Файл: Вопросы к экзамену по курсу "Прокурорский надзор".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

- предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях).

3. Общие, специальные и частные задачи прокурорского надзора

Задачи прокурорского надзора — это категория, по сравнению с целями, более частная, более конкретная, ограниченная. Они более многочисленны, существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ и др.).

Специальные задачи — задачи, стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов). Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные) задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.
4. Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры в РФ

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного федерального органа находится в ведении РФ.

В настоящее время правовые основы организации и деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, другими федеральными законами, международными актами, указами Президента РФ, а также правовыми актами Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров Конституция Российской Федерации 1993 г.

5. Решения Конституционного суда РФ в сфере деятельности органов

Прокуратуры

его решения по буквальному смыслу ст. 3 ФЗ «О прокуратуре РФ» в систему актов, определяющих правовые основы деятельности прокуратуры, не могут входить.

Но им органично «присуща материально-правовая сила закона».

2 Основных направления влияния:

1. Связано с конституционным истолкованием законодательства, непосредственно регламентирующего вопросы организации и деятельности прокуратуры.

постановления:

  • от 1 декабря 1999 г. по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела;

  • от 18 июля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений ст. 115 и 231 ГПК РСФСР, ст. 26, 251 и 253 ГПК РФ, ст. 1, 21 и 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан;

  • от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»;

  • от 17 июля 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 УПК РСФСР, ст. 41 УК РСФСР и ст. 36 ФЗ «О прокуратуре РФ»;

  • от 18 февраля 2000 г. по делу о проверке п. 2 ст. 5 ФЗ «О прокуратуре РФ»; Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. по запросу Промышленного районного суда города Оренбурга о проверке конституционности части шестой ст. 162 УПК РФ

  • 2017 г. по запросу правозащитных организаций. общество мемориал, гр.Галушкиной (?)

  1. решения, содержащие конституционно-правовую оценку законов, хотя и связанных с деятельностью прокуратуры, но входящих в отрасли права, нормы которых подлежат учету в деятельности органов прокуратурыЭто, главным образом, постановления и определения Конституционного Суда РФ, касающиеся судопроизводства и, в первую очередь, уголовного. сыграли, в частности, серьезную роль в понимании и определении сферыприменения судебного контроля и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, их соотношения и взаимодействия.

постановления:

-от 27 марта 1999 г. «По делу о проверке конституционности статьи 133, части первой ст. 218 и ст. 220 УПК РСФСР»;


-от 8 декабря 2003 г. «По делу о проверке конституционности положении части первой ст. 237, ч. 7, 8,9 и 10 ст. 246, ст. 378,408 УПК РФ»;
-от 16 июля 2008 г. «По делу о проверке конституционности положений ст. 82 УПК РФ в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева»;
определения:
- от 8 октября 1999 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граж­дан К.Ю. Мирзаянца, А.В. Боровских, В.Н. Вечтомова и Д.А. Колосова на нарушение их конституционных прав ст. 89, 91, и 96 УПК РСФСР»,
- от 10 марта 2005 г. «По жалобе гражданина А.И. Головкина на нарушение его конституционных прав положениями пункта 3 части второй ст. 82 УПК РФ, части 12 ст. 27.10 КоАП РФ и Постановления Правительства РФ „Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"».


6. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции


Генерального прокурора РФ

В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органами и учреждениями прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Приказ Генерального прокурора РФ – совокупность норм и правил, которые создают реальный механизм исполнения органами прокуратуры законодательства о прокуратуре и иных нормативных правовых актов РФ (например «Приказ Генерального прокурора от 26 июня 1997 г. № 34 „Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью“).

Указание генерального прокурора РФ – нормативный акт общего характера, принимаемый по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов.

Инструкция Генерального прокурора представляет собой систематизированную совокупность предписаний и рекомендаций, излагаемых в нормативно-правовой форме, разъясняются организационные, кадровые, методические, технические, финансовые стороны деятельности.

Информационное письмо содержит выводы и рекомендации по поводу совершенствования работы и, как правило, сопровождают приказы, указания.

Обзор – полное исследование практики органов прокуратуры по определенному виду деятельности и реализации той или иной функции.

Положение о данном подразделении - нормативный акт, содержащий в себе задачи подразделения, основные полномочия (разграничение управленческих функций в отношении нижестоящих органов, контроль за их деятельностью и т. д.), функции и структуру подразделений, порядок их взаимодействия, принципы организации работы. Вступает в силу после его рассмотрения соответствующим прокурором и его утверждения.

А также могут быть и такие документы организационно-распорядительного характера, как представление вышестоящему прокурору, задание, акт проверки работы подчиненных прокуратур, распоряжение о распределении обязанностей между прокурорами отдела, заключение по материалам проверки жалобы, заявления, замечания на надзорный или управленческий акт нижестоящего органа и др.


Данные акты обычно состоят из вводной, описательной и постановляющей (предлагающей, директивной) частей. Они должны отвечать требованиям порядка их составления, содержания и структуры, а также соответствовать требованиям закона, приказам и указаниям Генерального прокурора. Данные акты необходимо рассматривать как самостоятельную разновидность служебной документации, так как они отражают самостоятельную управленческую деятельность.
7. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципы прокурорского надзора — это мировоззренческие идеи осно­вополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые сред­ства их реализации.

Принцип законности

Формула принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.

Принцип публичности

Формула принципа: органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства незави­симо от волеизъявления заинтересованных лиц.

Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры

Формула принципа: прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры

Формула принципа: в основе прокурорского надзора лежит единое цен­трализованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Гене­ральному прокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышесто­ящих прокуроров нижестоящими.

Принцип внепартийности

Формула принципа: организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологиче­ских взглядов.

Принцип независимости