конфликта — политическая (государственная) власть и властные отношения.
Так как социально-политический конфликт совмещает в себе и социальный и политический конфликты, то в нем одновременно могут взаимодействовать и противодействовать социальные и политические субъекты. Предметом такого конфликта одновременно могут быть социальные и политические интересы.
Итак, социально-политический конфликт — это противоборство двух и более социальных и политических субъектов (сторон), причинами которого являются несовместимые социально-политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью. Это любой социальный конфликт, затрагивающий политические отношения и(или) для решения которого необходимо использовать политические методы и средства. Например, если в ходе забастовки работников крупного предприятия или целой отрасли не удается решить социальные (экономические) проблемы, лежащие в основе конфликта, то забастовка может трансформироваться в политическую акцию с уже политическими требованиями (например, отставки губернатора, правительства, президента). Однако политический характер эта акция может приобрести лишь в том случае, если она «заставит» государственные структуры решать возникшие проблемы политическими методами.
Чаще всего одну из конфликтующих сторон в социально-политическом конфликте представляют большие социальные группы (трудовые коллективы, пенсионеры, молодежь, жители региона, этносы и т. д.), а также общественные и находящиеся в оппозиции к власти политические институты (партии, профсоюзы, общественные и политические движения). Другой стороной в таком конфликте обычно является правящий политический режим или отдельные его институты и социальные группы, поддерживающие этот режим.
Общим объектом для конфликтующих сторон в социально-политическом конфликте является политическая власть. Но предмет конфликта для каждой из сторон может быть свой. Так, для субъектов политики (государства и его институтов, политических партий) объектом конфликта является государственная власть, а предметом — пределы властных полномочий. Для правящего режима основной целью в социально-политическом конфликте служит удержание политической власти, сохранение (укрепление) властных полномочий, придание политическому режиму видимости эффективности и легитимности. Для социальных субъектов политическая власть, как правило, не является самоцелью (предметом) конфликта. Власть (государственные органы, должностные лица) здесь рассматривается лишь как причина возникших социальных проблем и(или) как способ (средство) для достижения желаемых социальных целей. Но при определенных условиях социальные субъекты могут трансформироваться в политических и также претендовать на политическую власть.
По масштабам решаемых проблем, по количественному составу и уровню противоборствующих сторон можно выделить следующие виды социально-политических конфликтов:
• региональный — возникает в отдельном регионе РФ. В ходе
развития такого конфликта социальные акторы предъявляют претензии региональным политическим властям. Так, 30 января в Калининграде собрался многотысячный митинг (от 9 до 12 тыс. человек) с требованием отставки губернатора области Г. Бооса; чя-
• региональный, который в ходе своего развития «выходит» на федеральный уровень («заставляет» решать возникшие проблемы федеральные власти). Примером такого конфликта является указанный выше конфликт в городе Пикалево (неоднократные обращения жителей к региональным властям с требованиями выплаты задолженности по заработной плате и возобновления остановленного производства, не дали положительного результата);
• федеральный (общегосударственный). Такой социально-политический конфликт можно разделить на два подвида: 1) локальный, возникший в одном или нескольких регионах, но по своим последствиям имеющий общегосударственное значение;
2) широкомасштабный — охвативший большинство регионов страны и «заставивший» федеральные власти принимать общегосударственные решения. В качестве примера такого конфликта можно назвать массовые выступления людей, недовольных монетизацией льгот;
• режимный. В свержении ненавистного политического режима власти участвуют широкие социальные слои населения страны.
Если режимный социально-политический конфликт предполагает глубинные качественные преобразования всех сфер жизнедеятельности общества и государства, то он называется социальной революцией'. Примерами такого конфликта могут служить: Великая Октябрьская революция 1917 г. в России; Исламская революция в Иране (январь 1978 г. — февраль 1979 г.), в результате которой был свергнут проамериканский режим шаха Мохаммеда Реза Пахлеви;
• международный. В отличие от межгосударственного такой конфликт по сути является социально-политическим: во-первых, в конфликтное противоборство вовлекаются как политические, так и социальные акторы; во-вторых, причинами его возникновения является столкновение политических, социальных, экономических и иных интересов.
Особенностями социально-политического конфликта являются:
1) публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому социально-политический конфликт предполагает апелляцию сторон к социальным группам и к широкой общественности;
2) всеобщая значимость. Как уже говорилось, социально-политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты социально-политического конфликта (государство, политические организации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества);
3) обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в социально-политическом конфликте является политическая власть;
4) идеологический характер мотивации конфликта. Социально-политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации социального и политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников социально-политического конфликта;
5) институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъекты социально-политического конфликта должны быть организационно оформленными — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов;