Файл: Вопросы к экзамену по курсу "Прокурорский надзор".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


20. Обстоятельства, на которые прокурор должен обращать внимание

при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным

заключением

Ориентируясь на ст. 73 УПК РФ, прокурор при изучении обвинительного заключения должен обращать внимание на четкое описание события преступления: в частности, на указание времени и места совершения преступления, способа его совершения, иных обстоятельств преступления, требуемых уголовным законом. Изучая субъективную сторону преступления, описанную в обвинительном заключении, прокурор с учетом анализа доказательств оценивает обоснованность выводов следователя о доказанной виновности обвиняемого. Обязательной, кроме того, является проверка правильности определения следователем формы вины, а также мотивов совершения преступления, так как эти обстоятельства могут существенно повлиять на размер наказания, которое может быть назначено обвиняемому, а в некоторых случаях — и на квалификацию деяния. Прокурору необходимо проверить квалификацию преступления, ее соответствие материалам уголовного дела и постановлению о привлечении в качестве обвиняемого.

Изучая обвинительное заключение, прокурор должен обратить внимание на наличие в нем не только анкетных данных обвиняемого, но и развернутой характеристики его личности, с подтверждением ее соответствующими материалами уголовного дела.

Прокурор также должен выяснить, включены ли в обвинительное заключение все установленные по делу обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, и подтверждены ли они ссылками на соответствующие доказательства.

Подводя итог всему изложенному ранее, необходимо отметить, что в целом, исследуя уголовное дело, прокурор делает ряд выводов, на основе которых он принимает решение о полноте, всесторонности и объективности расследования, что находит свое выражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных нарушений, исключающих допустимость доказательств и препятствующих направлению дела в суд; о соответствии текста обвинительного заключения материалам дела.

21. Участие прокурора в конституционном и административном

Судопроизводстве

Статья 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1, 7 ст. 39 КАС РФ).

Такая форма участия прокурора в административном судопроизводстве, как вступление в судебный процесс и дача заключения по административному делу применяется в случаях, предусмотренных данным Кодексом, к которым относятся административные дела об оспаривании нормативного правового акта
(ч. 4 ст. 213 КАС РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 243 КАС РФ), о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 268 КАС РФ), об административном надзоре (ч. 3 т. 272 КАС РФ), о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 3 ст. 277), о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 280),
о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 282 КАС РФ), о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.2 КАС РФ).

Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

При принятии к производству судом административного дела, предполагающего обязательное участие прокурора, судья должен известить об этом соответствующего прокурора, направив извещение о месте и времени рассмотрения дела.Неявка в судебное заседание прокурора, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, такие случаи должны носить исключительный характер в силу установленной законом обязательности участия прокурора для защиты публичных интересов.



Участие прокурора в данных административных делах предполагает дачу заключения, под которым понимается изложение мнения прокурора по поводу наличия либо отсутствия оснований для удовлетворения административных требований. Заключение должно содержать оценку исследованных в суде доказательств, указание на установленные с их помощью существенные фактические обстоятельства, с указанием норм материального прав, регулирующие спорные правоотношения, которая учитывается судом при вынесении судебного акта.

Заключение прокурора по делу завершает рассмотрение дела по существу. Прокурор выступает перед прениями сторон.

Особой формой участия прокурора в административном судопроизводстве является подача представлений на судебные акты, которая является средством реагирования прокурора на незаконные решения суда.

Право принесения представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (ч. 2 ст. 295 КАС РФ), а также вышестоящему прокурору.

В свою очередь под прокурором, участвующим в деле понимается – прокурор, вступивший в судебный процесс для дачи заключения по делу, в том числе Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции (ст. 37, 39 КАС РФ, статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Прокурор вправе принести представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным, указанное положение нашло свое развитие в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Полномочия и деятельность прокурора в области законодательства об административных правонарушениях зависит от подведомственности и порядка производства по делам об административных правонарушениях. Если компетенция по привлечению к административной ответственности относится к органам исполнительной власти, то прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции функцию надзора за исполнением действующих законов (ст. 24.6 КоАП РФ). В случаях, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях относится к компетенции суда, то участие прокурора регламентируется Кодексом административного судопроизводства (ст. 39 КАС РФ).


Полномочия прокурора в административном судопроизводстве связаны в первую очередь с его правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. При этом в случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином (ст. 125 КАС РФ).

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных законами (например, дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора – ст. 213 КАС РФ). Прокурор не дает заключение по административному делу, если оно возбуждено на основании его административного искового заявления.

22. Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве

В отличие от уголовного процесса, в основе гражданского и арбитражного судопроизводства лежат не публичные, а частные (диспозитивные) начала.

Поэтому участие прокурора в этих процессуальных сферах в значительной мере ограничено предусмотренными законами основаниями.

Так, участие в гражданском деле прокурора связано с его правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ст. 45 ГПК РФ).

Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Кроме того, прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Примерно так же определено положение прокурора в арбитражном процессе, где согласно ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд при необходимости защиты прав и законных интересов государства, организаций (в том числе государственных предприятий, учреждений) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В таких случаях прокурор может обратиться в арбитражный суд, например:

  • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления;

  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти, органами местного самоуправления;

  • с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения;

  • с иском о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.