Файл: Вопросы к экзамену по курсу "Прокурорский надзор".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Участие в гражданском или арбитражном деле прокурора, подавшего заявление, влечет наделение его процессуальными правами и обязанностями истца. При этом прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест (представление) в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

В целях решения вопросов о законности и обоснованности решений, определений или постановлений суда вступивших в законную силу, прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Генеральный прокурор в приказах от 11 января 2021 г. № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» и от 7 июля 2017 г. № 473 (ред. от 11.01.2021 г.) «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» в целях эффективной реализации полномочий и совершенствования работы по обеспечению участия прокуроров в судопроизводстве конкретизировал их задачи, направленные на защиту и реальное восстановление нарушенных прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также обеспечение законности на всех стадиях гражданского и арбитражного судопроизводства.

Для решения поставленных задач прокуроры обязаны:


  • участвовать в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам, заявлениям, прокуроров, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений и актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

  • вступать в процесс на любой его стадии и давать заключения по делам, в случаях, установленных федеральными законами;

  • обжаловать в апелляционном, кассационном и надзорном порядке судебные постановления по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор;

  • рассматривать обращения о проверке законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским и административным делам;

  • до начала судебного разбирательства детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям;

  • по всем возникающим при рассмотрении дела вопросам занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование, а также эффективно использовать иные права лица, участвующего в деле;

  • в целях исключения риска наступления неблагоприятных последствий отслеживать информацию о движении дела, размещенную на официальном сайте суда, а также с использованием любых источников такой информации и любых средств связи;

  • при выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустивших такие нарушения.


23. Участие прокурора в правотворческой деятельности

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Участие прокуратуры в правотворческая деятельности осуществляется в следующих формах:

- участие прокуратуры в подготовке нормативных правовых актов;

- проведение правовой экспертизы проектов законов, иных нормативных правовых актов;



- участие представителей прокуратуры в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседании представительных (законодательных) и исполнительных органов власти;

- участие представителей прокуратуры в правотворческой деятельности иных государственных органов;

- деятельность, связанная с согласованием нормативных правовых актов, принимаемых иными государственными органами;

- ведомственное нормотворчество.

Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации прилагаемое к Приказу Генерального прокурора РФ от 17.сентября 2007т г. № 144.

Собственная правотворческая деятельность прокуратуры РФ

В соответствии с положениями ст. 17 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения. Право Генерального прокурора РФ издавать такие акты обусловлено его статусом, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре он возглавляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений прокуратуры, ему подчинены все нижестоящие прокуроры. Порядок подготовки ведомственных актов определен Регламентом Генеральной прокуратуры РФ, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 03.06.2013 № 230. Как и другие нормативно-правовые акты прокуратуры РФ ведомственные акты соответствуют всем необходимым требованиям, характерным для актов прокуратуры. Приказы, указания, и другие ведомственные акты готовится по поручениям руководства Генеральной прокуратуры РФ, решений коллегий, координационных совещания правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме того, инициаторами подготовки ведомственных актов могут быть структурные подразделения прокуратуры управления и отделы. Как правило, проекты в большинстве случаев согласуются с иными структурными подразделениями (управлениями и отделами), а также с Научно-исследовательским институтом Академии Генеральной прокуратуры РФ.
24. Антикоррупционная деятельность органов прокуратуры

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.


Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры определено противодействие коррупции.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В свою очередь под противодействием коррупции определяется деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

О фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в правоохранительные органы – в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
25. Международное сотрудничество органов прокуратуры

Международно-правовое сотрудничество органов прокуратуры РФ представляет собой урегулированный нормами международного и российского права особый вид ее деятельности, осуществляемый в целях обеспечения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, национальных интересов и безопасности Российского государства и общества.


Целью международно-правового сотрудничества прокуратуры РФ является обеспечение исполнения закона, защита прав и свобод человека и гражданина, национальных интересов и безопасности государства и общества.

Предметом международно-правового сотрудничества органов прокуратуры РФ является: защита прав и свобод человека и гражданина; борьба с организованной (международной и иной) преступностью и другими нарушениями закона; возмещение причиненного преступлениям ущерба; исполнение уголовных наказаний, судебных решений по гражданским и арбитражным делам; взаимное оказание юридической помощи по уголовным, гражданским и семейным делам; выявление и расследование преступлений, розыск лиц, совершивших преступление, их экстрадиция; выполнение запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам; совершенствование международно-правовой регламентации, сближение национальных законодательств в сфере борьбы с преступлениями и иными нарушениями закона.

Осуществляя международно-правовое сотрудничество органы прокуратуры РФ руководствуются следующими принципами: уважение суверенитета государств; соблюдение национального законодательства и норм международного права; равноправие сторон; расширение и углубление сотрудничества и доверия между правоохранительными и иными государственными органами стран осуществляющих сотрудничество; приоритет защиты прав и свобод граждан стран осуществляющих сотрудничество; приоритет общепризнанных норм международного права.

Участие прокуратуры РФ в разработке международных договоров зависит от их уровня. Различают:

а) межгосударственные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;

б) межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства РФ;

в) договоры межведомственного характера (соглашения), заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб).

Нормативно-правовую основу международного сотрудничества прокуратуры с соответствующими международными организациями, компетентными органами и должностными лицами наряду с российским законодательством составляют