Файл: Сертификации ipma.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕЖДУНАРОДНАЯ
СИСТЕМА
СЕРТИФИКАЦИИ IPMA
IPMA® зарегистрирована в Швейцарии как некоммерческая профессиональная организация, основной функцией которой является содействие развитию и широкому применению на практике методов и средств управления проектами (УП) в разных странах мира.
IPMA® создана в 1965 году, как форум для обмена опытом менеджерами проектов, работающих в разных странах мирах. В 1967 году в Вене был проведен первый Международный Конгресс
IPMA®. Членами IPMA® являются в основном национальные ассоциации по УП. В настоящее время (2014 год) в ассоциацию входит более, чем 60 стран мира.
Российская национальная ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) была создана в конце 1990 года, а в феврале 1991 года вошла в состав IPMA®.
В 1998 году IPMA® утвердила концепцию универсальной четырех уровневой сертификационной программы (IPMA® 4-L-C - IPMA® Four Level Certification), которая получила всемирную известность. Начиная с 1999 года международная ассоциация управления проектами осуществляет сертификацию специалистов по управлению проектами.
СОВНЕТ, как и многие другие национальные ассоциации, на основании двусторонних соглашений с IPMA®, получила право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA®.
Для подтверждения соответствия сертификационной деятельности, проводимой в национальной ассоциации, установленным международным требованиям программы IPMA® 4-L-
C, регулярно проводится валидация представителями (валидаторами) IPMA®
Сертификация IPMA
Национальные требования к компетентности (НТК) специалистов по управлению проектами разработаны в соответствии с требованиями ICB (Версия 3.0) 1РМА.
С того времени, как IPMA начала разработку и внедрение своей универсальной системы сертификации, её основной областью деятельности стало проведение сертификации персонала по управлению проектами на основе признанной во всем мире четырехуровневой (4-L-C) системы сертификации. Данная система может быть использована для развития профессионального менеджера проекта.
1.1 Проекты
Количество проектов, программ и портфелей проектов растет во всем мире с беспрецедентной скоростью. За последние тридцать лет дисциплина «Управление проектами»
получила значительное развитие и приобрела большую отчетливость.
Все большее количество различных проектов управляются профессионалами. В прошлом на этой сцене доминировали строительные и оборонные проекты. Теперь они по-прежнему остаются важными, но не составляют большинство. Сегодня мы имеем дело с проектами в сфере информации и коммуникационных технологий, организационного развития, производства продукции, рыночных изменений, развития производства, научных исследований, проведения мероприятий, а также с политическими, законодательными, образовательными и социальными проектами в различных отраслях экономики.
1.2 Профессиональное управление проектами
Чтобы быть профессиональной, проектное управление должно иметь жесткую систему стандартов и руководств, определяющих требования к работе персонала, задействованного в управлении проектом. Эти требования устанавливаются с помощью сбора, обработки и стандартизации информации по общепринятым и получившим одобрение в проектном менеджменте характеристикам компетентности.
Качество проекта определено как выполнение требований, установленных для проекта.
Качество управления проектом определено как выполнение требований, установленных для

управления проектом. Оптимальной для проектной организации является ситуация, в которой все люди, проектные команды и поставщики ресурсов, участвующие в управлении проектом,
компетентны в осуществлении своей работы и несут персональную ответственность.
1.3 Основные условия
Основные условия сертификации в сфере управления проектами повторяют положения стандарта ISO/IEC 17024 «Общие требования к органам, осуществляющим сертификацию персонала» и включают следующее:
 Компетентность — это продемонстрированная способность к применению знаний и/или навыков и личностных качеств, когда это необходимо.
 Схема сертификации содержит специфические требования, предъявляемые к определенным группам лиц, каждая из которых должна подпадать под действие единых для этой группы стандартов, правил и процедур.
 Процесс сертификации должен включать все необходимые действия, на основании которых сертифицирующий орган может установить, удовлетворяет ли конкретный специалист указанным требованиям к компетентности.
 Оценка — это механизм определения соответствия компетентности кандидата установленным требованиям по одному или нескольким результатам,
продемонстрированным в письменной и вербальной форме, на практике и в процессе наблюдения.
 Квалификация выявляется путем демонстрации индивидуальных личностных качеств,
полученного образования, профессиональной подготовки и/или опыта работы человека.
Оценка не должна ориентироваться на будущие события и прогнозы. В процессе ее проведения на основании доказательств, предоставленных кандидатом и проверенных асессорами, фиксируются и оцениваются полученные ранее и имеющиеся на настоящий момент знания и опыт кандидата. Такая оценка является хорошим индикатором того, что управление будущими проектами будет проведено успешно. Кроме того, она может стать хорошим основанием для планирования профессионального роста.
1.4 Преимущества сертификации
Программа сертификации побуждает менеджеров проектов, программ и портфелей проектов, а также членов команд по управлению проектами:
 расширять и совершенствовать свои знания и опыт;
 проходить обучение и профессиональную переподготовку;
 повышать качество управления проектом;

я более эффективно достигать цели, определенные проектом.
Преимущества сертификации:
 специалист в области управления проектами становится обладателем признанного во всем мире сертификата, удостоверяющего его компетентность в этой сфере деятельности;
 ’ компании — поставщики услуг по управлению проектами получают подтверждение профессиональной компетентности своих специалистов;

к компании-клиенты приобретают уверенность в том, что услуги по проектному менеджменту, которые им предоставят, будут соответствовать современным требованиям.
1.5 Фундаментальные принципы
IPMA Competence
Baseline (ICB)
Международная ассоциация IPMA первоначально разработала ICB на основе
Национальных требований по определению компетентности, а затем начала развивать их,

превратив эту деятельность в процесс постоянного усовершенствования. Главным преимуществом для потребителей является то, что основы определения компетентности имеют универсальный характер и не зависят от того, в какой именно компании работает специалист, к какой сфере деятельности или к какой отрасли экономики относится эта компания или в какой стране она находится.
При проведении интервью и при оценке отчета кандидата принимается во внимание специфика компаний, организаций, областей деятельности и отраслей экономики, а также специфика культуры организации деятельности и бизнеса в разных странах. Это осуществляется благодаря участию в сертификации двух экспертов- асессоров, один из которых специализируется в соответствующем секторе экономики, а второй представляет любой другой сектор. Кроме того,
особенности культуры ведения бизнеса и экономики конкретного государства могут быть учтены в Национальных требованиях к компетентности (National Competence Baseline — NCB).
Официальным языком ICB является английский, и каждая ассоциация — член IPMA вправе принимать решение об использовании ICB для проведения сертификации или о необходимости разработки на его основе собственных Национальных требований к компетентности (NCB).
При разработке NCB следует руководствоваться следующими правилами:
 соотношение количества элементов в трех группах компетентности в NCB должно быть идентичным ICB; национальная ассоциация может дополнительно включать до 10%
элементов компетентности, отражающих специфику экономической ситуации в регионе и методов ведения бизнеса;
 национальная ассоциация может дополнительно включать до 10% элементов компетентности, учитывающих особенности культуры и обычаев региона;
 национальная ассоциация может адаптировать ICB при разработке NCB с учетом ситуации и обычаев региона.
Диаграмма компетентности в виде глаза («Глаз») отображает всю совокупность элементов управления проектом, которую видит менеджер проекта при оценке определенной ситуации.
Диаграмма представлена в виде глаза, что символизирует ясность и проницательность
(предвидение) — см. рисунок 1.1.
Рисунок 1.1. Диаграмма компетентности в виде глаза
ICB содержит описание сорока шести элементов компетентности, дополненное информацией о том, как они между собой соотносятся, и систематизирует все элементы по трем группам:
Техническая компетентность предназначена для описания основополагающих элементов компетентности в сфере управления проектами. Эта группа объединяет элементы, характеризующие саму суть управления проектами, их иногда называют
«костяк». ICB включает 20 технических элементов компетентности.
Поведенческая компетентность предназначена для описания элементов,

характеризующих личность специалиста с позиций его компетентности в сфере управления проектами. Эта группа включает элементы, раскрывающие поведение проектного менеджера и его умение ориентироваться в условиях конкретной ситуации. ICB включает 15 поведенческих элементов компетентности.
Контекстуальная компетентность предназначена для описания элементов,
относящихся к окружению проекта. Это направление включает элементы компетентности, характеризующие умение менеджера проекта выстраивать отношения с линейными менеджерами, а также его способность функционировать в организации, сфокусированной на проекты. ICB включает 11 контекстуальных элементов компетентности.
Описание каждого элемента включает: название, характеристику его содержания, минимум технологических шагов и критерии оценки опыта, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню. Ключевые слова и ключевые связи с другими элементами перечислены в конце описания каждого элемента и предназначены для повторного (ускоренного)
чтения. Перечень всех элементов компетентности приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Перечень элементов компетентности ICB 3.0
1. Техническая компетентность
2. Поведенческая компетентность
3. Контекстуальная компетентность
1.01 Успешность управления проектом
1.02 Заинтересованные стороны
1.03 Требования и цели проекта
1.04 Риски и возможности
1.05 Качество
1.06 Организационная структура проекта
1.07 Командная работа
1.08 Разрешение проблем
1.09 Структура проекта
1.10
Замысел и итоговый продукт проекта
1.11
Время и фазы жизненного цикла проекта
1.12
Ресурсы
1.13
Стоимость и финансы
1.14
Закупки и контракты
1.15
Изменения
1.16
Контроль и отчетность
1.17
Информация и документация
1.18
Коммуникации
1.19
Инициация проекта
1.20
Закрытие проекта
2.01 Лидерство
2.02 Вовлечение и мотивация
2.03 Самоконтроль
2.04 Уверенность в себе
2.05 Разрядка
2.06 Открытость
2.07 Творчество
2.08 Ориентация на результат
2.09 Продуктивность
2.10
Согласование
2.11
Переговоры
2.12
Конфликты и кризисы
2.13
Надежность
2.14
Понимание ценностей
2.15
Этика
3.01 Ориентация на проект
3.02 Ориентация на программу
3.03 Ориентация на портфель проектов
3.04 Осуществление проектов, программ и портфелей проектов
3.05 Постоянная
(родительская) компания 3.06
Бизнес и предпринимательская деятельность
3.07 Системы, продукты и технологии
3.08 Управление персоналом
3.09 Здоровье, безопасность, охрана труда и окружающей среды
3.10
Финансы
3.11
Юридические аспекты проекта
1.6 Национальные требования к компетентности специалистов
1.6.1
От ICB к НТК
IPMA на основании двусторонних соглашений с Национальными ассоциациями осуществляет общий контроль и координацию проводимого ими сертификационного процесса.
При заключении подобного соглашения Национальная ассоциация получает право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA, что является гарантией международного признания выдаваемых ею сертификатов. Со своей стороны
Национальная ассоциация обязуется разрабатывать и применять собственную программу сертификации в соответствии с основной структурой и принципами сертификационной системы
IPMA.
Каждая Национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы и, прежде всего, Национальные требования к

компетентности (NCB — National Competence Baseline). Эта документация утверждается для сертификации. Национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами. С
другой стороны, унификация, проводимая IPMA, учитывает требования компаний и организаций,
работающих на мировом рынке.
1.6.2
Обоснование структуры НТК
Интенсивное развитие управления проектами и все более широкое применение его на практике потребовало создания соответствующей профессиональной инфраструктуры, которая включает такие основные компоненты, как исследования, разработка методов и средств,
стандартизация, образование, тренинги и сертификация специалистов и организаций. В связи с тем, что становление и формирование УП и его инфраструктуры происходило в течение 30—40
лет в разных странах, в мире существует несколько центров развития УП с разными методологическими подходами, терминологией и практикой.
Вместе с тем накопленные знания, опыт и практика применения позволяют ставить вопрос о разработке общих фундаментальных основ и принципов УП на базе унифицированных решений, а также единой глобальной инфраструктурной системы УП. Это позволит впоследствии создать в каждой стране национальную инфраструктуру, удовлетворяющую как мировым, так и национальным требованиям.
В основе реализации таких инициатив лежит необходимость принятия единой терминологии, систематизации и структуризации накопленных в мире теоретических и практических знаний, опыта и компетентности специалистов по УП.
Развитие управления проектами в современном мире, накопленные знания и опыт по УП в различных сферах, а также результаты международного сотрудничества в области УП вышли на тот уровень, когда стало возможным и необходимым интегрировать знания по УП в единую системную модель. На базе разработок и опыта Ассоциации управления проектами СОВНЕТ
совокупность возможных процессов управления проектами рассматривается в рамках активной комплексной кибернетической системы, включающей объекты, субъекты и процессы управления.
Создание системной модели обусловлено следующими причинами:

Активным развитием процессов глобализации и унификации УП. В тоже время, как показывает приведенный выше анализ различных национальных подходов к УП, на сегодня нет единой концепции управления проектами, четко определяющей состав и структуру знаний в этой области.

Необходимостью создания единой методической основы для подготовки и сертификации специалистов по управлению проектами.

Необходимостью создания единой методологической и нормативной базы для осуществления национальных и международных проектов и программ.

Необходимостью классификации известных и потенциальных задач управления проектами, развитием соответствующих методов и средств решения задач УП.

Существенными различиями в терминологии по управлению проектами, что осложняет взаимопонимание между специалистами, работающими в этой области.
1.6.3
Элементы ICB в структуре системной модели
Системная модель представляет собой свернутые структуры («деревья»), включающие все элементы проектного управления, сгруппированные по трем блокам. Опираясь на это утверждение, рассмотрим элементы ICB в структуре системной модели и посмотрим, как они соотносятся друг с другом (таблица 1.2).